Тема 5. Формирование и развитие мусульманской



Политико-правовой мысли – 2 часа

 

План

1. Становление мусульманской политико-правовой мысли.

2. Концепция государства и права в учениях аль-Маварди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушда.

3. Политическое учение Ибн Халдуна.

4. Мусульманская правовая система.

 

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.2 / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.

Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М.,1965.

Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

Игнатенко А.А. Ибн Халдун о природе государства // Народы Азии и Африки. 1981. № 1. С.14 - 22.

Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984.

Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Саидов А.Х. Типология и классификация правовых систем современности // Правоведение. 1985. № 2. С. 4 – 16.

Сюкияйнен Л.Ф. Мусульманское право. М., 1984.

Чистякова Т.А. Арабский халифат. М., 1962.

 

Темы докладов и презентаций

1. Политические воззрения Авиценны.

2. Концепция власти в учение аль-Маварди

3. Этико-философское правопонимание Ибн Рушда.

4. Коран как источник права.

5. Политические взгляды суннитов и шиитов: сравнительный анализ.

6. Мусульманское право XIX – XX вв.: эволюция структур и институтов.

7. «Мукаддима», как политический трактат.

 

Практические задания

1. «Мы разделили среди них (людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение», «Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства» (Коран). Каковы принципы социальных и имущественных отношений провозглашались в Арабском Халифате и шариате?

2. Проведите сравнительный анализ политических воззрений суннитов и шиитов по вопросам источников власти, формам её организации, роли мусульманской общины и статуса халифа.

Какие существуют различия в их правовых учениях? Раскройте правовые взгляды суннитских мазхабов или правовых школ: ханбалитов, ханафитов, шафиитов, маликитов.

В чем состоит смысл высказывания исламских суннитских богословов – «Двери иджтихада были закрыты»?

3. Какая классификация человеческих обществ была представлена в учение аль-Фараби? Каковы черты идеальной модели – добродетельного города-государства?

4. Сопоставьте политико-социальные воззрения исламских мыслителей – Ибн Рушда, Авиценны, аль-Фараби.

5. Проведите соотношение между мусульманскими мыслителями и их «европейскими именами», работами

Аль-Фараби              «Аристотель Востока»

Ибн Рушда                Аверроэса

Ибн Сина                   Авиценна

Ибн-Халдун               «Большая история»

6. «Условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию» (Ибн-Халдун). Какие этапы или состояния общества он соответственно выделял? Как происходит эволюция государственного устройства?

7. «Рано или поздно неизбежно наступает дряхлость империй, которые, как и люди, растут, достигают зрелого возраста, а затем клонятся к упадку». Учение Ибн-Халдуна базируется на теории неизбежной гибели любого государства. Какими факторами это обусловлено? Какова роль экономики в этом процессе?

8. Раскройте сущность трех типов государств в учение Ибн-Халдуна: «естественная монархия», «политическая монархия», «халифат». Чем данная классификация отличается от классической – Аристотеля или Цицерона?

9. Дайте характеристику шариату, как религиозно-нормативной системе. Проведите сравнительный анализ с римским правом, англосаксонской правовой системой по следующим критериям: источники права, формы законодательных актов, формы систематизации, правовые теории.

По мнению европейсого исследователя права Мийо «мусульманские юристы привыкли думать, что право состоит из онкретных решений…а не общих принципов. Они отказываются от абстракции, от систематизации, от кодификации». Проанализируйте данную точку зрения.

10. Раскройте сущность понятия «иджтихад», «абсолютный иджтихад», «таклид» в шариате. Какие приемы толкования права использовали мусульманские правоведы в период средневековья и в современный период? Какова роль кияса, как источника права, в толковании?

11. В 1869 – 1876 гг. был разработан свод мусульманских правовых норм по гражданскому и судебному праву «Маджала». ХХ век стал периодом модернизации мусульманского права. Проанализируйте, по каким направлениям шло данное преобразование. Каково было влияние европейского и американского законодательства? Какова роль в этом процессе «исламского фундаментализма»?

12. Проанализируйте содержание следующих мусульманских правовых принципов

«Аллах, поистине, повелевает вам ... когда вы судите среди людей, то судить по справедливости»

«Необходимость делает разрешенным запретное»

«Допускается причинение вреда частного во избежание ущерба общего»

«Приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен»

«Мы судим по видимой, внешней стороне дела, а его сокровенный смысл ведает Аллах»

«Не запрещается изменение нормы с изменением времени»

«В основе распоряжения делами подданных должен лежать интерес»

«Обычай имеет значение нормы»

 

13. Проведите соотношение между мусульманскими мыслителями и названием их трудов

Аль-Фараби              «Книга познания»

Ибн Рушда                «Гражданская политика»

Ибн Сина                   «Опровержение опровержения»

Ибн-Халдун               «Мукаддима»

14. Соотнесите источники мусульманского права и их значение

 

Коран                 закон                           

Кияс                   предания о высказываниях и делах пророка

Сунна                 правовые обычаи арабов

Иджма                  суждения по аналогии

Канун                 общее мнение авторитетных правоведов 

Фирманы            священная книга ислама, откровения Аллаха

Урф                     указ халифа                            

Фетва                  мнение муфтиев по правовым вопросам 

 

 

Тема 6. Зарождение политико-правовых учений

В Древней Руси – 2 часа

План

1. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати».

