ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 10 страница
В приведённом положении Энгельса необходимо обратить внимание на ряд моментов. Прежде всего, формальная логика не сводилась только к операциям координации, а включала и субординацию — подведение под более общее понятие. Здесь речь идёт о необходимости аналогичного подхода к самим понятиям. Субординация суждений, умозаключений происходит в зависимости от сложности этих мыслительных действий. Именно то, что мыслительные операции, известные как суждения, проще мыслительных операций умозаключений и служит основанием для того, чтобы сказать, что суждение породило умозаключения. Поэтому сначала необходимо рассмотреть суждения, а затем умозаключения. Более того, имеется много форм суждений, умозаключений, и необходимо их конкретно рассматривать на основе их развитости. Эта проблема объяснения логики пока не решена, а поэтому овладение логическим мышлением остаётся трудным делом.
При овладении логическим мышлением необходимо вести самостоятельный поиск по систематизации её элементов на основе диалектического мышления. При этом надо решить многие проблемы её объяснения. Прежде всего, логику чаще всего представляют как науку о мышлении. До разработки диалектики это положение было в целом истинно. Однако такой подход устарел. Логика не отражает и не может отражать всего множества мыслительных приёмов обработки сведений. И ранее математика выходила за пределы объекта логики, а сейчас диалектика выходит за её пределы. Логика стала одной из наук о мышлении.
|
|
Логика призвана «обособить» объекты на основе показа их общности и особенностей. Строго логический анализ обеспечивает в целом понимание объекта. В то же время логический анализ объектов чаще всего оказывается недостаточным без диалектики, хотя бы стихийной. Диалектика призвана обеспечить единство понимания объекта — синтетически объединить формы понимаемого объекта в качестве целого. На этой основе возможна системная трактовка объекта. Логика и диалектика в целом обеспечивают качественное познание объекта — исходное условие для последующего количественного отображения объекта его моделированием средствами математики.
|
|
Ранее логикой называли не только операции мышления, но и такие познавательные приёмы, которые нельзя назвать мышлением, поскольку они менее развиты — соображение. Переход к диалектическому объяснению форм отражения мира людьми ставит проблему вычленения из науки о мышлении тех положений, которые объясняют не мышление, а его генетически предшествующие формы познания.
О том, что содержание логики отражает не только мышление, но и менее развитые формы отражения мира людьми, можно судить, например, на основе следующего. До настоящего времени остаётся полемичной объяснение законов логики. Системная же трактовка форм отражения мира людьми даёт основание считать их не законами логики, а законами рассудка, разума, как до интеллектуальной формы рационального познания мира. Ими пользуются не только те, кто изучил логику, но ими пользуются все здравомыслящие люди и только потому, что они выражают такие законы, которые свойственны не мышлению, а интуитивно возникающим формам умственной деятельности. В связи с таким подходом законы «логики» надо вынести из науки логики, объяснять их в предшествующих ей науках о менее развитых формах отражения мира.
|
|
Рассудок, разум возникли стихийно и состоят в определённых приёмах умственных действий. На их основе возникло собственно мышление, первоначально в зачаточном состоянии. На этой основе была разработана логика как наука о мыслительных операциях. Систематизация логики, превращение её в теорию сделает её доступной народу. Логика должна стать достаточной для развития способностей субъектов логически мыслить, т. е. для овладения ею как методом моделирования познаваемых объектов. Тем самым из способности людей логика превращается в продукт их деятельности. И если продукт оказывается недостаточным для удовлетворения потребности людей, то они начинают совершенствовать понимание мыслительной практики, её теории, её проявления в методах науки и овладении ею субъектами (развития их способности), умение претворять их в продукт труда. Ограниченность логики давно поставила проблему расширения её как теории, как метода. Фактически одновременно с развитием логики развивалась и диалектика, которая преодолевала некоторые ограниченности логики.
|
|
Аристотель не знал «логики», а разрабатывал аналитику, силлогистику, топику. Для Гегеля наука о мышлении была логикой, хотя фактически он разрабатывал диалектику. Маркс, Энгельс разрабатывали методологию познания, называя её диалектикой. Сейчас надо разработать теорию интеллекта, которая интегрирует всё это в качестве единого целого. При этом надо дать и новую интерпретацию истории философии, духовного развития общества и решить много конкретных проблем науки.
Нормальные люди не только “говорят прозой”, но и рассуждают по определенным правилам. Этому их учит общественное сознание, практика общения людей. И логика не нужна для обучения этому. Логика обобщила эти правила и они стали её содержанием. Изучение логики, несомненно, повышает последовательность осуществления всех этих рассудочных действий с мыслями, а тем самым и его плодотворность. Однако переход от использования элементов содержания логики к их адекватному применению пока невозможен из-за дефектов самой логики, её нетеоретичности.
