Георгий Солдатов. Воспоминания семинариста о Джорданвилле. Ч.3



ТАЛАНТЛИВЫЙ ИКОНОПИСЕЦ О. АРХИМАНДРИТ КИПРИАН

 

Суровый вид архимандрита Киприана (Пыжова) вызывал у не знавших его людей опасливое к нему отношение. Однако, заговорив с ним, все перегородки исчезали, и пред вами являлся очень отзывчивый и приветливый монах. Когда я жил в монастыре, то он, исполняя обязанности благочинного, назначал насельников на послушания: в храм, на кухню и т. д. - и был у большинства семинаристов духовником, пользуясь репутацией их главного защитника. Он заступался за провинившихся, а также ходатайствовал перед ректором семинарии, Владыкой Аверкием, чтобы была улучшена еда: «Владыка, ведь это еще дети, они не монахи, им нужно есть более основательно», - услышали мы однажды, перед входом в трапезную.

Настоятели монастыря – Владыки Виталий и Аверкий, - считали, что семинаристы должны основательно знакомиться с монастырской жизнью и самое лучшее для этого, - чтобы их условия были бы теми же, как и у монашествующих. Однако многие монахи были уже в годах, привыкли к постной, не мясной пище, а недавно прибывшим в монастырь было тяжело стать вегетарианцами. Да и будучи молодыми, семинаристы, сколько бы не ели, всегда были голодны. Пять первых послушников-семинаристов, в числе которых были Антоний (Граббе), Лавр (Шкурла), Флор (Ванько) и Алипий (Гаманович) как-то поймали в лесу зайца и зажарили его на костре. Это был для них пир, о котором еще десятилетия спустя рассказывалось в монастыре.

Во время одной из лекций Еп. Лавра (в будущем ставшего Митрополитом РПЦЗ), был поднят разговор о еде. Один из учащихся сказал Лавру, что он должен помнить о голодных первых семинаристах. И добавил: «Современные семинаристы, по сравнению с первыми, - примерного поведения, ведь они не ловят теленка и зажаривают его в лесу». Лавр, сквозь хохот, сказал, что он обязательно расскажет о. Флору и другим о том, как заяц превратился в теленка.

Обыкновенно, после года пребывания в монастыре, новички привыкали к еде, благо ее всегда было достаточно. На кухне неизменно можно было найти хлеб, кофе и чай. Уже уйдя из Джорданвилля, трудно было привыкать к не монастырской еде. Супы не те, хлеб и салаты не те, да и все остальное казалось не таким вкусным, как «дома в монастыре».

На кухне несли послушания все, за исключением Владыки Аверкия и немощных насельников. Работать там было всегда весело, - в особенности с о. Игнатием (Трепачко) или с о. Владимиром (Сухобоковым). Но иные повара не были довольны своей же работой, часто считая, что чего-то не хватает или чего-то чересчур много. Одним из таких был о. Киприан, для которого приготовление еды становилось выражением искусства. Как известно, о. Киприан писал иконы. Но он также автор около 80-ти рисунков, выпущенных монастырем в виде открыток. У него выработался удивительный взгляд на виды: мысленно сперва возникало обрамление, а затем и идея рисунка.

Сам о. Киприан оставался архимандритом, отказываясь от архиерейства, и выдвигал на это послушание других. В числе им предложенных были Алипий, Лавр и Иларион Капрал, увы, впоследствии предавшие РПЦЗ. Всех кого он выдвигал для хиротонии, отличало усердие к работе, к исполнению всех послушаний.

Однажды, в плохую погоду, большая группа нас, семинаристов, была в зале общежития. Вошел о. Киприан и спросил, о чем мы разговариваем. Мы ответили, что обсуждаем проповеди известных нам духовных лиц и что многие нами сразу забываются. Отец Киприан изменился лицом, повеселел. И рассказал анекдот. «После 50 лет священства умер настоятель одного храма и стал в очередь перед входом в рай. Перед ним в грязных брюках, кожаной куртке, с татуировками стоял парень. На вопрос Св. Апостола Петра, парень ответил, что он Иван, таксист из Киева. Св. Петр посмотрел в толстую книгу и сказал: «Бери шелковую мантию и золотой посох и проходи в рай». Затем, выставив вперед грудь, в ворота продвинулся священник, сказав: «С 50-летним стажем служения, из Киева протоиерей о. Остап Забойко». Св. Петр, посмотрев в книгу, ему сказал «бери халат из мешковины и деревянную палку и проходи». «Гей!» воскликнул отец Остап, «тут какая-то ошибка, таксист получил шелковую мантию и золотой посох, а мне даешь что!» На что Св. Петр ответил: «Когда ты проповедовал, то люди засыпали, а когда этот парень вез в такси пассажиров, то они горячо молились!».

«Так вот», - в заключение сказал о. Киприан, - Пока вы в семинарии, готовьте на запас проповеди. Здесь у нас в монастыре их тысячи в книгах и журналах. Выбирайте те, которые на вас производят впечатление, а потом можете их изменять, чтобы лучше подходили к современным обстоятельствам. Делайте так, как это советует о. Константин (Зайцев): чтобы на литургии было две или даже три. Одна короткая с объяснением евангельского чтения, другая о вероучении, третья о том, что будет происходить в приходе. Вы должны будете напоминать верующим о том, что ведется непрестанная, со времени Адама и Евы, духовная война против сатаны. Вы должны напоминать о тех благодатных дарах, которые они получают от Господа, чтобы они сознавали свои обязанности. Чтобы знали, что их благосостояние зависит от Него, а посему они должны следовать этическим и моральным правилам, и не увлекаться материализмом».

После этого совета, многие семинаристы стали переписывать проповеди. Некоторые выбрали более легкий путь: записывали их через чтение на магнитофонную ленту.

Отец Киприан был вездесущ, наблюдая за порядком, за тем, чтобы исполнялись данные им наряды. Помню, как он бежал за одним семинаристом с веником: «Я тебя научу, как работать на курятнике!» Впоследствии этот семинарист, став священником, пользовался большой любовью своих прихожан, сделав много в приходе для улучшения здания храма и воскресной школы. Но в семинарии он был сорвиголова: еще не знал, как употреблять свою кипучую энергию.

У о. Киприана были книги об иконах, не только православных, но и других вероисповеданий, и он охотно объяснял разницу между ними. В иконописной он всегда имел много учеников. Самый известный из них - Владыка Алипий.

Когда о. Киприан затихал и исчезал, то все в монастыре знали, что он особо молится. Перед тем как писать икону он всегда в течение одной или двух недель обращался к Господу, испрашивая Его помощь в предстоящем труде. Мы привыкли в это время ему не надоедать с просьбами, к которым он относился с большим вниманием, чем заслужил у всех нас доверие и любовь.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!