2. Политические идеи в «Повести временных лет».

3. Политическое завещание Владимира Мономаха.

4. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

 

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.2 / Под ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М., 1999.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль древней Руси. М., 1960.

Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений в России. XI – XX вв. М., 1995.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Повесть временных лет. М-Л., 1951.

«Слово о законе и благодати» // Государство и право. 2002. № 6. С. 14 -18.

 

Темы докладов и презентаций

1. Концепция княжеской власти Владимира Мономаха.

2. Правовые категории «закона» и «благодати» в произведение Илариона.

3. Политические идеи в «Повести временных лет».

4. Соотношение духовной и княжеской власти в идеологии Древней Руси.

5. Идеология «раннесредневековой интеллигенции» в учение Даниила Заточника.

Практические задания

1. Раскройте сущность концепции формирования и развития Киевского государства в работе Илариона. Каково, по его мнению, значение варяжского и византийского факторов?

2. «Закон дан на приготовление благодати и истины, да в нем обыкнет человеческое естество», «закон предтеча и слуга благодати и истины». В произведение Иллариона проводится соотношение понятий Закон, Истина и Благодать. Раскройте их содержание и эволюцию. Какие принципы лежали в основе морально-этической концепции права Илариона?

В. Даль давал следующее определение понятию «правда»: «…по первому коренному значению правдой зовется Судебник, Русская Правда, Сборники узаконений, установлений. Правда – старое право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа». Раскройте понимание правды в концепции Илариона.

3. «Ты правдою бе отмечен, крепостью перепоясан, истоной обут, смыслом венчан и милостыней яко гривной…златой красуяся» («Слово о законе и благодати»). Какой образ идеального князя нарисовал Иларион? В чем он видел «благодатность» княжеской власти для Руси? Как он обосновывал идею единодержавия?

4. «Наводит ведь бог, в гневе своем, иноплеменников на землю; и, только пережив это горе, жители её вспоминают о боге; на междоусобную же войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра; а дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает бог её смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы обратились к покаянию, в котором бог велит нам жить» («Повесть временных лет»). Проанализируйте данное высказывание.

Каковы, по мнению Нестора, факторы, влияющие на развитие государственности? Какова роль граждан в политическом процессе?

5. «Слыша всё это, устремимся к добру; потребуйте праведного суда, заступайтесь за обижаемого; покаемся, не будем воздавать злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим бога нашего…Потому и казни всяческие принимаем от бога, и набеги врагов, по божьему повелению принимаем наказание за грехи наши» («Повесть временных лет»). Как, по мнению Нестора, можно достичь блага и стабильности в государстве? Какова роль князя и отдельных граждан в этом процессе?

6. «Всего же более убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека. И в земле (богатства) не прячьте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев…на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод…Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом» («Поучение детям»). Раскройте образ «мудрого князя» в произведении Владимира Мономаха. Какими личностными качествами он должен был обладать? Каковы должны быть цели и методы его политики?

Сравните образ «идеального правителя» в древнерусских произведениях с древневосточными представлениями.

7. Раскройте социальные и политические идеи Владимира Мономаха? Какие политические методы он предлагал для укрепления государственного единства?

8. «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его», «месть не должна быть и определяющим мотивом в политике» («Поучение детям»). Каково было отношение Владимира Мономаха к кровной мести и смертной казни? Как он относился к силовым способам политического управления?

9. Выделите сущность патриотической концепции «Слова о полку Игореве». Какими методами можно было добиться «единства земли русской»?

10. «Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град нам твоею державою», «кораблю глава кормник, а ты, княже, людям своим» (Даниил Заточник). Проанализируйте сущность единовластной концепции государственной власти. Почему авторы Древней Руси идеализировали мудрого единовластного князя?

11. Раскройте сущность политических и социальных афоризмов Даниила Заточника

 

«В печале – ум совершенствуется»

«Очи бо мудрых желают благих, а безумного – дому пиру»

«Лучше слышати прение умных, нежели наказаниа безумных»

«Глас князя сладок, а образ красен»

«Одеянием есмь скуден, но разумом обилен»

«Богатство государства во множестве храбрых и мудрых людей»

«Не лиши хлеба нищего, но мудрого и не превозноси до небес богатого глупца»

«Нищий, но мудрый, как золото в полном сосуде; а богатый, да глупый, как паволока в изголовье, соломой набитая»

«Умный муж не всегда бывает на рати смел, но он крепок в замыслах своих, поэтому правильно будет собирать мудрых»

 

12. Проведите соотношение между древнерусскими мыслителями и их произведениями

 

Иларион                                      «Русская Правда»

Владимир Мономах                   «Слово о законе и благодати»

Нестор                                         «Поучение детям»

Даниил Заточник                        «Повесть временных лет»

Ярослав Мудрый                        «Моление»

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!