Тема 2. Политические и правовые учения



Тематика семинарских занятий

Для студентов очной формы обучения (32 часа)

I модуль

Политико-правовая мысль в государствах

Древнего мира

Тема 1. Политические и правовые учения в странах

Древнего Востока – 2 часа

 

План

1. Особенности политико-правовой идеологии в государствах Древнего Востока.

2. Политико-правовая мысль в Древнем Египте, Древней Персии и Вавилоне.

3. Политико-правовые учения Древней Индии («Артхашастра», Законы Ману)

4. Характеристика политико-правовых учений Древнего Китая: даосизм, моизм, легизм.

5. Патриархально-этическая концепция государства и права Конфуция.

 

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.1 / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Артхашастра или Наука политики. М., 1993.

Законы Ману / Пер. С.Л. Эльмановича. М., 1960.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1995.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

Конфуций и его школа / Под ред. В.В. Малявина. М., 1996.

Конфуций. Дверь в древность. М., 1998.

Книга правителя области Шан («Шан цзюнь шу»). М., 1968.

Лукьянников А.Е. Начало древнекитайской философии (И цзин, Дао дэ цзин, Лунь юй). М.: Родикс, 1994.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). М.: Наука, 1994.

Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

Политический учения: история и современность. М., 1976.

Политические традиции Древней Индии // Вестник Московского университета. Сер. 12. Право. 1996. № 4. С. 29 - 34.

Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

Шан Ян. Книга правителя области Шан. М., 1983.

Темы докладов и презентаций

1. «Артхашастра» – учение о политическом искусстве.

2. Социальная идеология Древней Индии.

3. Политико-правовые споры конфуцианства и легизма.

4. Правовая концепция Конфуция.

5. Методы политического управления в учение Конфуция.

6. Договорная теория государства в учение Мо-цзы.

7. Правовые принципы Законов Ману.

8. Политико-правовые афоризмы Конфуция.

Практические задания

1. Соотнесите авторов политико-правовых теорий и название их труда

Шан Ян                                   «Артхашастра»

Каутилья                                 «Три корзины»

Лао-цзы                                   «Суждения и беседы»

Гаутама                                   «Мо-цзы»

Конфуций                               «Книга правителя области Шан»

Мо-цзы                                    «Книга о дао и дэ»

2. Расположите в хронологической последовательности (с указанием века) древневосточные учения: конфуцианство, даосизм, брахманизм, буддизм, моизм, легизм). Назовите их представителей и труды.

3. Политико-правовые учения Древнего Востока базировались на этико-политических доктринах. Используя цитаты и примеры воззрений конкретных мыслителей докажите данное утверждение.

4. Выделите основные черты и политические идеалы брахманизма. Какова роль мирового закона (рта)? В чём идеологический смысл учения о дхарме?

5. Раскройте содержание следующих понятий

                 Веды                           дхарма

                 Варны                        брахманы

                 Дхармашастра          данданити

                 Артхашастра

 

6. «Законы Ману» особое внимание уделяют системе государственных наказаний: «Весь мир подчиняется (только) посредством Наказания…». Проанализируйте данный тезис. Какова роль наказаний в искусстве управления государством и регулировании социальных отношений?

7. Охарактеризуйте политические идеи, содержащиеся в «Артхашастре». Почему этот трактат именуется энциклопедией политического искусства? Какими качествами, согласно данному трактату, должен обладать правитель государства? Какие политические методы управления, по мнению Каутилья, являются наиболее эффективными?

8. «Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» («Дао дэ цзин»). Охарактеризуйте социальные воззрения учения даосизма? Что означает принцип недеяния?

9. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Ещё уже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает» («Дао дэ цзин»). Проанализируйте высказывание Лао-цзы. Какими методами и способами должно управляться государство? Когда правление является справедливым и эффективным? Существуют ли границы властных полномочий правителя?

10. По мнению Конфуция «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Раскройте смысл патриархальной концепции государства и аристократической системы управления? Как в его учение соотносятся социальный и государственный статус? Что означает принцип «исправления имен» (чжэ мин)?

11. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправиться» (Лунь юй»). Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях? Почему Конфуций выступал противником позитивного закона?

