Индивидуальных домашних заданий (исследовательские работы) по дисциплине



Вариант 1.

1. Идея особой роли людей знания в делах властвования и управления, лежащая в основе технократических концепций, очень давняя. Еще Платон писал в «Законах» о том, что «… ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыка государства не встанет в племя философов …». Как развивалась эта идея в течение времени? Являются ли, по Вашему мнению, технократические идеи верными, или не являются; и почему? будет ли в дальнейшем демократия заменена технократией? Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. И. Кант сводил деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. При этом философ полагал, что в задачу государственной власти не входит забота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят «по своим понятиям сделать народ счастливым»). Каким образом И . Кант обосновывал свою точку зрения? Согласны ли Вы с данным утверждением, или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

Вариант 2.

1. Республиканец Макиавелли с искренним уважением писал о народе, но в то же время его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Его произведения внимательно изучали Муссолини, Ленин, Сталин и др. Считаете ли Вы справедливым (или не справедливыми) идеи Макиавелли, в частности, о том, что политика и мораль не совместимы, т.к. в политике для достижения цели хороши все средства? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры. Какое значение идеи Макиавелли имеют в XXI веке?

2. Гегель рассматривал гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни, им подчеркивалось, что «развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». В чем проявилась оригинальность данной концепции Гегеля? Какое влияние оказала его концепция на развитие политико-правовой мысли? Какие точки зрения на соотношение гражданского общества и государства существуют в настоящее время?

Вариант 3.

1. По заданию Александра 1 талантливый мыслитель и государственный деятель Сперанский М.М. подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя российской империи. Предлагаемые Сперанским реформы должны были существенно изменить общественно-политический строй России. В чем заключалась суть предлагаемых реформ? Какое значение эти идеи имели или могли бы иметь для России? Сохранили ли идеи Сперанского свое значение и для современной России? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. По мнению итальянского ученого В. Парето, «история обществ есть большей частью история преемственности аристократий», в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «правящей элиты». Является ли данное мнение верным или не является? Как данное утверждение соотносится с теорией демократии? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 4.

1. Практически первым в истории теоретическим убедительным выступлением против отмены смертной казни явилась книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Какие идеи Ч. Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством? Считаете ли Вы идеи Ч. Беккариа правильными, или придерживаетесь другой точки зрения? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

2. Теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым. В то же время, проблема прав человека была отвергнута юридическим позитивизмом вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке был признан лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека. Какое значение данные идеи имели в свое время? Какое значение они имеют сегодня? Согласны ли Вы с данным утверждением или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

 

Вариант 5.

1. Профессор Московского университета Б. Н. Чичерин признавал собственность необходимым проявлением свободы. В ряде трудов, особенно в сочинении «Собственность и государство», он оспаривал  теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, «самого плохого хозяина, какого только можно придумать». По Чичерину формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, а материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Какие аргументы проводил Б.Н. Чичерин в пользу своей теории? Согласны ли Вы с данным утверждением или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма, однако в своих методологических и концептуальных характеристиках она восходит к работам Дж. Остина. Проанализируйте вклад Дж. Остина в политико–правовую науку, поясните ситуацию, почему современная аналитическая юриспруденция в своих методологических и концептуальных характеристиках восходит к работам Дж. Остина, наследие которого сформировалось в 20 – 30 –е годы XIX века.

Вариант 6.

1. Платон считал необходимым смешивать два «материнских вида государственного устройства» – монархию и демократию. Монархия олицетворяет власть, но ограничивает свободу и ведет к рабству (как в Персии). Демократия – воплощение свободы, но при крайнем развитии (как в Афинах) ведет к распущенности, к пренебрежению законами. Соединение монархии и демократии, по мнению Платона, создает государство, сочетающее свободу и дружбу с порядком и разумностью. Как Вы думаете, является ли подобное государственное устройство «оптимальным вариантом», в том числе и для современности? Какие существуют современные тенденции на этот счет? Какое государственное устройство, по Вашему мнению, будет реальным в будущем?

2. Теоретик права и государства Г.Ф. Шершеневич считал, что государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право – вторичное, ибо государство предшествует праву и исторически и логически. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом. Теория правового государства, по его мнению, не имеет теоретического обоснования и практического значения. Какие аргументы приводил Г.Ф. Шершеневич в пользу своей теории? Согласны ли Вы с данной теорией или не согласны, и почему? Какое значение данная теория имеет в настоящее время? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вариант 7.

1. Ш. Монтескье установил связь законов с климатом. При этом он считал, что разумный законодатель должен считаться с этим фактором зависимости, но в то же время он должен бороться с негативными последствиями влияния климата на людей. Считаете ли Вы эти идеи правильными, или придерживаетесь другой точки зрения? Нашли ли в дальнейшем эти идеи Монтескье свое отражение в законодательстве (в том числе современном), если да, то какое и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

2. Ж. Сорель и другие теоретики анархо-синдикализма резко критиковали государство, демократию и парламентаризм. Сорель утверждал, что демократия стремится уравнять всех «граждан» так, чтобы рабочие захотели стать похожими на буржуа. В результате смешения классов насаждается посредственность, отрезаются пути к новой, высшей культуре, которую должен и может создать только пролетариат. Демократия нравится только тем политикам, которых она выносит к власти, дает возможность пользоваться им и их друзьям всеми выгодами, доставляемыми государством. Согласны ли Вы с данными взглядами, или не согласны, и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. Дайте свое понятие «Демократии», так как лично Вы ее понимаете.

Вариант 8.

1. Выборы считаются необходимым условием демократии, т.к. народ может осуществлять свою власть в обществе не иначе, как через выборных представителей. Однако французский мыслитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо был сторонником непосредственного участия всего населения в решении наиболее важных вопросов, рассматривая представительную власть как форму ограничения воли народа. С каким утверждением Вы согласны, и почему? Какие аргументы приводил Руссо для основания своей теории? Как Вы считаете, способствуют ли выборы в современном обществе власти народа? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

2. В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864 – 1920 г.). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории. Назовите эти типы власти, о которых говорил М. Вебер. Какова сущность и содержание власти в интерпретации Вебера?

Вариант 9.

1. Цицерону принадлежит знаменитое определение государства (точнее, – «республики») как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Какой след в истории политической мысли оставило данное Цицероном определение государства?

2. В 30 – 40 гг. XIX века в духовной жизни Западной Европы знаменательную роль сыграли концепции революционно – утопического коммунизма. Среди представителей были Джеймс О’Брайен (Англия), Огюст Бланки и Теодор Дезами (Франция), Вильгельм Вейтлинг (Германия ) и др. Они выступили от имени борющегося рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Каковы наиболее значимые моменты этой программы? Сравните его положения с идеями утопического социализма? Каковы было их отношение к революции?

Вариант 10.

1. Ж.-Ж. Руссо – теоретик республиканской формы правления, которую он считал единственно разумной формой. Каким образом Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом? Согласны ли Вы с утверждением того, республиканская форма правления является единственно разумной? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

2. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, пошло на убыль влияние естественно-правовых учений. «Эта индивидуалистическая философия естественного прав повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей», - писал в 1972 г. французский социолог Р. Арон. Примерно в тоже время В. Майховер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. Прокомментируйте данное обстоятельство. Считаете ли Вы заявления Р. Арона, В Майховера и А. Кауфмана верными, и почему? Или события конца XX - начала XXI в. говорят о преждевременности подобных заявлений? Оказывают ли процессы глобализации влияние на естественные права? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!