Отца церкви (IV в. н. э.) «О смиренномудрии»



... А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и пред великими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи. Не оправдывай себя больше другого, чтоб оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию.

... Но как же снизойдем до спасительного смиренномудрия, оставив пагубное надмение гордыни.

 – Да будут у тебя и наружный вид, и одежда, и поступь, и состав пищи, и приготовление постели, и дом, и все домашние сосуды доведены до того, чтоб в этом не было никаких излишеств; и слово, и песнь, и обращение с ближним да будут направлены более к скромности, нежели к надмению. Да не будет у тебя софистических прикрас в слове, речей горделивых и решительных, но во всем отсекай величавость. Будь добр с другом, кроток со слугою, не памятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злосчастных, посещай болезнующих, со­вершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтоб тебе, по примеру праведного, самого себя первым осуждать.

Авраам Линкольн

Геттисбергская речь

19 ноября 1863 г.

Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование.

Мы собрались на великом бранном поле этой войны. Мы пришли сюда, чтобы посвятить часть его месту последнего упокоения тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни нации. Правильно и достойно то, что мы делаем.

Но, строго говоря, мы не сможем ни освятить, ни почтить, ни возвеличить эту землю. Сражавшиеся здесь храбрецы, живые и мертвые, освятили ее настолько, что не в наших силах прибавить или отнять что-либо. Мир едва отметит и недолго будет хранить в памяти, что мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они совершили.

Скорее мы – живые – должны отдать себя тому незавершенному делу, которому они столь благородно послужили. Нам – живым – скорее надлежит посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью Божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли.

В.И. Ленин

Что такое Советская власть?

Речь на Красной площади в 1919 г.

Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой власти, которую не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал. Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остается господство капитала, пока земля остается в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации – Советы, и этим Советам передается вся государственная власть. Вот почему, как ни клевещут на Россию представители буржуазии во всех странах, а везде в мире слово «Совет» стало не только понятным, стало популярным, стало любимым для рабочих, для всех трудящихся. И вот почему Советская власть, каковы бы ни были преследования сторонников коммунизма в разных странах, Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всем мире.

Мы хорошо знаем, что у нас еще много недостатков в организации Советской власти. Советская власть не чудесный талисман. Она не излечивает сразу от недостатков прошлого, от безграмотности, от некультурности, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма. Но зато она дает возможность переходить к социализму. Она дает возможность подняться тем, кого угнетали, и самим брать все больше и больше в свои руки все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством.

Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся, и потому – верный и потому – непобедимый.

 

Задание 2.Прочитайте отрывок из диалога Платона «Федр». Какие топосы использует Сократ в своих репликах? Благодаря чему достигается убедительность речи Сократа?

 

С о к р а т. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Ф е д р. Об этом, милый Сократ, я так слышал: тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, – достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, – достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины.

С о к р а т. «Мысль не презренная», Федр, раз так говорят умные люди, но надо рассмотреть, есть ли в ней смысл. Поэтому нельзя оставить без внимания то, что ты сейчас сказал.

Ф е д р. Ты прав.

С о к р а т. Рассмотрим это следующим образом.

Ф е др. Каким?

С о к р а т. Например, я убеждал бы тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причем мы с тобой оба не знали бы, что такое конь, да и о тебе я знал бы лишь то, что Федр считает конем ручное животное с большими ушами...

Ф е д р. Это было бы смешно, Сократ.

С о к р а т. Пока еще нет, но так было бы, если бы я стал всерьез тебя убеждать, сочинив похвальное слово ослу, называя его конем и утверждая, что всячески стоит завести эту скотинку не только дома, но и в походе, так как она пригодится в битве, для перевоза клади и еще многого другого.

Ф е д р. Вот это было бы совсем смешно!

С о к р а т. А разве не лучше то, что смешно да мило, чем то, что страшно и враждебно?

Ф е д р. Это очевидно.

С о к р а т. Так вот, когда оратор, не знающий, что такое добро, а что – зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, причем будет расхваливать не тень осла, выдавая его за коня, но зло, выдавая его за добро, и, учтя мнения толпы, убедит ее сделать что-нибудь плохое вместо хорошего, какие, по-твоему, плоды принесет впоследствии посев его красноречия?

Ф е д р. Не очень-то подходящие.

 

Задание 3. Найдите в словарных рядах, приведенных ниже, родовые (общие) понятия и их разновидности. Объясните различия разновидностей и оцените их.

 

1. Бор, дубрава, лес, роща, куща, перелесок.

2. Хижина, землянка, изба, дом, хоромы, палаты, дворец.

3. Несчастье, беда, напасть, бедствие, катастрофа.

4. Диспут, пререкания, спор, полемика, прения, препирательство, контроверза.

Задание 4. Используя топос «целое – части», составьте речь-описание своей комнаты. Детали должны отражать характер хозяина (3 мин).

Задание 5.Обдумайте помещенные ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства.

1. Богатство имеет выгодные стороны.

2. Бедность не лишена преимущества.

3. Богатство таит опасности.

4. Бедность губительна

Задание 6.

Прочитайте следующий текст, ответьте на вопросы:

1. Какие ошибки в тексте? Найдите их, выпишите, систематизируй­
те, объясните, как нужно сказать в каждом отдельном случае.