12. «Управлять – значит поступать правильно…Управлением следует заниматься, почитая пять прекрасных качеств и искореняя четыре отвратительных качества». Раскройте смысл политической этики Конфуция. Какие положительные и негативные качества правителей он выделял?

13. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» (Лунь юй»). В чем смысл этической концепции права по Конфуцию? Почему он выступал противником смертной казни?

14. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба» (Мо-цзы). Раскройте социальную концепцию моизма. Как Мо-цзы соотносил теорию естественного равенства людей и договорную теорию происхождения государства? Почему он считал, что «бедность – это корень беспорядков в управлении»?

15. «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких; если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки» («Шань цзюнь шу»). Какие методы управления по мнению Шан Яна являются наиболее эффективными? Какие существуют «восемь паразитов», которые могут угрожать управлению страной?

16. «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако, действия их порождают беспорядок. Поэтому, там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки» («Шань цзюнь шу»). Проанализируйте данное высказывание Шан Яна. Почему он выступал за ужесточение уголовных наказаний? Сопоставьте его концепцию с современными взглядами на уголовные наказания.

 

Тема 2. Политические и правовые учения

Древней Греции – 2 часа

 

План

1. Общая характеристика древнегреческих политико-правовых идей.

2. Политико-правовые идеи раннего периода (IX - VI вв. до н.э.): взгляды семи мудрецов (Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона).

3. Расцвет политической и правовой мысли Древней Греции (V - I половины IV вв. до н.э.). Представления философов-материалистов – Пифагора, Гераклита, Демокрита.

4. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли. Платон. Аристотель.

5. Политико-правовые идеи эпохи эллинизма (II половина IV - II вв. до н.э.) в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Концепция смешанной формы правления.

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.1 / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1975.

Гончарова Т.В. Эпикур. М., 1988.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1995.

История политических и правовых учений. Хрестоматия / Отв. ред. Е.А. Воритилин. М., 1996.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Луковсксая Д.И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции // История государства и права.  2008. № 11. С.26-29.

Луковская Д.И. Политические и правовые учения эпохи античной классики (середина V – IV в. до н.э.): Сократ // История государства и права.  2008. № 14. С. 30-32.

Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура / Общ. ред. М.А. Дынника. М., 1955.

Мирзоев С.Б. Политическое учение Полибия. М., 1986.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1989.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Нерсесянц В.С. Сократ. 2-е изд. М., 1984.

Платон. Диалоги / Под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986.

Платон. Собрание сочинений: В 4-х томах / Под ред. А.Ф. Лосева. М., 1990.

Софисты и их учения // Вестник Московского университета. Сер.11. 2001. № 3. С. 89 - 104.

Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – I четверть XIX века). М., 2000.

 

Темы докладов и презентаций

1. Политико-правовая доктрина Сократа.

2. Правовые течения софистов.

3. Материалистическая концепция государства и права Гераклита, Демокрита.

4. Классификация форм государства в учение Платона, Аристотеля.

5. Политическое учение Полибия.

6. Учение о праве Платона и Аристотеля.

7. Политико-правовые воззрения Солона, Хилона.

8. Идеалистическая модель государства Платона.

 

Практические задания

1. Представитель российского либерализма XIX века Б.Н. Чичерин выделял три периода в развитии древнегреческой политико-правовой мысли: космологический (универсализм), софистический (реализм), метафизический (рационализм). Соотнесите данную классификацию с современными. Дайте характеристику особенностям политических и правовых воззрений каждого из периодов.

2. «Один для меня – десять тысяч, если он наилучший» (Гераклит). Какую модель государства Гераклит называл идеальной? Почему он выступал с критикой демократии (сопоставьте с взглядами софистов, Платона, Аристотеля)?

3. «В политике, утверждают они, разве лишь незначительная какая-нибудь часть имеет общее с природой, большая же часть – с искусством. Стало быть, и всякое законодательство будто бы обусловлено не природой, а искусством; вот почему его пояснения и далеки от истины…Прекрасным по природе является одно, а по закону – другое; справедливого же вовсе нет по природе» (Демокрит). Проанализируйте данное высказывание. Что в обществе является справедливым и несправедливым? Раскройте его этическую концепцию права.