Здравый рассудок (здравомыслие) возникает стихийно и достаточен для продуктивной повседневной жизни. Усложнение же последней требует сознательного применения правил рассуждения и перерастания их в разумение и мышление. Для этого надо поднять уровень существования самих правил и обобщить их в качестве методов, т. е. совокупности правил, дающих более или менее однозначные результаты мыслительной деятельности. Сегодня уже актуальна необходимость поднятия мыслительных процедур до уровня строгих алгоритмов, составляющих сущность мышления.
Алгоритмы мышления - системность
методы разумения - синтетичность
приёмы рассуждений - синкретизм
Уровням владения правилами логики соответствует уровень понимания объектов. Здравый рассудок обеспечивает синкретическое понимание объекта, допускающее многие пробелы в его трактовке. Логические методы позволяют поднять понимание объекта до уровня синтетического представления о нём, в котором меньше пробелов, и только диалектическое мышление в состоянии обеспечить системное объяснение объекта, в котором минимальна доля пробелов и, соответственно, минимальна гипотетичность теоретического осмысления объекта.
Современные учебники логики весьма несовершенны и, в определённой мере деформированы. Желательно использовать не только современные, но и древние учебники логики, не только отечественные, но и зарубежные. Выявляя противоречия между ними, следует диалектизировать трактовку интеллекта, методологии и, в том числе, логики. Возможности диалектизации логики проиллюстрируем примерами.
Общеприняты следующие категории логики: суждение, посылка, заключение. Суждение есть единство субъекта (первый термин) и предиката (второй термин). Суждение (в чистом виде) есть обособленный мыслительный акт. Посылка есть суждение, входящее в умозаключение, т. е. выступающее элементом более сложного мыслительного акта. Соответственно, понятие «посылка» сложнее простого суждения. Заключение есть новое суждение, к которому приходят в умозаключении: есть последнее суждение в умозаключении. Значит эти три категории логики показывают разные формы суждений: обособленных и входящих в умозаключения и выполняющих в них разную функцию: исходную и конечную.
Суждение ┌───────┴──────┐ обособленное ® элемент умозаключения ┌───────┴──────┐ посылка® заключение |
Уточняя трактовку заключений следует воспользоваться такими категориями: вывод, следствие, заключение, показав их общее и особенное.
Теоретическое изложение логики предполагает нахождение её макрокомпозиции. Сейчас имеют хождение две структуры логики: начинать с понятий или заканчивать ими объяснение логики. Альтернативной гипотезой следует считать деление логики на три последовательные части. Первая часть должна объяснять повседневные приемы рассуждений, которые люди осваивают стихийно. Вторая часть должна давать более развернутое представление о логическом мышлении и обеспечивать его. Третья часть должна давать логическое мышление на уровне диалектического мышления. И у каждого из этих разделов логики будет своя композиция. Предшествующая часть данной работы намечает подход к композиции первого раздела логики как науки: объяснение отражение мира людьми на разных уровнях до становления собственно логики. Второй раздел должен показать элементы логического мышления и привить умение их применять. Его структурой, видимо, может быть последовательность усложняющихся процедур мышления:
суждение ® умозаключение ® силлогизмы ® полисиллогизмы
(1 посылка) (2 посылки) (более 2 посылок)
Современные пособия по логике достаточно содержательно объясняют основные формы мыслительных операций. В то же время существует большой разброс мнений по этому вопросу. С точки зрения сложности или усложнения названный ряд основных категорий логики может быть признан структурой второго раздела логики. При таком подходе необходимо последовательно раскрыть содержание названных категорий логики. Каждое последующее в этом ряду есть более сложное по сравнению с предыдущим, является его превращенной формой.
Структура третьего раздела логики должна быть ориентирована на обучение исследователей и содержательно раскрыть практическое применение приёмов логики в их поиске. При этом возможно выделить три типа мыслительных операций:
индукция ® дедукция ® традукция.
(наведение) (выведение) (сведение)
Индукция и дедукция показывают соотнесение понятий по линии «вертикальных» соотнесений в иерархической системе понятий, а традукция - «горизонтальных». Соответственно каждый из этих типов логического мышления должен быть достаточно содержательно раскрыт с тем, чтобы все люди восприняли их в качестве практического умения и развили соответствующие навыки..
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Чувственное познание. Индукция (наведение)
Подвергай всё сомнению.
Древнее изречение.
..Живая душа марксизма: конкретный
анализ конкретной ситуации.
В.И. Ленин [88,Т.41,с.136].
Наука есть опытная наука, и состоит
в применении рационального метода
к чувственным данным.
К. Маркс, Ф. Энгельс [102,Т.2,с.142].
Индукция - самое простое, древнее мыслительное действие людей, вырастающее из созерцания, наблюдения, обобщения опыта жизни. Для понимания индукции необходимо интегрировано объяснить созерцание, наблюдение, эксперимент, эмпиризм, позитивизм, прагматизм, учет, статистику и т.п.
