ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 8 страница



Понятность- результат становления теории объекта в соответствии с определенной технологией как системой (алгоритма) действий (правил, приемов и т.п.). Эта технология обосновывает изложение свойств объекта.

Теория - результат интеллектуального познания. Она проявляет растущий элемент объективного знания, апробированного практикой и сохраняющегося во времени. Она возникает в меру развития оснований - приемов познания, составляющих ее гносеологию, методологию, технологию.

    Познание

┌──────────┼───────────┐

Гносеология®методология®технология

Слово «гносеология» использовали для названия процесса познания. Со средневековья (Логика Пор - Рояля) стали вводить термин методология в этом значении. Методология остается метафорой - неопределенным, непрагматичным понятием. Опыт проявляет бессмысленность спора представителей методологии по данному вопросу. Истинные мнения не способны с помощью методологии побороть представителей зла. Оставим последним их методологию и перейдем к технологии познания, прежде всего к технологии интеллектуального труда (ТИТ).

Оставим любителям мудрости рассуждать о содержании понятия гносеология и методология. Возьмем то, что надо нам - технологию как строго детерминированный умственный процесс. ТИТ не отрицает менее развитых форм познания.

                                  Гносеология

             ┌───────┴──────┐

            чувственного ® методология умозрительного 

                                               постижения

                    ┌───────┴──────┐

                          объяснения ® обоснованное технологией

                                                                    понимание

Суть концепций гносеологии, методологии, технологии - мышление. В связи с этим и возникает проблема мышления, начиная с определения его сути.

Следует признать заблуждением всеобщее убеждение в том, что все люди мыслят, а элита общества является интеллектуалами, теоретиками. Для оправдания этой концепции придумали существование особого мышления у людей каждой профессии - у экономистов, политиков и т.п.

Мышление - атрибут человека [33,Т.3,с.99]. Но все ли люди мыслят? Нет! Мышление - идеализированная, детерминированная, дискурсивная (не так как течет вода из крана, а как сыпется горох из ведра), операциональная, формализованная, символизированная (в определенных случаях) процедура понимания.

 

В целом, резюмируя отметим следующие мысли:

1. Наука - элемент, фактор жизни, «вплетена» в жизнь так, что без нее не возможна современная жизнь. Это понимал мой отец - шахтер, а современные академики от науки нет.

2. Наука составляет ядро жизни народа и обеспечивает общественный прогресс.

3. Нужен качественный скачок в развитии науки как основание роста благосостояния народа.

4. Сама по себе наука не развивается, ее развивают люди.

5. Нужны исследования науки для обеспечения ее качественного скачка.

6. Метанаука как современная форма философии - условие ее современного прогресса

7. В связи с этим следует использовать философию как накопленный багаж идей о науке, в том числе заблуждений по этому вопросу.

8. Превращение всего этого в инструмент воспитания - ТИТ, ТДМ.

9. Главная тенденция развития философии - ее превращение в

науку о науке, в теорию интеллекта.

 

В. ИНТЕЛЛЕКТ

Со­тво­ри себя.

Определи се­бя сам.

И. Кант.

Сознание, наука, познание, интеллект - аспекты одного и того же. Конкретнее следует уразуметь их основание - интеллект. Для этого можно выделить такую структуру сознания.

Сознание

┌────┴────┐

воля ® ум

┌───────┴──────┐

нравы ®менталитет

      ┌─────┴────┐

эрудиция ® интеллект

Разумение - начальная форма интеллекта. Это специфика людей, но не все люди разумны, о чем писал уже Аристотель [см 9,Т.1,с.376] Патологичные люди не разумны. Рассудительность возникает стихийно, интуитивно и проявляется как опыт индивида, здравомыслие. Оно разных уровней. Мышление - высшая форма интеллекта и существует на основе специального обучения по типу математического. Главная с древности проблема - логика и диалектика не достаточны для развития умения сознательно логически и диалектически мыслить.