2. После того, как все ошибки исправлены, перепишите тест начис­то так, как он должен выглядеть, по вашему мнению.

 

Выступление на собрании

Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потра­тить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профессионал, и преклоняюсь, значит, перед ауди­торией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно.

Конечно, поэтому нужно, в общем, так сказать, послать ваши, можно сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот.

Скажу одно, я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и все, чего тут не пони­мать, понимаете?

А еще, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его совсем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и не знал, а в кассе пусто, значит. В купе с образцами, день­ги, честно сказать, могут сделать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал, ко­торый, как все говорят — «персона нан гранда».

Ну, а теперь, честно говоря, хватит, серьезно. Нет другой пути, как вверх и вперед, взад — не пройдет. И не на дядю, это значит, это сваливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать. Определить понимаете, и в дело, если, так сказать, нужно.

Если есть вопросы, может быть, есть, то тут и отвечать не надо: все, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, которые не желают, вот и все, а думают, что он, значит, на нас, конечно, ругается без начала.

А все инженера, так сказать, отделов, они, значит, останутся еще, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно.

Спасибо, как говорится, Вам, значит за внимание, вот так. И, значит, займемся делами повсеместно, чтобы начать, углубить успехи и принять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счастливой вам пути. Ехайте прямо и вперед, и не­чего смотреть, значит, повернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель – более два миллиона рублей, и ни грамма меньше. Вот. В районе – три миллиона, как наша целевая программа, понимаете, вот так. Извиняюсь, если что ... (По Александрову)

 

 
5 Расположение

        Расположение преставляет собой вторую часть античного риторического канона. Латинское название этого раздела – «диспозиция» - вызывает ассоциации с военным делом. Диспозиция в военной тактике – это расположение войск. Диспозиция в риторике – это расположение идей.

Правила расположения частей речи были сформированы в римской риторике. Решающее значение имела здесь практика составления судебных речей. Традиционно выделяются три части публичной речи: 1.Вступление. 2.Основная часть. 3.Заключение.

           Вступление(приступ) — начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно далеко не в любой аудитории.

Чтобы привлечь внимание аудитории оратору не следует специально обращаться к конфликту, борьбе, а лучше использовать приемзахватавнимания:

· обращение к конкретному событию, времени, месту;

· неожиданное начало;

· демонстрация какого-либо предмета;

·  использование парадокса;

· обращение к личным интересам слушателей, к тому, что волнует их каждый день

Используются следующие варианты вступления в зависимости от состава аудитории, её настроения, обстановки и замысла речи, состояния оратора.

Прямоеначало— вступление, когда оратор прямо, непосредственно готовит слушателей к дальнейшей речи, добиваясь их внимания и расположения.

Пример:Члены Совета! Если бы я не знал, что обвинители мои готовы мне всякими способами вредить, я был бы им глубоко благодарен за это об-винение: человеку, про которого распространяются несправедливо злые толки, я думаю, оказывает величайшую услугу тот, кто заставляет его дать отчет во всей прожитой жизни. Я чувствую полную уверенность в себе и надеюсь поэтому, что даже человек, враждебно ко мне настроенный, переменит свои мысли, выслушав мой рассказ о моей прежней деятель-ности, и на будущее время будет иметь обо мне гораздо лучшее мнение. Однако, члены Совета, если я докажу вам только то, что я сторонник существующего государственного строя и что я вынужден необходимостью делить с вами одни и те же опасности, я прошу вас не ставить еще мне этого в особенную заслугу; но если не будет никакого сомнения в том, что мой образ жизни и во всех других отношениях заслуживает полной похвалы и совершенно противоположен составившемуся обо мне мне-нию и россказням моих врагов, тогда я прошу вас меня одобрить при этом испытании, а их считать людьми недобросовестными.

(Л и с и й. Речь в защиту Мантифея)

Тонкийподход— вступление, в котором расположение аудитории оратор стремится вызвать какими-то опосредованными приемами — введением в речь наивности, шуток, намеков, стихов, рассказа об интересном случае и т. п.

Синоним: эподос.

Пример: Господа! Эти слова невольно приходят мне на ум в связи с еще жи-выми впечатлениями от пушкинских дней, которые мы с вами только что пережили в дружеском единении. Они просятся у меня на язык, когда я сегодня отпускаю вас на новый путь. Мне кажется, эти шесть строк, которыми наш великий поэт так глубоко передал двойственность настроения, неразлучную с окончанием долгого труда, должны близко подходить и к вашему теперешнему душевному состоянию. Я уверен, что по крайней мере в настоящую минуту, сквозь горделивое сознание успе-ха, сквозь отрадную перспективу отдыха и все соблазны новизны, у вас пробивается струя невольной грусти; вам жалко расстаться с этими сте-нами, жалко завершить пору вашей жизни, хотя она отличалась в нашей среде суровым, местами, может быть, даже горьким»,трудом.

(Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Царскосельской гимназии)

Обычноевступление— вступление, применяемое оратором в ситуации бесконфликтности между оратором и аудиторией.

Пример: Товарищи, меня сегодня назвали счастливым человеком. Это пра-вильно, перед вами действительно счастливый человек, в жизни кото-рого осуществились лучшие его мечтания, лучшие его надежды. Смут-ные мечтания, может быть, неясные надежды, но это именно те надеж-ды, те мечтания, которыми я жил.

