Тема 12. Политическая и правовая мысль в России



В первой половине XIX века – 2 часа

 

План

1. План государственных преобразований М.М. Сперанского.

2. Либерально-монархические идеи Н.М. Карамзина.

3. Официальная политическая идеология С.С. Уварова, К.А. Неволина.

4. Политические программы декабристов.

5. Политико-правовые идеи П.Я. Чаадаева. Политические и правовые споры славянофилов и западников.

6. Русский утопический социализм (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский).

 

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.4 / Под ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М., 1999.

Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России / Полное собрание сочинений. М., 1889.

Герцен Л.И. О социализме. Избранное. М., 1974.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений в России XI-XX вв. – М., 1995.

Исаев И.А. Политически-правовые утопия в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1991.

Исамбаева Л. М. Общественно-политические взгляды С. С. Уварова в 1810-е годы // Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1991. № 1. С. 16–27.

История политических и правовых учений XIX в. М., 1993.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. XIX в. М., 1980.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. М., 1995.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Трофимов В.Г. Социалистическое учение Н.Г. Чернышевского. Л., 1957.

Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

Чернышевский Н.Г. О причинах падения Рима / Полное собрание сочинений в 15 т. Т. 7. М., 1950.

Чернышевский Н.Г. Труд и капитал / Полное собрание сочинений в 15 т. Т. 7. М., 1950.

Шевченко М. М. Сергей Семенович Уваров // Российские консерваторы. М., 1997. С. 95–136.

 

Темы докладов и презентаций

1. Русский социализм Н.П. Огарева.

2. К.С. Аксаков о природе власти в России.

3. Идеалистическая модель Н.Г. Чернышевского.

4. «Русская Правда» Пестеля.

5. «Конституция» Н. Муравьева.

6. Конституционный проект М.М. Сперанского.

7. Славянофилы, западники: политические споры.

8. Русские утопический социализм: национальные подходы.

9. К.А. Неволин: правовые труды и воззрения.

10. Государственно-правовое течение. К.Д. Кавелин.

 

Практические задания

1. «Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен тому степени государственного образования, на коем стоит государство.

Сколько бедствий, сколько крови можно было бы сберечь, если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовывались ему в началах политических систем и не народ приспосабливали к правлению, но правление к состоянию народа» (М.М. Сперанский).

Проанализируйте данное высказывание. Какие факторы, по мнению М.М. Сперанского, влияли на развитие моделей государств? Какова роль государственной политики и народа в этом процессе?

Дайте характеристику классификации «политических систем» мира: системе республик, системе феодальной и системе деспотической.

2. М.М. Сперанский выступал сторонником постепенных политических преобразований в государствах. Охарактеризуйте, при наличие каких факторов и условий, по его мнению, возможно проводить реформирование государства и смену формы правления?

3. «Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное;

Сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству;

Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству, но поелику власть сия расположениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно поставить её в ответственности власти законодательной» (М.М.Сперанский).

Проанализируйте его концепцию разделения властей. Проведите сравнительный анализ с ранее изученными теориями. Какие органы, по мнению Сперанского, должны представлять в России отдельные ветви власти? На каких принципах должно было осуществляться их формирование и функционирование?

4. «Две власти государственные в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга, а право без власти есть ничто. Самодержавие основало и воскресило Россию…В монархе российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное» (Н.М. Карамзин, «Записка о древней и новой России»).

Проанализируйте взгляды Карамзина о будущности конституционализма в России? В чем он видел положительные стороны монархической формы правления?

5. «У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы – все они имеют свои особенные права – общего нет, кроме названия русских». Каковы взгляды Н.М. Карамзина на социальное устройство российского общества? Почему он выступал противником уравнения социальных статусов? В чем самобытность народного русского духа и общества?

6. Н.М. Карамзин являлся противником преобразования государственных учреждений в России, придерживаясь жестко консервативной политической концепции. В чем сущность его «охранительной идеологии»?

7. Охарактеризуйте содержание следующих высказываний Н.М. Карамзина: «Требуем более мудрости хранительной, нежели творческой»

«В России государь есть живой закон…не боятся государя – не боятся и закона».