           Пред­шес­тву­ющие фор­мы от­ра­же­ния ми­ра лю­дь­ми воз­ни­ка­ют вне за­ви­си­мо­сти от их во­ли и со­зна­ния. Они яв­ля­ют­ся сти­хий­ным ре­зу­ль­та­том об­щес­твен­ной жиз­ни и колеблются в за­ви­си­мо­сти от об­сто­ятельств. Та­ких форм ото­бра­же­ния дейс­тви­те­ль­но­сти до­ста­точ­но для про­стых усло­вий жизни. Уже дав­но об­щес­твен­ная жизнь так усложнилась, что ока­зы­ва­ет­ся не­до­ста­точ­но рас­суд­ка и ра­зу­ма, интуитивно приобретаемых людьми. Раз­ви­тие ума, рас­суд­ка, ра­зу­ма при­ве­ло к ста­но­вле­нию мышления. Мышление воз­ни­ка­ет то­ль­ко на осно­ве спе­циаль­но­го обу­че­ния лю­дей. Сей­час оно воз­ни­ка­ет ча­ще все­го во­пре­ки су­ще­ству­ющим фор­мам обу­че­ния. Дав­но на­зре­ла не­об­хо­ди­мость ори­ен­ти­ро­вать всю сис­те­му воспита­ния, об­ра­зо­ва­ния, обу­че­ния на не­по­средс­твен­ное раз­ви­тие мышления. Успеш­ность же та­кой ори­ен­та­ции вос­пи­та­ния за­ви­сит от опе­ре­жа­юще­го раз­ви­тия его тео­рии и ди­дак­ти­че­ских сис­тем, обес­пе­чи­ва­ющих его вос­при­ятие человеком и, тем са­мым, пре­вра­ще­ния по­след­не­го в лич­ность. Осно­вой об­щес­твен­ной жиз­ни было, прежде все­го «здравомыслие», «здра­вый рас­су­док» (смысл), рас­су­док, ра­зум. Ес­ли по­те­рян здра­вый рас­су­док, то те­ря­ет­ся смысл жиз­ни во­об­ще. Здра­вый смысл должен быть пре­гра­дой по­лузна­нию, ко­то­рое опас­нее не­зна­ния. В то же вре­мя жизнь на­сто­ль­ко усложнилась, что уже дав­но здра­вый смысл мо­жет быть осно­вой то­ль­ко се­мей­ных дел. Даже в до­маш­нем хо­зяйс­тве по­яв­ля­ет­ся всё бо­ль­ше изделий, ко­то­рые не доступны здра­во­му смыс­лу. От­ста­ивая не­об­хо­ди­мость здра­во­го смыс­ла в жиз­ни об­щес­тва, не­об­хо­ди­мо осо­знать его не­до­ста­точ­ность для со­вре­мен­ной жизни. На осно­ве здра­во­го смыс­ла не­ль­зя жить в со­вре­мен­ном об­щес­тве. Глав­ной осно­вой об­щес­тва те­перь может быть то­ль­ко мышление, ко­то­ро­го всё бо­ль­ше не хватает в дейс­тви­ях не то­ль­ко на­ро­да, но и его ли­де­ров. По­это­му упо­ва­ние на здра­вый смысл вы­зы­ва­ет про­тест: сам по се­бе здра­вый смысл уже дав­но не­жиз­ненен. Клас­си­ки на­уки дав­но уже до­ка­за­ли не­воз­мож­ность жить то­ль­ко здра­вым рас­суд­ком. Маркс, на­при­мер, пи­сал о гру­би­янс­ком ха­рак­те­ре «здра­во­го че­ло­ве­че­ско­го смыс­ла» [102,Т.4,с.299].

           Ка­те­го­рии “ин­тел­лек­т”, “мыш­ле­ние” и не­ко­то­рые дру­гие не на­пол­не­ны адек­ват­ным содержа­ни­ем со­вре­мен­ной на­укой, оста­ют­ся пус­ты­ми, бес­содер­жа­те­ль­ны­ми. Ра­нее они обо­зна­ча­ли од­но и то же по­ня­тие. Уже дав­но воз­ни­кла по­треб­ность для «раз­ве­де­ния», «разъ­еди­не­ния» этих по­ня­тий, а со­от­ветс­твен­но и зна­че­ния этих слов. Воз­мож­ны раз­лич­ные ре­ше­ния этой про­бле­мы. (Прил., рис. 23, 24) и ска­зан­ное здесь пред­став­ля­ет все­го лишь ги­по­тезу.