(Горький М. Речь наторжественном заседании пленума Тбилисского совета)

Полемическоевступление— вступление, в котором имеется полемическая направленность оратора против чего-либо и применяются приемы опровержения.

Пример: Джентльмены! Свыше трех недель тому назад прокурор заявил вам, что, основываясь на собранных им уликах, он будет настаивать на том, чтобы вы, господа присяжные, признали подсудимого виновным в том преступлении, в котором его обвиняют. За этим последовала долгая и утомительная процедура. Неразумные и нелепые, но в каждом отдель-ном случае невинные и непреднамеренные поступки пятнадцати-, шест-надцатилетнего мальчика были представлены вам здесь, джентльмены, как действия закоренелого преступника, — явно с намерением восста-новить вас против обвиняемого... Вы слышали, как его называли муж-чиной, взрослым бородатым мужчиной, злодеем, мрачным исчадием ада, проникнутым преступнейшими помыслами. А ему ведь только двад-цать один год. Вот он сидит перед вами. Осмелюсь сказать, что, сумей я сейчас магической силой слова сорвать е ваших глаз пелену, сотканную всеми жестокими мыслями и чувствами, приписанными моему подза-щитному заблуждающимся и, я бы сказал, ... преследующим особые политические цели обвинением, — вы болыпе не могли бы относиться к

нему так, как сейчас...

(Д р а й з е р Т. Американская трагедия)

Вступлениес ораторской предосторожностью— вступление в ситуации расхождения, конфликта позиции оратора и аудитории, характеризующееся приемами большей или меньшей нейтрализации расхождения — инсинуацией, попыткой разделения аудитории во мнении, приведением аргумента к авторитету.

Пример: О чем я молил бессмертных богов, судьи, в тот день, когда я, по обычаям и заветам предков ... объявил ... об избрании Луция Мурены в консулы, — а именно, чтобы это избрание для меня самого, для чест-ного завершения мной своих должностных обязанностей, для римского народа и плебса стало залогом благоденствия и счастья, — об этом же молю я тех же бессмертных богов и теперь, когда речь идет о том, чтобы этот человек достиг консульства и вместе с тем остался цел и невредим; молю их также о том, чтобы ваши помыслы и ваш приговор совпали с волей и голосованием римского народа и чтобы это принесло вам и римскому народу мир, тишину, спокойствие и согласие... Но так как обвинители порицают и мое рвение как защитника, и даже то, что я вообще взялся за это дело, то я, прежде чем начать свою речь в защиту Мурены, скажу несколько слов в свою собственную защиту ... для того, чтобы, получив у вас одобрение своему поступку, с большей уверенно-стью мог отражать нападение недругов Луция Мурены на его избрание в консулы, на его доброе имя и все его достояние.

(Цицерон. Взащигу Луция Лициния Мурены)

Внезапноевступление — вступление, применяемое в ситуации уже имеющегося возбуждения аудитории, ее живого интереса, когда оратор сразу же начинает речь с сильной фигуры речи в тон этому возбуждению.

С и н о н и м: внезапныйприступ.

Пример: До каких пор, скажи мне, Катилина, будешь злоупотреблять ты на-шим терпением? Сколько может продолжаться эта опасная игра с чело-веком, потерявшим рассудок? Будет ли когда-нибудь предел разнуздан-ной твоей заносчивости?.. Или ты не чувствуешь, что замыслы твои рас-крыты, не видишь, что все здесь знают о твоем заговоре и тем ты связан по рукам и ногам? Что прошлой, что позапрошлой ночью ты делал, где ты был, кого собирал, какое принял решение, — думаешь, хоть кому-нибудь нам это неизвестно?

(Ц и ц е р о н. Первая речь против Катилины)

              Развертывание речи включает в себя изложение и обоснование.

              Изложение — часть ораторской речи, представляющая факты к теме высказывания (родовое понятие по отношению к описанию и повествованию). Задача изложения – представление данных в благоприятном для оратора виде.

Описание есть изображение предмета как существующего независимо от ситуации общения. В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Местоположение этой точки по отношению к предмету (перспектива) может изменяться в процессе описания, но единство говорящего и слушающего сохраняется. Искусство описания состоит в поддержании этого единства. Описание представляет собой развернутую форму определения.

Описание подразделяется по характеру описываемого предмета на описание вещей, ситуаций, последовательности действий, людей. По словесной формеописания подразделяются на естественные и искусственные. Естественные описания дают образ предмета в ходе его созерцания. Искусственные дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е идею предмета. В зависимости от задачи и композиции описания бывают дедуктивные, индуктивные и смешанные. Дадим обобщенный план естественногоописания. Описание делится на 3 части: начало, середина, конец.

Началоописания. Необходимо сказать о времени дня или года, о месте, где предмет находится. Сначала дается общая картина окружающего, а затем взгляд фиксируется на предмете. При описании предмета общий план сменяется крупным планом, а затем планами отдельных деталей. Построение описания определяется выбором перспективы и плана. Перспектива– соотносительность размещения предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозреваемого пространства. План– объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Направление взгляда диктует структуру описания: от внешнего к внутреннему.

Серединаописания.

· Если предмет «бездействует» (озеро, холм, небо), описываются перемены в нем в разное время (топос обстоятельства, время).