8. «Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся – название народ. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные государства суть: правительство и народ» (П.И. Пестель). Охарактеризуйте взгляды Пестеля на причины и предпосылки, сущность государства. Какова роль правительства и народа в функционировании государства?

9. Составьте таблицу на основе проведения сравнительного анализа конституционных проектов П.И. Пестеля и Н. Муравьева по следующим основаниям: форма правления и принципы организации власти, структура управления, политические и гражданские права населения.

10. «Вся история новейшего общества совершается на почве мнений; таким образом, она представляет собою настоящее воспитание. Интересы всегда следовали там за идеями, а не предшествовали им; убеждения никогда не возникали там из интересов, а всегда интересы рождались из убеждений. Все политические революции были там, в сущности, духовными революциями: люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние» (П.Я. Чаадаев). Что, по мнению Чаадаева, выступает движущей силой общественного развития? Какова роль идей и реально существующей практики?

11. В работе «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаев раскрыл особенности развития российской государственности: «Обделенные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до конца наши летописи – вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы и почти никогда не встретите проявлений общественной воли».

Почему он считал, что Российское государство имеет самобытную историю и будущий путь развития? Какие факторы влияют на такую самобытность российского общества? По каким критериям он расходился с мнением Н.М. Карамзина?

На чем основывалась его критика православия, самодержавия, крепостничества?

12. «Россия – целый, особый мир, покорный воле, произволению, фантазии одного человека, - именуется ли он Петром или Иваном, не в том дело; во всех случаях одинаково это – олицетворение произвола. В противоположность всем законам человеческого общежития Россия шествует только в направлении своего собственного порабощения и порабощения всех соседних народов. И поэтому было бы полезно не только в интересах других народов, а в её собственных интересах – заставить её перейти на новые пути» (П.Я. Чаадаев). Какие пути развития России предвидел Чаадаев? Почему самобытность нашего государства не благо, а зло? Какие факторы способны изменить характер нашей государственности?

13. «Человек может, конечно, под давлением властной необходимости распространить на самого себя и на своих ближних законодательство, но при этом он должен понимать, что все законы, которые он на досуге сочиняет и включает в различные свои кодексы, будь то закон положительный, закон гражданский или уголовный, что все эти законы таковы, только поскольку они совпадают с законами предшествующими, которые, по словам Цицерона, не представляют ни выдумку человеческого ума, ни волю народа, но нечто вечное; в силу этих предвечных законов общества живут и действуют. Наконец, закон есть причина, а не действие, поэтому считать его плодом человеческого разума – не значит ли ошибаться насчет самой идеи закона?» (П.Я. Чаадаев). Проанализируйте данное высказывание. Что, по мнению Чаадаева, являлось источником и содержанием права? Какова роль законов в управлении государством? Какими должны быть гражданские и уголовные законы в России?

14. Проведите сравнительный анализ политико-правовых взглядов западников и славянофилов.

Раскройте и соотнесите сущность следующих высказываний: «Участие европейского элемента в нашем быту было нужно не для одних практических целей, но и для нашего внутреннего развития», «Сила власти – царю, сила мнения – народу», «Государство, внешнее выражение народного творчества, охраняет его от всякого внешнего насилия, от всякого внутреннего временного потрясения».

15. «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука». Проанализируйте данное высказывание А.И. Герцена. Что должно представлять собой будущее социалистическое общество? Какова роль самоуправляющихся общин?

Соотнесите свои представления с мнением В.И. Ленина: «Герцен видел «социализм» в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении и в крестьянской идее «права на землю». Насколько утопическим являлось данное воззрение?

16. «Голод можно вылечить куском хлеба, а кусок хлеба, слава богу, с нашим здоровьем выработаем. Болезни от сытости не так скоро лечатся» («Сорока-воровка»).

Раскройте теорию социальной революции во взглядах А.И. Герцена. В каких условиях она допустима, и какими политическими методами должна осуществляться?