           Про­стые фор­мы опе­ри­ро­ва­ния иде­ями, об­ра­за­ми воз­ни­ка­ют на осно­ве об­щес­твен­ной жиз­ни и впол­не до­ста­точ­ны для по­всед­не­вной жиз­ни. Ин­тел­лект пред­став­ля­ет со­бой стро­го де­тер­ми­ни­ро­ван­ные ал­го­ри­тмы мыс­ли­те­ль­но­го опе­ри­ро­ва­ния по­ня­ти­ями, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют од­но­знач­ное ото­бра­же­ние объ­ек­та все­ми лю­дь­ми. Имен­но это име­ет мес­то в част­ном фак­те ин­тел­лек­ту­аль­но­го ото­браже­ния дейс­тви­те­ль­но­сти в про­цес­се умножения чи­сел: при оди­на­ко­вых ис­ход­ных дан­ных и оди­на­ко­вой про­це­ду­ре умно­же­ния всег­да по­лу­ча­ют оди­на­ко­вый ре­зу­ль­тат все лю­ди. Ана­ло­гич­но на­до обес­пе­чить осу­ще­ствле­ние и дру­гих при­ёмов мыш­ления.

 

 

МЫШЛЕНИЕ

... Исследо­ва­ние форм мышле­ния,

логиче­ских ка­те­го­рий, очень

 бла­го­дар­ная и не­об­хо­ди­мая за­да­ча ....

Ф. Энгельс [102,Т.20,с.555].

           Ра­цио­на­ль­ность пе­ре­рас­та­ет в рас­су­доч­ность и ра­зу­мность. Выс­шей фор­мой раз­ви­тия этой тен­ден­ции умс­тво­ва­ния ста­но­вит­ся мышле­ние. Мышле­ние воз­ни­ка­ет то­ль­ко на осно­ве спе­ци­аль­но­го обу­че­ния, что под­го­та­вли­ва­ет­ся пре­ды­ду­щим раз­ви­ти­ем ин­ди­ви­да и на­чи­на­ет­ся с 11‑лет­не­го воз­рас­та. Обы­ден­ное со­зна­ние со­хра­ня­ет­ся у всех лю­дей, дейс­тву­ет пре­иму­ще­ствен­но в по­всед­не­вной жиз­ни и про­яв­ля­ет­ся в про­стых фор­мах про­фес­сий. На его осно­ве раз­ви­ва­ют спо­соб­ность мыш­ления.

           Раз­ви­тие ес­те­ствен­но­го ин­тел­лек­та при­ве­ло к воз­ни­кно­ве­нию ме­то­до­ло­гии на­уч­но­го по­зна­ния. Ме­то­до­ло­гия есть ре­зу­льтат об­щес­твен­ной жиз­ни и су­ще­ству­ет по­ми­мо её вос­приятия не­ко­то­ры­ми субъ­ек­та­ми. Она су­ще­ству­ет в фор­ме на­коп­лен­ных при­ёмов прак­ти­че­ско­го тру­да, «сни­ма­емых» его про­дук­та­ми. Она су­ще­ству­ет в фор­ме «дра­го­цен­ных при­ёмов» [88,Т.1,с.19] мыс­ли­те­ль­ной де­яте­ль­но­сти, яв­ля­ющих­ся осно­вой на­уч­ных про­из­ве­дений.

           Ме­то­до­ло­гия на­уки — ис­ход­ное для раз­ви­тия мыш­ле­ния. По ме­ре рос­та ме­то­до­ло­гии всё бо­лее про­дук­тив­ным ока­зы­ва­ет­ся мыслите­ль­ный про­цесс в ка­че­стве со­зна­те­ль­ной де­яте­ль­ности. К сожале­нию, по­ка нет дол­жно­го по­ни­ма­ния са­мой сущ­но­сти ме­то­до­ло­гии и тем бо­лее та­ко­го её из­ло­жения, что­бы она бы­ла осно­вой успеш­но­го раз­ви­тия мыш­ле­ния всех людей.