· Если это неодушевленный (физический) предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), даются картины с разных сторон (топос «целое - части»).

· Если это действующее лицо (герой), то описываются его свойства и действия, одно за другим, постепенно и отдельно.

При расположении середины описания необходимо учитывать следующие моменты:

· самое интересное в предмете располагать ближе к концу, - интерес должен нарастать и достигать кульминации;

· все части предмета должны быть четко отделены друг от друга и описаны порознь, отдельно;

· избегать излишней детализации, стараться отбирать только существенные, яркие детали. Самое главное – суметь выделить стержень предмета.

· Избегать повторов даже в других выражениях.

Конецописания. Особо выражаются чувства и желания. Помещают нравственные мысли, высокие истины.

Искусственноеописание строится исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Состав и порядок частей иск. Описания отражают элементы структуры, отличительные признаки, назначение, свойства, видо-родовые отношения.

 Повествование развертывается во времени. В центре его действие, поэтому активную роль играют глаголы.

Началоповествования. Здесь возможны варианты.

· Обращение к адресату или общая мысль рассказа.

· Общепринятая истина, высказанная в афористической форме.

· Место, время, действующее лицо, т.е. где? когда? кто?

 Серединаповествования. Можно следовать естественному порядку событий, но можно начинать и с яркого события, которое было в середине действия. Следует нагнетать степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину. В основной части речи в числе приемов поддержания внимания можно использовать обращение к отдельным слушателям.

Конецповествования. Содержит развязку истории, после чего может быть дана нравственная мысль или вывод из всего повествования.

Рассказчик постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает. Принципы создания интересного рассказа: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание интереса до кульминации и развязка в заключении

. Модель речи рассуждения – хрия (от лат. необходимость). Различаются строгая (прямая, простая) и обратная(искусственная) хрия.

Структурапростой хрии. Хрия состоит из 7-8 частей.

Начало – предложение, главный тезис, изъяснение темы через распространение. Начало может состоять из 2-х частей, если даются для рассуждения слова знаменитого писателя. В этом случае похвала писателю составляет эту вторую часть.

Середина состоит из одной рассказывающей части и 4-х объясняющих.

1) Причинасоставляет доказательство, почему предложение справедливо.

2) Противное показывает и отвергает мысли, несовместимые с предложением или причиной, и бывает двух видов: а) отвергается просто противное; б) делаются возражения и подробно каждое опровергается.

3) Подобие объясняет или предложение, или его причину известными сравнениями, уподоблениями.

4) Примерприводит лица или происшествия, которые служат доказательством предложения или его причины.

5) Свидетельство приводит слова Священного писания или знаменитого писателя, которые подтверждают предложение или его причину. Если приводятся многие свидетельства, то можно упоминать о некоторых мимоходом.

Конец состоит из одной части – заключения. В ней снова повторяется главное предложение с большей силою или выводится следствие, согласное с предложением или доказательствами.

Пример: Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему зна-чит унижать достоинство человека ко вреду собственному. Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой. Так, пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни. Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов. «Дух кроткий обиды простит, великий забывает», — пишет Озеров. Итак, удаляйте от сердца страсть мщения.

(Волков A.A. Основы русской риторики)

Искусственнаяхриясостоит из следующих частей:

1) Приступ

2) Доказательство

3) Связь

4) Тезис

5) Заключение

Пример: Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врагов неимоверна. Они заняли Москву. Если падёт Москва, падём и мы. Пожертвуем всем, заложим жён и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода. (Речь Козьмы Минина).

    В целом индуктивное построение речи является более предпочтительным для молодежной аудитории, а дедуктивное – для подготовленной взрослой аудитории.

     Таким образом, любое публичное выступление можно разделить на следующие части, располагающиеся в определённой последовательности:

1. Прямой порядок: зачин – вступление – тезис – аргументация – обобщение – вывод;

2. Обратный порядок: вступление – аргументация – тезис – заключение

    При аргументации необходимо следовать правилу Гомера, по которому вначале должны быть сильные аргументы, затем – средние аргументы, а в заключении – наиболее сильные аргументы. Принято считать, что чем больше аргументов в рассуждении, тем выступление убедительнее.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать матери­ал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого по­ложения, какие ораторские приемы использует с целью при­влечения внимания слушателей.

Задача оратора — умело расположить все эти компонен­ты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздей­ствие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором.Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно исполь­зуются современными ораторами. Кратко охарактеризуем ос­новные из них.

Индуктивный метод— изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, азатем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод— изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положе­ния, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выс­туплениях пропагандистского характера.

Метод аналогии— сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хоро­шо известно слушателям. Это способствует лучшему понима­нию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к бо­лее конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод— последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хроноло­гической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течени­ем времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Заключение — завершающая часть ораторской речи, в которой содержится краткое истолкование смысла всей речи, с повторением главных мыслей, с возможным обобщениеми побуждением. Заключение-кульминация всегда хорошо запоминается слушателям.

Полемическоезаключение— заключение, в котором выражено расхождение во мнении с оппонентом или аудиторией.