4. «Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству» (Демокрит). Какова, по мнению Демокрита, роль правителя в системе управления? Какими качествами он должен обладать? Какое правление может называться справедливым и несправедливым?

5. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства? Как появляется разделение труда в идеальном государстве?

6. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - …до тех пор государствам не избавиться от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновывал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления?

7. В труде «Государство» Платон выделяет четыре вида извращенного государственного устройства: критско-лакедемонское государство (тимократия), олигархия, демократия, тирания. На основание каких критериев Платон отнес их к худшим моделям государства? Проанализируйте данные формы государства.

8. «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь» (Платон, «Государство»). Проанализируйте данные характеристики демократического устройства. Почему Платон считал их не благами, а недостатками этой государственной модели?

9. «В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен, не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если мира ты не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову» (Платон, «Государство»). В чем, по мнению Платона, состоит опасность безграничной свободы в демократическом обществе? Почему наибольших почетов и ценностей получают люди «лишь обнаружив свое расположение к толпе»? Как Платон обосновывает эволюцию чрезмерной свободы в чрезмерное рабство?

10. «Но, думаю я, ты не об этом спрашивал, а о том, какая болезнь, встречающаяся в олигархии, так же точно подтачивает демократию и порабощает её.

Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных, под предводительством отчаянных смельчаков, за которыми тянутся и не столь смелые: мы их уподобили трутням, часть которых имеет жало, а часть его лишена.

Оба эти разряда, чуть появятся, вносят расстройство в любой государственный строй, как воспаление и желчь – в тело» (Платон, «Государство»). Проанализируйте причины перерождения государственных устройств. Какими способами возможно преодолеть эту «общественную болезнь»?

11. «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший своё завершение, - совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех…» (Аристотель, «Политика»). Раскройте его теорию естественного происхождения государства. Почему он считал государство – высшей формой общения людей? Из каких социальных элементов состоит государство?

12. «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем строе – сильнее обеих крайностей…» (Аристотель, «Политика»). Какой социальный порядок Аристотель считал идеальным? Почему он выступал противником крайней бедности и крайнего богатства? Что он вкладывал в понятие «управление наилучших»?

13. «Справедливость не существует сама по себе; это договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается» (Эпикур). Раскройте его теорию договорного происхождения права и государства. Каково было отношение Эпикура к естественному праву? Почему он считал, что «в применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же»? Проанализируйте данную точку зрения.

14. Эпикур критически относился к активной политической деятельности граждан и призывал «жить незаметно». Сравните его взгляды на роль отдельных лиц в государстве с воззрениями других древнегреческих мыслителей.

15. В учениях древнегреческих мыслителей представлены несколько классификаций форм правлений. Проведите их сравнительный анализ. По каким критериям они делили их на справедливые и несправедливые, правильные и неправильные? Какие закономерности они выделяли в смене моделей государств? Кто разработал теорию циклического развития форм правлений?

16. Проведите соотношение между древнегреческими мыслителями и их трудами

Гесиод                                     «Малый диакосмос»

Гераклит                                 «Политика»

Демокрит                                «Государство»

Платон                                    «История»

Аристотель                             «О природе»

Полибий                                  «Работа и дни»

 

17. Соотнесите основные политико-правовые идеи и авторов (Сократ, Эпикур, Аристотель, Платон, Полибий, Демокрит)

      смешанная форма правления

      философский рационализм

      этика

      идеальное государство

      справедливость

 материалистическая модель государства

 

18. Выберите из перечисленных лиц авторов следующих высказываний (Фрасимах, Сократ, Платон, Гераклит, Аристотель, Полибий, Эпикур, Протагор)

«Несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм»

«Я знаю, что ничего не знаю»

«Право служит критерием справедливости»

«Всё течет, всё изменяется»

«Мера всех вещей человек»

«Философы должны царствовать, а цари философствовать»

«Справедливость, утверждаю я. это то, что пригодно сильнейшему»

«Цари и правители не те, которые носят скипетры,…но те, которые умеют править»

«Платон мне друг, но больший друг – истина»

«Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»

«Ведь из всех наук более всего совершенствует человека…наука о законах»

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!