           Мыш­ле­ние — сложный про­цесс в цен­тра­ль­ной не­рвной сис­теме. Его можно рас­сма­три­вать на раз­лич­ных уров­нях - фи­зио­ло­ги­че­ском, пси­хо­ло­ги­че­ском и ме­тодоло­ги­че­ском. Их по­зна­ние, в опре­де­лён­ной ме­ре, воз­мож­но на осно­ве обо­со­блен­но­го под­хо­да к ним. Не имея ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния о био­ло­ги­че­ских про­цес­сах мыш­ле­ния, наука рас­сма­три­ва­ет этот про­цесс как фор­му со­зна­те­ль­ной де­яте­ль­но­сти, де­тер­ми­ни­ро­ван­ную пра­ви­ла­ми, при­ёма­ми, ме­то­да­ми опе­ра­ций и про­це­ду­ра­ми ал­го­ри­тмов. (Прил., рис. 31). Раз­ви­тие мыс­ли­те­ль­ной спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка за­ви­сит от раз­ви­то­сти его со­об­ра­зи­те­ль­но­сти, уров­ня гос­подс­тву­ющей над ним иде­оло­гии и ме­то­до­ло­ги­че­ско­го её ком­по­нен­та, ди­дак­ти­че­ских систем.

           Мыш­ле­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­зна­те­ль­но­стью про­це­дур опе­ри­ро­ва­ния с мыс­ля­ми [102,Т.20,с.14; 88,Т.29,с.236]. Ему свойс­твен­на упо­ря­до­чен­ность про­цес­сов в го­ло­ве, что за­ви­сит от их по­зна­ния, сис­те­ма­ти­за­ции. По­ка это в це­лом не ­до­сти­жи­мо. «... В изу­че­нии ин­тел­лек­та мы на­хо­дим­ся в са­мом на­ча­ле пу­ти» [146,с.32]. Се­го­дня су­ще­ству­ет бо­ль­шое чис­ло мне­ний о сущ­но­сти мыш­ле­ния [Прил., рис. 32] и ин­тел­лек­те во­обще.

Мыш­ле­ния не су­ще­ству­ет вне со­зна­те­ль­но­го опе­ри­ро­ва­ния с мыс­ля­ми, сло­ва­ми. «Мыш­ле­ние есть по­зна­ние че­рез по­ня­тия» [63,Т.3.с.167]. «Мы не можем мыслить ни од­но­го пред­ме­та ина­че как с по­мо­щью ка­те­го­рий» [63,Т.3,с.107]. Мыш­ле­ние про­яв­ля­ет­ся по­средс­твом со­зна­те­ль­но­го ис­по­ль­зо­ва­ния опре­де­лён­ных рас­су­доч­ных, ра­зу­мных, ин­тел­лектуаль­ных ка­но­нов, нор­ма­ти­вов, шаб­ло­нов, пра­вил, прин­ци­пов, при­ёмов, ме­то­дов, ал­го­ри­тмов и т. п. со­от­не­се­ния по­ня­тий, обо­зна­чен­ных сло­ва­ми, тер­ми­на­ми и ка­те­го­ри­ями.

           «Уже луч­ше со­всем не по­мыш­лять об отыс­ка­нии ка­ких бы то ни бы­ло ис­тин, чем де­лать это без вся­ко­го ме­то­да, ибо совершенно, несомненно то, что бес­по­ря­доч­ные за­ня­тия и тем­ные мудрство­ва­ния по­мра­ча­ют ес­те­ствен­ный свет и ослеп­ля­ют ум. Вся­кий, привыкший та­ким образом блуждать во мра­ке, на­сто­ль­ко ослаб­ля­ет ос­тро­ту свое­го зре­ния, что не может бо­ль­ше пе­ре­но­сить яр­кий свет» [44,с.89].