Пример: Говорили еще, что душеприказчик в силу такого своего звания не имеет никакой ни физической, ни юридической возможности похитить или присвоить себе имущество, оставшееся после смерти завещателя, что настоящее дело чисто гражданское, что ... но довольно! Всего не перечтешь. Много юридических вопросов поднимала и победоносно в свою пользу разрешала красноречивая защита, в обширные и глубокие разъяснения и толкования вдавалась она, но как-то невольно по поводу всех этих вопросов, разъяснений и толкований, нимало, впрочем, не поколебавших конечный вывод обвинения, на мысль приходят те про-рочески скорбные слова великого преобразователя русской земли, кото-рые написаны там, на зерцале, стоящем на судейском столе: «Понеже ничто так к управлению Государства нужно есть, как твердое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писати, ежели их не исполняти, или ими играти, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть и зело твдатся всякие меры чинить под фортециею правды!»

(М у р а в ь е в Н. В. Ответная речь по делу генерала Гартунга)

Обобщение— заключение, синтезирующее изложения и рассуждения, приводимые в срединной части речи; проявляется в двух своих разновидностях — рекапитуляциии выеодах.

Рекапитуляция(лат. recapitulatio— «повторение в основных чертах») — сжатое повторение содержания предыдущей речи (особенно в ее заключении), сведение воедино ее различных мыслей, частностей, фактов и подробностей. Вид обобщения.

Пример: Итак, относительно того, что отец был афинским гражданином, я могу сказать следующее: я представил в качестве свидетелей людей, ко-торых члены дема сами своим голосованием признали гражданами, и эти люди удостоверяют, что отец был их двоюродным братом; оказыва-ется, что в течение стольких лет, прожитых им здесь, он никогда и нигде не причислялся к чужеземцам; он обращался за помощью к этим людям как к своим родственникам, а они принимали его и выделили ему часть семейного имущества, считая его одним из своих. И, наконец, отец родился в такое время, что имел право считаться гражданином, даже если бы только один из его родителей был афинянином — ведь он родился до архонтства Евбулида.

(Д е м о с ф е н. Против Евбулида)

Выводы(вывод)— вид или часть заключения как мысли-следствия, вытекающие из аргументации в основной части речи.

Пример: Я окончил изложение обстоятельств дела о злоупотреблениях по опе-ке Медынцевой. Позволые мне сделать несколько общих выводов. Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчинила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманивала у Медын-цевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти доку-менты на свои дела; путем обмана, путем мошенничества получила из опекунского управления Медынцевой значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремится всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.

(Жуков А. Обвинительная речь по делу игуменьи Митрофании)

Если у слушателей нет вопросов, это вовсе не значит, что им все понятно и выступление было удачным. Возможно, выступление просто совсем не заинтересовало аудиторию.

Задания:

Задание 1. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи

Части выступления Приемы привлечения внимания
I. Вступление Задачи: - Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие – максимальная лаконичность     I. Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить выдвинуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам     III. Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи - Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи) - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия   - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам - Апелляция к личности оратора   - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории - Афоризм - Экспрессивные обороты

(По Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой).

 

 

Задание 2. Ниже приводятся первые абзацы речей различных ораторов. Отметьте известные вам элементы композиции: этикетные формулы, «зацепляющий крючок», вступление.

I. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу (А.Ф. Кони).

II. Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины ХVII столетия. Мы видели, какие результаты имела Тридцатилетняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т.Н. Грановский).

III. Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам... Я повел бы туристов к березе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно... (К.И. Чуковский).

IV. Милостивые господа!

I Первое издание трагедии Шекспира «Гамлет» и первая часть сервантесовского «Дон-Кихота» явились в один и тот же год, в самом начале ХVII столетия.

Эта случайность нам показалась знаменательною; сближение двух названных нами произведений навело нас на целый ряд мыслей. Мы просим позволения поделиться с вами этими мыслями и заранее рассчитываем на вашу снисходительность. «Кто хочет понять поэта, должен вступить в его область», – сказал Гете; прозаик лишен всяких прав на подобное требование; но он может надеяться, что его читатели – или слушатели – захотят сопутствовать ему в его странствованиях – в его изысканиях (И.С. Тургенев).

V. В разборе Начальной летописи наше внимание сосредоточится на самом составителе свода, на том, что внес он своего в собирательную работу сведения разнородного материала, вошедшего в состав свода. Ему принадлежат хронологическая основа свода, способ обработки источников и взглядов на исторические явления, проведенный по всему своду (В.О. Ключевский).

 

Задание 3.Прочитайте речь В.Гюго. Какие черты риторики повествования проявляются в нем? Как построено его начало? Есть ли в нем завязка, развитие событий, кульминация, развязка? Подтвердите свои заключения примерами из текста.

Наше собрание — это собрание общественное, это празднество.

Героя этого празднества зовут Гризель. Он рабочий, машинист. Всю свою жизнь — жизнь человека, у которого любящие труд руки сочетают-ся с ясным умом, — Гризель отдал важному делу — железным дорогам. Однажды он вел поезд. На одном из перегонов он остановил его. «Про-должайте путь!» — приказал начальник поезда. Гризель отказался. Этот отказ означал увольнение, он зачеркивал всю его службу, он сводил на нет всю его жизнь. Гризель продолжал упорствовать. И в ту минуту, когда этот решительный и бесповоротный отказ нес ему несчастье, мост, на который Гризель не хотел вести поезд, рухнул. От чего же отказался Гри-зель? Он отказался допустить катастрофу. To был замечательный посту-пок. Скромный и мужественный труженик, забыв только о самом себе, сохранил жизнь всем людям, находившимся в этом поезде, — вот что сегодня прославляет Республика.