«Просвещение страны дорого стоит; государство, религия, солдаты морят с голоду нижние слои; да чтобы окончательно их сгубить, развешивают перед их глазами свои богатства; они развивают в них неестественные вкусы, ненужные потребности и отнимают средства удовлетворения даже необходимых…снизу кишит задавленное работой, изнуренное голодом население, сверху вянет и выбивается из сил другое население, задавленное мыслью, изнуренное стремлениями, на которые также мало ответа, как мало хлеба на голод бедных.

К природе…к природе на покой, полно строить и перестраивать вавилонскую башню общественного устройства. Пора домой на мягкое ложе, приготовленное природой, на свежий воздух, на дикую волю самоуправства, на могучую свободу безначалия» (А.И. Герцен, «Поврежденные»). Какие методы преобразования общества он считал наиболее эффективными?

17. «…чиновничество есть особое специфическое поражение мозга…Но однажды помещенные в канцелярию писари тотчас подвергались психической эпидемии, весьма быстро заражавшей все нормальное человеческое и ещё быстрее развивавшей искаженные потребности, желания, стремления; целые дни работали эти труженики с усердием, более нежели с усердием, с завистью… а не один не хотел заняться каким-нибудь ремеслом, считая всякую честную работу несовместимою с человеческим достоинством, дозволяющим только брать двугривенные за справки. Начальство составило сущность, цвет, корень и плод города» (А.И. Герцен, «Доктор Крупов»). Проанализируйте данную цитату.

Почему А.И. Герцен выделял чиновничество в особую касту? Какова его роль в эволюции государства?

18. А.И. Герцен был ярким противником анархической концепции М.А. Бакунина. Сопоставьте их взгляды на государство и право. Чем обосновывался взгляд А.И. Герцена, что государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста. Из того, что государство – форма переходящая, не следует, что это форма уже прешедшая».

19. Почему А.И. Герцен называл Н.Г. Чернышевского представителем «чисто западного социализма»? Проведите сравнительный анализ их моделей социалистического общества. Каково было их отношение к революционному насилию?

20. Представители «русского социализма» выступали с критикой западноевропейских либеральных идей. Почему провозглашенные на Западе права и свободы они называли «обманом»? Каким должно быть справедливое право?

21. «Как ни рассуждать, а сильны только те стремления, прочны только те учреждения, которые поддерживаются массою народа» (Н.Г. Чернышевский). Проанализируйте данный тезис. Какова, по мнению Н.Г. Чернышевского, роль народа в истории государств? Какое место в эволюции государственных и общественных институтов занимает экономика и классовая борьба?

22. Проведите соотношение между русскими мыслителями и их произведениями

Н.Г. Чернышевский «Русская правда»

К.С. Аксаков           «Проект Конституции»

М.М. Сперанский   «Философические письма»   

П.Я. Чаадаев           «Записки о всемирной истории»       

П.И. Пестель           « О внутреннем состоянии России»

А.С. Хомяков           «Экономическая деятельность и 

                                                   законодательство»

Н.М. Муравьев       «Руководство к познанию законов»

                                 «Ведение к уложению государственных

                                                    законов»

23. Определите, кому из представителей русской политико-правовой мысли первой половины XIX века принадлежат следующие тезисы

«Конституционная монархия, основанная на законе и разделении властей»

«Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении»

«Конституционная монархия, с законодательной властью у Народного вече и федеративным государственным устройством в виде держав»

«Православие, самодержавие, народность»

«Царю – сила власти, народу – сила мнения»

«Русское социалистическое общество с общинным крестьянским устройством»

«право перестает быть достоянием школяра и делается достоянием человека»

24. Назовите представителей следующих российских политико-правовых течений и хронологические рамки их появления

Утопический социализм

Декабризм

Консерватизм

Либерализм

Западничество, славянофильство

Народничество

Анархизм

25. Закончите следующие фразы М.М. Сперанского, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, П.Я. Чаадаева

«Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не …

«К чему гражданские законы, когда скрижали их могут быть разбиты о …

«Весь российский народ составляет одно сословие …

«Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, а в том, чтобы иметь законы …

«…социализм победит не потому, что он прав, а потому, что…

 

IV модуль


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!