Древние мудрецы, мыслители, философы, особенно киренаики, применяли индукцию как метод чувственного восприятия мира.
Индукцией фактически был и метод поиска Платона, Сократа в диалогах Сократа, названный Лосевым «движением к пределу» - к категории по Аристотелю. Широко использовал индукцию и Аристотель для систематики животных. Индукцию оценивали тогда в качестве само собой разумеющегося, доступного, простого метода познания. В противоположность этому главной трудностью было то, что сегодня называют дедукцией. Поэтому Аристотель обратил внимание на силлогистику, которая затем переросла в логику, дедукцию. Это не означало игнорирования и тем более отрицания индукции. Последующее же развитие аристотелевизма привело к забвению, игнорированию индукции. Всё это достигло такой степени, что породило отрыв логики от практического познания мира или противоречие между индукцией и дедукцией. В результате создалась такая ситуация, которая породила потребность в бэконовском перевороте в науке. Ф. Бэкон выступил не столько против логики, сколько против тогдашней схоластической её трактовки, бывшей основанием для нигилистического отношения к индуктивным наблюдениям. Но даже труды Д.С. Миля не изменили качественно роли индукции в обществе.
Осознавая господство дедуктивной схоластики, оторвавшейся от практики, Ф. Бэкон подчеркивал важное значение индуктивного познания мира, в некоторой мере переоценивая его значение. Ф. Бэкон - «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментальной науки ...” [102,Т.2,с.142]. Лозунгом такого метода познания стал принцип «ничьими словами» (девиз Британской академии наук). Взамен преувеличения роли дедукции предшественниками, бэконисты стали преклоняться перед индукцией. Практика поправила такую односторонность — всё более развивает и индукцию и дедукцию в качестве полярных, взаимозависимых методов. К сожалению, пока не достигнуто должной интеграции этих методов логического мышления.
“... Неверное мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты, следовательно, — производит искажение и ложь» [102,Т.1,с.180]. Средством уменьшения ошибок может быть придание должного значения индукции, проявляющейся различно, в том числе через эмпиризм. Известны положения Маркса, гордившегося своим эмпирическим подходом.
«В любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов» [102,Т.20,с.370]. Ленин также обращал внимание на значение эмпирического элемента исследований: «Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему» [88,Т.29,с.187]. Эмпирия ведет от явления к сущности.
«Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее» [88,Т.29,с.246]. Индукция является высшей формой чувственного познания мира. Её результат - факты. Факты зависят не только от чувственного восприятия реальности, но и от истинности мышления. Индуктивные знания есть знания, возникающие из опыта жизни, обобщенные в той или иной мере.
Ответ на вопрос «что такое факт?» является сложным. Легче всего отождествить факт с самой объективной реальностью, чувственным её восприятием на основе принципа «увидел-понял». Действительно, существует такая реальность, которая однозначно истинно отображается таким образом. В то же время не все объекты можно таким образом воспринять истинно, а поэтому важное значение имеет и принцип «понял-увидел». Многие аспекты реальности могут быть осознаны только в меру теоретического их понимания. Теория даёт гипотезу определённого понимания мира, которая позволяет по-настоящему увидеть мир, воспринять его в качестве фактов.
Эмпиризм есть первая форма индукции. Он преклоняется перед чувственностью и игнорирует значение рационального элемента в познании. Эмпирия предполагает индуктивную проверку каждой идеи каждым человеком. В реальности это не достижимо, и каждый человек должен верить многим накопленным знаниям, даже если они и ошибочны. А поэтому и в наше время подсолнечники «крутят головами», хотя этого никогда не было вообще [56].
Факт - есть простейший элемент мыслительной деятельности. Развитие мышления повышает истинность фактов и понижает долю тех фактов, которые на деле оказываются фантомами (ошибочными, призраками). Истинные факты есть более простая форма идей по сравнению с другими их формами. Факты есть конкретные идеи, отражение которыми действительности требует меньших опосредований мышлением, а поэтому меньше вероятность ошибки в их получении по сравнению с категориями, законами. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт ...» [17,Т.2,с.34]. Опыт - совокупность непротиворечивых фактов, являющихся результатом повседневной жизни.
Индукция не могла бы существовать без более развитых форм мышления, прежде всего, дедукции. Речь идёт не о том, что сначала возникла и развивалась индукция, а затем дедукция. На самом деле происходило одновременное развитие каждой из них, но в этой полярности познания индукция - исходная форма. В отдельные периоды происходило игнорирование индукции, что вело к вырождению интеллекта.
Индукция порождает факты в меру истинности дедукции. И если последняя не адекватна, то факты будут «липой», фантомами. И люди будут верить тому, что на самом деле ошибка.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!