(Г ю г о В. Речь на банкете в честь Гризеля)

Задание 4.Прочитайте концовки нескольких речей. В чем их особенности?

I. Я заканчиваю. Не сетуйте, что я на такое долгое время остановился на личности В.П. Сербского, вам ведь совершенно чужого человека, которого большинство из вас не знает даже по имени. Перед вами прошли, хотя и кратко очерченные, его жизнь и деятельность, и на примере этой жизни и этой деятелъности я попытался не абстрактно, не общими фразами и рассуждениями, а живым примером показать, чем может быть практическая психиатрия, чем может быть практическая жизнь русского психиатра (П.Б. Ганнушкин).

II. Я кончаю. Криун отсутствует. Вы должны простить ему это. С того момента, как его бесчувственного вытащили из воды с искалеченными ногами, и до сегодняшнего дня протекло четыре месяца: для него это была одна сплошная нравственная пытка. Его отсутствие во время прений избавило его, по крайней мере, от тех ударов, которые носили на себе все характерные черты ударов, которые наносятся лежачему. Я не прошу у вас ни милости, ни снисхождения для него. Я твердо верю, что русское общество своим чутким сердцем давно уже поняло, что в лице Криуна оно имеет дело с гораздо более несчастным нежели виновным человеком (Н.П. Карабчевский из речи в защиту капитана 2-го ранга К.К. Криуна).

III. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства (Из Нобелевской речи И.А. Бунина).

 

Задание 5. Прослушайте и проанализируйте готовые рекламные тексты, включенные в телевизионную рекламу. Какие топосы в них употреблены? Что в этих топосах удачно, а что нет? Почему можно считать ошибочным ниже приводимые начала рекламных презентаций?

«Эта замечательная вещь нужна в каждом доме».

«Это изделие недорогое, и вам его вполне можно приобрести».

«Я сегодня для того здесь, чтобы вы выбрали нужный товар».

«Я уже сделала свой выбор, и сейчас предлагаю сделать его вам».

«Если вам это интересно, я расскажу о нашем новом товаре».

«Я хочу предложить вам книгу о том, как стать здоровым человеком».

 

Задание 6.Попробуйте составить собственный текст для рекламы любого предмета быта или продукта (на выбор). Основой текста должно быть описание вещи. Цель – представить самые привлекательные стороны этой вещи как товара, показать: а) ее необходимость для будущего покупателя; б) выгодность покупки

 

Задание 7.Уже античная риторика сообщала о двух способах построения хрии в текстах-рассуждениях – от общего к частному («аристотелевский») и от частного к общему («сократический»). Ознакомьтесь с образцами, иллюстрирующими эти способы.

 

«Аристотелевский» «Сократический»
«Повелевать собою – величайшая власть». Цицерон Будем оставаться собой: «дающий петуха» от натуги не вызовет ничего, кроме сожаления; долго и настойчиво твердящий о своем уме пытается убедить в этом себя самого. Не будем выходить из себя: это неуважение к себе. А что значит собственно выходить из себя? Это оказаться в плену собственных эмоций, не поддающихся логическому контролированию. Когда смотрят сквозь темное стекло, все вокруг тускнеет.   Когда смотрят сквозь темное стекло, все вокруг тускнеет. Мы утрачиваем способность ясно мыслить, логически контролировать свое поведение под влиянием эмоций. Оказаться в плену эмоций – значит выйти из себя. Не будем выходить из себя: это неуважение к себе. Долго и настойчиво твердящий о своем уме пытается убедить в этом себя самого, «дающий петуха» от натуги не вызывает ничего, кроме сожаления. Будем же оставаться собою. «Повелевать собою – величайшая власть». Цицерон

 

А. Определите «общее» и «частное» в этих текстах. Объясните, чем может быть обусловлен выбор того или иного способа развертывания речи.

Б. Найдите в хорошо знакомой вам учебной или научно-популярной литературе относительно целостные части текста, построенные по «аристотелевскому» или «сократическому» принципу.

Опираясь на вышеприведенные образцы, попытайтесь преобразовать выделенные вами тексты-рассуждения (прямую хрию на искусственную и наоборот

 

 

 

 

 


Выражение

.

Третий этап пути от мысли к слову – это элокуция (выражение), т.е. превращение замысла речи в определенный порядок содержания, в реальный текст. Совокупность идей получает словесное выражение. Элокуция дала начало стилистике, которая появилась в 19-м веке и заняла место риторики. Задача стилистики – обучение отбору языковых средств в соответствии с содержанием, целями и ситуацией общения. Но стилистика не может заменить риторику, так как недостаточно учитывает связь мысли и слова. Для риторики характерно понимание стиля как важной задачи.

Ключевыми понятиями на этапе выражения являются понятия стиля и слога.

Стиль– это отбор и согласованное сочетание в словесном процессе целесообразных выразительных средств языка, создающее индивидуальный, неповторимый образ речи. Стиль связан с понятием реализации личности в слове.

Г.З.Апресян пишет: «Ораторский стиль – это исторически сложившиеся система выразительных средств и внесловесных психо-физиологических приемов, обусловленных идейно-тематическим содержанием публичной речи, это форма и характер речи, тон и интонация, выразительность слова».