           «По­ня­тие ме­то­до­ло­гии ста­ло сей­час на­сто­ль­ко упо­тре­би­те­ль­ным и мод­ным, что по­чти ли­ши­лось вс­якой опре­де­лён­но­сти и в бо­ль­шинс­тве слу­ча­ев про­сто сли­ва­ет­ся с по­ня­ти­ем фи­ло­со­фии» [143,с.22]. Ана­ло­гич­но ста­ло не­ опре­де­лен­ны­м объ­яс­не­ние по­ня­тия «ин­тел­лект». Всё это про­яв­ля­ет од­ну и ту же про­блему: не­по­ни­ма­ние су­ти мыш­ле­ния, ме­то­до­ло­гии, ин­тел­лекта во­об­ще и их от­ли­чий от дру­гих пси­хи­че­ских про­цес­сов, в том чис­ле умс­тво­ва­ния, рас­су­доч­но­сти, ра­зу­мнос­ти и т.п. Для их по­ни­ма­ния не ­хва­та­ет их собс­твен­ной эв­ри­сти­че­ской си­лы: то­ль­ко ин­тел­лек­ту­ал по­ни­ма­ет сущ­ность ин­тел­лек­та, со­от­ветс­твен­но ме­то­до­лог по­ни­ма­ет сущ­ность ме­то­до­ло­гии и, тем са­мым сущ­ность мыш­ле­ния и спо­со­бен по-насто­яще­му мыс­лить. И та­кая си­ту­ация ха­рак­терна для всей на­уки.

           Ин­тел­лект может быть по­нят на осно­ве его со­по­став­ле­ния с эру­ди­ци­ей и идей­но­стью в ка­че­стве про­цес­са об­ра­бо­тки зна­ний, про­це­дур опе­ри­ро­ва­ния ка­те­го­ри­ями, ал­го­ри­тмов мыш­ления. Про­бле­ма со­сто­ит в том, что­бы обоб­щить на­коп­лен­ные за всю ис­то­рию ме­то­до­ло­ги­че­ские при­ёмы опе­ри­ро­ва­ния по­ня­ти­ями та­ким об­ра­зом, что­бы сде­лать их до­ступ­ны­ми всем лю­дям со здра­вым рас­суд­ком. Сис­те­ма­ти­ка при­ёмов мыш­ле­ния дол­жна сде­лать воз­мож­ным осу­ще­ствле­ние пра­ва на мыш­ле­ние каж­дым чело­веком, их при­ме­не­ние при ре­ше­нии всех задач, про­блем.

Пред­шествен­ни­ки мно­гое сдела­ли, но еще бо­ль­ше пред­сто­ит сде­лать последователям. Усло­ви­ем осу­ще­ствле­ния это­го яв­ля­ет­ся от­бра­сы­ва­ние не­обо­сно­ван­ных мне­ний о са­мой сущ­но­сти ин­тел­лек­та, ме­то­до­ло­гии, мыш­ле­ния, гос­подс­тву­ющих се­го­дня и в обы­ден­ном по­ня­тии, и в пе­ча­ти. Осо­бо опас­ным пре­пятс­тви­ем сле­дует счи­тать пред­став­ле­ние о мыш­ле­нии, как о некоем не ­де­тер­ми­нирован­ном, не канонизированном, не стан­дар­ти­зи­ро­ван­ном процессе. Нет умножения по­ли­ти­че­ско­го, пе­да­го­ги­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и т.п., как и ней­тра­ль­на суть ин­теллекта, в том числе мыш­ле­ния. Мыш­ле­ние оди­на­ко­во во всех сфе­рах об­щес­твен­ной жиз­ни и пред­став­ля­ет со­бой опре­де­лён­ный вид де­яте­ль­но­сти, труда.

