Вопрос 19. Психологическая характеристика мыслительных процессов



Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация - это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее “что-то не так”, “что-то не то”. Например, летчик начи­нает замечать, что с мотором происходит нечто непонятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине, и тем более летчик еще не знает, какие действия надо предпринять, чтобы избежать возможной опасности. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача, проблема в собст­венном смысле слова.

Мыслительная деятельность - есть решение задачи, которое обязательно содержит в себе вопрос. Именно вопрос является сигналом к началу активизации мышления. Осознание вопроса является первым этапом решения задачи, недаром говориться "хорошо поставленный вопрос - половина ответа". На втором этапе происходит выяснение условий, учет уже известного. Затем следует этап обдумывания: сначала решение выступает в виде гипотезы, предположения, и, если их несколько, выбирается правильная или выдвигается новая. При решении задачи важную роль играет:

• изменение словесной формулировки

• опора на образы

• практические действия

• преодоление барьеров.

Результаты мыслительной деятельности могут быть объективно новыми, выступающими открытиями в науке, культуре, технике, и субъективно новыми, т.е. открытиями "для себя".

 

Вопрос 20. Понятие воображения. Функции и виды воображения

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент или действовало раньше, но и создает новые образы. Мысленное представление того, что ранее не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми человек не встречался, возникновение идеи, образа того, что будет сделано - составляет особую форму психической деятельности. Воображение - это создание новых образов на основе ранее воспринятых.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мыш­лению, оно позволяет предвидеть будущее.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при от­сутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дей­ствовать в среде с неполной информацией привела к возникнове­нию у человека аппарата воображения. Поскольку в окру­жающем нас мире всегда останутся неизученные области, ап­парат воображения всегда будет полезен.

Не смотря на то, что воображение представляет собой некоторый отход от действительности, его источником все же является реальность. Воображение опирается на чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления, хранимые памятью, - без них невозможна деятельность воображения. Особенно тесная связь воображения с мышлением: образ и мысль выступают в неразрывном единстве, а нередко их просто невозможно разделить. Более того, в основе воображения лежат те же процессы, что и мышления.

Возникающие в процессе воображения образы могут создаваться различными способами.

1. Количественное изменение образа реального предмета в сторону увеличения или уменьшения: изменение может относиться к величине предмета (гиганты, гномы), размеру одной части, а также к количеству частей (циклопы, многорукие существа)

2. Агглютинация ("склеивание") - соединение частей разных предметов в новое целое (русалка, кентавр, аэросани).

3. Комбинирование - соединение переработанных свойств и признаков предметов (образ Наташи Ростовой Толстой создавал из черт жены и ее сестры).

4. Типизация - выделение повторяющихся признаков.

5. Акцентирование - преднамеренное подчеркивание, выделение отдельных признаков.

6.Перенос признаков с одних предметов на другие, которые ими не обладают.

7. Аналогия.

 Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преоб­разование окружающего. Воображение в некоторых обстоя­тельствах может выступать как замена деятельности, ее сур­рогат. В этом случае человек временно уходит в область фан­тастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необ­ходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следст­вия своих ошибок и т.д. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение предна­меренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызван­ные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грёзах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднаме­ренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах соз­нания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, со­ответствующих описанию, называют воссоздающим. При чте­нии как учебной, так и художественной литературы, при изуче­нии географических карт и исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения тою, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъ­емлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустрем­ленного оперирования наглядными представлениями в поис­ках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от то­го, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Ес­ли у подростка и юноши творческое воображение, реализуе­мое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!