Слог– это совокупность общеобязательных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость. Свойствами слога являются точность речи и её уместность, а также правильность речи, то есть соответствие литературным нормам. Между действующими и классическими нормами существует строго определенная граница. Так, в тексте пушкинского стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» лингвистического комментария требуют такие архаизмы, как «язык» – народ, «сущий» – существующий, «пиит» – поэт, «тунгуз» – устаревшее название эвенка, «доколь – до пор пока и др. десь же мы встречаемся с архаичными грамматическими формами, а также устаревшими вариантами управления: всяк – устаревшая краткая форма прилагательного всякий; глагол убежать употребляется в значении «избегать», он управляет родительным падежом существительного без предлога, что является отступлением от современных норм (и тленья убежит); форма несовершенного вида глагола оспоривать, употребленная А.С.Пушкиным, также утрачена современным русским языком (она заменена формой оспаривать), кроме того этот глагол управляет существительным (глупца), тогда как сейчас он может иметь при себе объект, выраженный только неодушевленным существительным, круг его употребления существенно сузился и ограничивается рядом фразеологизированных выражений: оспаривать – оспорить чьи либо доводы, мнения и т.п. Часто бывает трудно разграничить стиль и слог при восприятии классического художественного текста. Покажем это на примере пушкинского «Памятника». Во всех комментариях к тексту пушкинского поэтического завещания обычно указывается на синонимичность слова «нерукотворный» определениям «чудесный, вечный» из первой строки державинского «Памятника» Но вряд ли такое толкование является исчерпывающим, как и толкование Р.Якобсона, отсылающее нас к надписи В.Рубана на постаменте знаменитого памятника Фальконета: «Нерукотворная cе росская Гора... Пришла во град Петров чрез невские пучины».

Во всех этих случаях филологический контекст, на фоне которого производится истолкование значения слова «нерукотворный», оказывается недостаточно широким. Ключ к пониманию его значения скрыт в глубинных пластах европейской культуры, уходящей корнями в языческую античность и христианскую религиозную традицию. Исследователи-филологи предпочитают не замечать вопиющие логическое противоречие, заключающееся во фразе: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Между тем глагол «воздвиг», грамматически сочетающийся с выражением «нерукотворный памятник», имеет значение «сооружать, созидать, строить», т.е. обозначает действие, совершаемое человеком, его руками. Противоречие это, игнорируемое учеными, было замечено поэтом – другом Пушкина князем П.А.Вяземским, который восклицал: «А чем же писал он стихи свои, как не рукой? Статуя ваятеля, картина живописца так же рукотворны, как и написанная песнь поэта»

Однако, заметив эту несообразность, в недоумении остановившись перед нею, князь Вяземский не смог определить ее истоки. Между тем слова «воздвиг нерукотворный» почти буквально совпадают со словами Иисуса Христа, приведенными в Евангелии от Марка в передаче свидетелей:

«Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» [Марк, 14,58], Смысл этих слов разъясняет другой евангелист – Иоанн: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его».

На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и в три дня воздвигнешь его?

А он говорил о храме Тела Своего» [Иоанн, 2,19-21].

Первым на связь слова «нерукотворный» с теологической традицией указал французский переводчик и комментатор произведений Пушкина А.Грегуар. Академик М.П.Алексеев в своей монографии, посвященной «Памятнику», подвергает критике заключение французского исследователя и полностью отрицает существование генетической связи слова «нерукотворный» с библейским источникомне желая замечать очевидный факт межтекстовой переклички.

При анализе стиля пушкинского «Памятника» мы обязательно должны учитывать диалогический характер текста, что подчеркивается цитатой из Горация на латинском языке, вынесенной в эпиграф. В стихотворении Пушкина мы имеем дело с классическим примером «переакцентуации» [Бахтин]. При этом в ряде случаев то, что в латинском источнике имеет положительный знак оценки, у Пушкина приобретает противоположную оценочную направленность. Внутренний полемический пафос достигает большой силы уже а первой строке стихотворения: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» «Нерукотворный» — это не просто знак бессмертия (ср. у Горация: «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» — здесь и далее перевод М.В. Ломоносова и не синоним понятия «вечный» (ср. у Державина: «Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный»), но символ богоравности. Пушкин усиливает, доводит до предела то, что заложено, подспудно присутствует в текстах предшественников — претензии безудержной гордыни, стремление не только сравняться с Богом, но и превзойти Его.

Использование местоимения «Я» в первой строке пушкинского «Памятника» представляет собой разновидность энналаги – подстановки языковых форм. «Я» здесь равнозначно «Мы». «Я» — это и сам Пушкин, и Гораций, и Державин, и вся мировая поэзия и искусство, занятые соревнованием с Творцом. Данный мотив соревнования достигает своей наивысшей силы в конце строфы: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». У Горация было: «Превыше пирамид и крепче меди…» На первый взгляд, в пушкинских стихах мы имеем лишь незначительную смысловую вариацию той же темы: и пирамиды, и Александрийский маяк относились к семи чудесам света, т.е. к наиболее величественным и значительным созданиям рук человека. Однако Пушкин использует здесь слово «столп», что у многих вызывало недоумение. Можно предположить, что для Пушкина был важен в данном случае сам круг ассоциаций, связанных со словом «столп». В первую очередь мы должны здесь вспомнить фразеологизм «вавилонское столпотворение» – так называется в церковно-славянском тексте Библии строительство Вавилонской башни. Как известно, строительство Вавилонской башни было вызвано горделивым стремлением людей достигнуть небес, сравниться с Богом. Тем самым фраза: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа,» – косвенно может быть отнесена не только к поэтам-творцам, но и к целому человечеству, вся история которого посвящена столпотворению, строительству «нерукотворного памятника».

