Тема 3. Политические и правовые учения



В древнеримском государстве – 2 часа

 

План

1. Марк Туллий Цицерон о государстве и праве.

2. Политико-правовые воззрения римских стоиков.

3. Учение римских юристов о праве.

4. Политико-правовые взгляды первых христиан.

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.1 / Отв. ред. Л.Р.Сюкияйнен. М., 1999.

Бартошек М. Римское право: Понятие, термины, определения. М., 1989.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1995.

История политических и правовых учений / Под ред. С. Кечекьяна. М., 1955.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Покровский И.А. История римского права. М., 2002.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С.А. Ошерова. Кемерово, 1986.

Утенко С.А. Политические учения Древнего Рима. М., 1987.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986.

Цицерон М.Т. Диалоги о государстве, о законах / Под ред. Веселовского И.Н., Горенштейна В.О. М., 1966.

Цицерон М.Т. Избранные сочинения / Сост. М. Гаспаров, О. Ошеров.  М., 1975.

Цицерон М.Т. О старости – О дружбе – Об обязанностях / Пер. В.О. Горенштейне. М., 1975.

Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – I четверть XIX века). М., 2000.

 

 

Темы докладов и презентаций

1. Римское право: исторические этапы развития.

2. Правовые взгляды М.Т. Цицерона.

3. Школы римских юристов.

4. Атомическое учение Тита Лукреция Кара.

5. Идеалистическая модель общества представителей раннего христианства.

6. Политические идеи раннего и римского стоицизма: сравнительный анализ.

7. «О государстве» М.Т. Цицерона.

8. Космополитическая концепция Сенека.

9. Правовое учение Гая.

10. Политическая теория императора Марка Аврелия Антонина.

 

Практические задания

1. «Итак, государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов» (Цицерон, «О государстве»). Проанализируйте данное высказывание. Что, по мнению Цицерона, выступало причиной образования государств? Какова роль семьи в формировании государственности?

2. «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая» (Цицерон, «О государстве»). Дайте анализ данному определению. Какова роль и содержание законов в государствах? Допустимо ли, по мнению Цицерона, отмена или ограничение законов?

Что он понимал под источниками права? Как в его учение сочетались понятия «природа человека», «разум», «закон»? Раскройте следующую логическую цепочку: «закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия».

3. «Благоволием своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы». Дайте характеристику классификации форм правлений в учение Цицерона (с учетом их достоинств и недостатков). Проведите сравнительный анализ с классификацией Аристотеля. Почему, по мнению Цицерона, происходит вырождение форм государства? Какое государственное устройство он считал идеальным?

4. «Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти было уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа» (Цицерон, «О государстве»). Каковы, по мнению Цицерона, положительные черты смешанной формы правления? Сравните модель идеального государства Платона и смешанной формы правления Цицерона?

5. Высшим, истинным законом Цицерон называл естественное право, которое возникло «раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Как в его учение соотносились понятия естественное право и справедливость? Что он вкладывал в понятие естественного права?

6. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» (Цицерон, «О законах»). Проанализируйте данное высказывание. Какова, по мнению Цицерона, роль и содержание позитивного права? Может ли оно изменить правопорядок?

7. Римские юристы мало внимания уделяли разработке общих теоретических правовых принципов и понятий, отдавая предпочтение детальной разработке конкретных правовых вопросов, формул и казусов. Чем можно обосновать данную позицию? Имели ли место обобщенные труды по теории права? В каких конкретных формах выражалась деятельность римских юристов?

8. По мнению Ульпиана, «цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писанным или неписанным, как у греков…». Проанализируйте данное высказывание. Какие виды права выделяли римские юристы? Каково их соотношение между собой? Чем было обусловлено деление на частное и публичное право?

9. «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово ius (право); оно получило своё название от iustitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение) boni (добра) и aegui (равенства и справедливости)» (Ульпиан). Дайте анализ данному определению. Какое содержание римские юристы вкладывали в понятие права? Сравните с современными теоретическими определениями данной категории.

10. Римский юрист Папиниан давал следующее определение закона: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». По каким критериям он разграничивал закон и право? Какое из этих понятий он считал более широким?

Проанализируйте следующее высказывание Юлиана: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу».

11. «Как ты сам – один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твоё деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено – непосредственно или отделено – с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой; оно мятежно, как тот из народа, кто в меру своих сил отступает от общего лада» (Марк Аврелий, «К самому себе»). Проанализируйте данное высказывание. Какова социальная роль человека? Возможно ли его существование вне общества? Раскройте его концепцию государства, как целостного организма.

12. «Две готовности надо всегда иметь. Одна: делать только то, что подлежит тебе по разуму властителя и законодателя на пользу людей. И ещё: перестраиваться, если явится кто-нибудь, чтобы поправить или переубедить в каком-нибудь мнении. Только чтобы переубеждение шло от некой достоверности, будь то справедливость или общая польза, а не оттого, что поманила сладость или слава» (Марк Аврелий, «К самому себе»).

Каким, по мнению М. Аврелия, должен быть идеальный правитель? Каковы должны быть цели и способы его правления?

13. Раскройте сущность и значение ряда политико-правовых принципов раннего христианства

«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь…Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение»

«Каким судом судите, таким будете судимы»

«Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам»

«Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа4 и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее»

«Блаженнее давать, нежели принимать»

14. Во II веке н.э. апостол Павел в своем «Послание римлянам» писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению…»

15. Соотнесите учения и их представителей                                                 

                                              Гай

Стоики                                  Модестин

                                              Луций Сенека

                                              Эпиктет

                                              Марк Антонин  

Римские юристы                 Папиниан

                                              Тит Лукреций Кар

                                              Павел

                                              Ульпиан                                     

16. Проведите соотношение между римскими понятиями и их содержанием

respublica                    власть

res populi                     закон

respondere                   право справедливости

cavere                           государство

agere                            народ

ius                                 преторское право

aeguum ius                   формулы для ведения суда

ius civile                       правда, справедливость

ius honorarium             цивильное право

iustitia                           закон

lex                                сообщение нужных формул

imperium                     ответы на юридические вопросы

 

II модуль


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!