           Мыш­ле­ние пред­став­ля­ет та­кую де­тер­ми­на­цию опе­ра­ций с мыс­ля­ми, ко­то­рая по­зво­ля­ет всем оди­на­ко­во их осу­ще­ствлять и по­лу­чать один и тот же ре­зу­ль­тат при оцен­ке од­них и тех же ис­ход­ных дан­ных. «Ес­ли на­ши пред­по­сыл­ки вер­ны и ес­ли мы пра­ви­ль­но при­ме­ня­ем к ним за­ко­ны мыш­ле­ния, то ре­зу­ль­тат дол­жен со­от­ветс­тво­вать дейс­тви­те­ль­но­сти» [102,Т.20,с.629]. Имен­но это име­ет мес­то в ма­те­ма­ти­че­ских ме­то­дах мыш­ле­ния и имен­но это должно быть при­су­ще лю­бо­му ино­му мыш­лению.

           Мыш­ле­ние яв­ля­ет­ся объ­ек­том изу­че­ния фило­софии. Фи­ло­со­фия по­ло­жи­ла на­ча­ло ис­сле­до­ва­нию мыш­ле­ния и усло­вий по­вы­ше­ния од­но­знач­но­сти его про­це­дур и ис­тин­но­сти его ре­зу­ль­та­тов. В ко­неч­ном счете фи­ло­со­фия пре­вра­ща­ет­ся всё бо­лее в на­уку о мыш­ле­нии. Фи­ло­со­фия всё бо­лее ак­цен­ти­ру­ет роль мыш­ле­ния как объ­ек­та по­зна­ния. «... Фи­ло­со­фия сна­ча­ла вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в пре­де­лах ре­ли­ги­оз­ной фор­мы со­зна­ния и этим, с од­ной сто­ро­ны, уничтожает ре­ли­гию как та­ко­вую, а с дру­гой сто­ро­ны, по свое­му по­ло­жи­те­ль­но­му со­держа­нию са­ма дви­жет­ся еще то­ль­ко в этой иде­али­зи­ро­ван­ной, пе­ре­ве­дён­ной на язык мыс­лей ре­ли­ги­оз­ной сфе­ре» [102,Т.26,с.1.23].              

Фи­ло­со­фия предполагает по­зна­ние объ­ек­та в противоположность ве­ре — про­сто­го пе­ре­но­са зна­ний от од­но­го поколения к друго­му. Для это­го не­об­хо­димо раз­ви­тие мыслительных спо­соб­но­стей лю­дей. Фи­ло­со­фия по­ка не обес­пе­чи­ла еще мыш­ле­ния, а по­это­му умствование вклю­ча­ет ве­ру, что име­ет в этих усло­ви­ях по­зи­ти­вное зна­че­ние для от­ра­же­ния ми­ра. Сколь бы ни бы­ли па­ра­до­кса­ль­ны со­вре­мен­ные заблуж­де­ния уче­ных на осно­ве ве­ры («кру­тят или нет под­сол­неч­ни­ки «го­ло­ва­ми» [56;103]), тем не менее, ве­ра яв­ля­ет­ся фак­ти­че­ским и по­зи­тив­ным фак­то­ром на­уч­но­го по­зна­ния. По­это­му на­ука всег­да аб­со­лют­на и од­но­вре­мен­но от­но­си­тельна. По­ми­мо это­го наука всег­да ба­зи­ру­ет­ся на ин­ту­итив­ных фор­мах от­ра­же­ния мира.

           Фи­ло­со­фия вы­шла из ми­фо­ло­гии, бы­ла слу­жан­кой ре­ли­гии и всё бо­лее ста­но­вит­ся на­укой об ин­тел­лек­те. В её собс­твен­ном раз­ви­тии не­об­хо­ди­мо вы­де­лить ряд эта­пов и форм со­от­ветс­твен­но. Сис­те­ма­ти­ка форм фи­ло­со­фии долж­на не то­ль­ко обо­со­бить, но и упо­ря­до­чить их на осно­ве раз­ви­тия. Воз­мож­ны раз­ные ин­тер­пре­та­ции форм фи­ло­со­фии на осно­ве их раз­ви­тия. (Прил., рис. 33, 34). Пер­во­нача­ль­но фи­ло­со­фия бы­ла со­во­куп­но­стью зна­ний об объ­ек­те. Фи­ло­соф был зна­то­ком объ­ек­та и по­это­му муд­ре­цом. За­тем фи­ло­со­фия огра­ни­чи­ла свою функ­цию то­ль­ко фун­да­мен­та­ль­ны­ми зна­ни­ями объ­ек­та, чем и за­ни­ма­лись мыс­лители. В та­ком слу­чае, по­ми­мо фи­ло­со­фа, долж­ны быть и спе­ци­али­сты со­от­ветс­тву­ющих конкретных наук, ко­то­рые про­фес­си­она­ль­но зна­ют объ­ект. Ге­гель пред­при­нял по­след­нюю ра­цио­на­ль­ную по­пыт­ку утвер­жде­ния на­тур­фи­ло­софс­кой трак­тов­ки фи­ло­со­фии — фи­ло­софс­кой сис­те­ма­ти­ки по­зи­тив­ных зна­ний дейс­тви­те­ль­но­сти. Эн­гельс оце­нил его по­пыт­ку в ка­че­стве худ­ше­го фан­та­зёрс­тва [102,Т.20,с.586]. Век спус­тя после этой оцен­ки Эн­гельса на­тур­фи­ло­со­фия снова ста­ла мо­дой, что про­яв­ля­ет кри­зис филосо­фии. Сей­час по­пу­ляр­ны по­пыт­ки раз­ра­бо­тки фи­ло­со­фии каждой на­уки: философии тех­ни­ки, философии пе­да­го­ги­ки и т.п. Пре­одо­ле­ние ар­ха­ич­ных форм фи­ло­со­фии остав­ля­ет ей функ­цию — быть на­укой об ин­тел­лек­те. Фи­ло­со­фия должна быть, прежде всего, на­укой об ин­тел­лек­те — о гно­се­оло­гии и ме­то­до­ло­гии по­зна­ния мыш­ле­ния, ис­сле­до­ва­ния, твор­че­ства.

Традиционная концепция исходит из такого эволюционного ряда: учения - теория - наука. Например, Энгельс так писал: «До во­семнад­ца­то­го ве­ка ни­ка­кой на­уки не бы­ло; по­зна­ние при­ро­ды по­лу­чи­ло свою на­уч­ную фор­му лишь в во­се­мнад­ца­том ве­ке или, в не­ко­то­рых от­рас­лях, не­ско­ль­ки­ми го­да­ми ра­нь­ше» [102,Т.1,с.599]. «... На­ука бы­ла чем угод­но, то­ль­ко не на­укой» [102,Т.22,с.307]. С Ко­пер­ни­ка ги­гантс­ки­ми ша­га­ми по­шло раз­ви­тие на­уки [102,Т.20,с.347]. Не сле­ду­ет оце­ни­вать ни­ги­ли­сти­че­ски та­кую оцен­ку воз­ни­кно­ве­ния на­уки. Она не безосновательна. В противоположность такой концепции исходим из следующего:

            Наука

┌──────────┼───────────┐

 знания ® учения ® теория

           Наука возникла в доисторические времена как содержание профессиональных знаний и постоянно развивалась вместе с ними. На этой основе возникли учения как  со­во­куп­ности, ком­плекс зна­ний об объ­ектах. Мистика, ре­ли­гия пред­став­ля­ет со­бой уче­ние, т. е. це­ль­ное, хо­тя в опре­де­лён­ной ме­ре иррациональное, представление о ми­ре. Уче­ние пре­вра­ща­ет­ся в тео­рию, т. е. в сис­те­мно ор­га­ни­зо­ван­ное уче­ние, по ме­ре по­вы­ше­ния её единс­тва, це­ло­ст­но­сти, сис­те­мнос­ти. Тео­ре­ти­за­ция уче­ний есть про­цесс, де­тер­ми­ни­ро­ван­ный опе­ре­жа­ющим раз­ви­ти­ем фи­ло­софс­ко­го (методологического) обо­сно­ва­ния по­зна­ния, в ре­зу­ль­та­те ко­то­ро­го обособ­ля­ет­ся ме­тодоло­гия, гно­се­оло­гия и он­то­ло­гия объ­ек­та.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!