Вторая строфа пушкинского «Памятника» выдержана совершенно в иной тональности по сравнению с первой строфой.

«Нет, весь я не умру…» — эта неуверенность и тоскливая беззащитность интонации может показаться неожиданной после столь громкого и дерзкого начала. Однако в этой кажущейся непоследовательности есть своя душевная логика: гордыня ведет за собой уныние. Источник художественной зоркости Пушкина – святоотческая духовная традиция, которая заключает в себе глубокое знание души человека во всех ее самых потаенных и сокровенных движениях. Обуреваемая страстями, душа не может найти покоя и мира, переходит от гордыни к унынию и вновь ищет спасение от него в мыслях о посмертной славе: «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». Эти пушкинские слова навеяны строками Горация и Державина. Гораций: «Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю». Державин: «Так! — весь я не умру, но часть моя большая. От плена убежав, по смерти станет жить.» Вместе с тем ни у Горация, ни у Державина нет слова «прах», обладающего огромным эмоциональным зарядом. Данное слово имеет христианский ассоциативный ореол, прочно закрепившийся в русском языковом сознании (ср. примеры из словаря Вл. Даля: «Все прахом станет»; «Все во прах придет»; «Человек прах и персть есть»). Акценты Пушкина точны и беспощадны и не оставляют места иллюзиям и самогипнозу: тот, кто возносился превыше всех и всего, заявляя о своей богоравности, так же как и любой смертный превращается в прах.

При толковании смысла слова «нерукотворный» очень важно учитывать, что само словосочетание «нерукотворный памятник» соотносится с евангельским выражением «нерукотворный храм» — образом бессмертного воскресшего Тела Христа. В данном случае происходит непримиримое столкновение двух систем ценностей, двух взглядов на предназначение человека в мире. Для христианина, верующего в Воскресение и бессмертие души, забота о личном увековечении не может быть главной. Эта забота, это стремление оставить после себя материальный след в земной жизни доминирует, прежде всего, в языческом и атеистическом сознании, которое не представляет иного места для жизни после смерти, кроме памяти людей.

Под влиянием ритмической инерции не сразу замечаешь интонационный и идейно-смысловой контраст между первыми четырьмя и последней строфой. Между тем этот контраст весьма значителен. Может даже возникнуть впечатление, что данные части стихотворения написаны разными поэтами. Громовой одический пафос сменяется строгими интонациями увещевания-проповеди. Гордыня и безудержное тщеславие сменяется глубоким смирением. Ср.: «Вознесся выше он главою непокорной» и «Веленью Божию, о Муза, будь послушна» (в первоначальном варианте было: «Призванью своему, о Муза, будь послушна»). Ср. также: «И славен буду я …, «Слух обо мне пройдет…», «И долго буду тем любезен я народу» — и: «не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно».

Однако мы не можем говорить о радикальной смене оценочной позиции Пушкина к концу стихотворения. Здесь лишь выводится то, что скрывалось в подтексте предыдущих строф, где мы имеем дело с различными видами непрямого говорения. При этом полемика с Горацием и Державиным приобретает открытый характер. Текст Горация кончается двустишием:

Возгордися праведной заслугой, Муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Державин следует за Горацием и заканчивает свое стихотворение так:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Пушкинские слова: «будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца», – носят ответный характер, но в них нет полемической страстности, они дышат смирением и покоем. Позицию Пушкина отличает трезвость и строгость. И это, как уже было сказано, сближает его с православной святоотеческой традицией. Согласно этой традиции в Божественном замысле о человеке дано ему быть творцом. «От нас ожидается некая новая реальность внутри нас, т.е. создание в себе и всем своим духовным бытием, чаемого «нового неба и новой земли», создание в себе Царствия Божия, преображение себя и мира»1. При этом творчество не должно становиться самоцелью, кумиром, предметом поклонения. Творчество должно быть принято как послушание Божьей воле – этот вывод следует из учения великого православного святого Григория Паламы о нетварных энергиях, преобразующих мир.

И этот же вывод делает Пушкин в стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», в котором он, по выражению П.Н. Сакулина, достигает подлинных «сионских высот духа».

Б.Брюсов писал: «Пушкин – один из самых непонятных поэтов. «Ясный», «прозрачный»» Пушкин... Эта кажущаяся ясность обманывает, не вызывает повелительного стремления вдуматься, углубиться в такие на вид легкие, в действительности же такие обманно прозрачные стихи. А сам Пушкин говорил: «Стихи неясные мои... И еще говорил про себя:

Исполнен мыслями златыми,

Непонимаемый никем»

Таким образом, элемент слога – церковнославянизм «нерукотворный» становится важным конституирующим элементом стиля А.С.Пушкина.

Выразительные языковые средства в ораторской речи могут выступать в роли средств риторической аргументации.

 

Тропы красноречия. Троп (в переводе с греческого – поворот, оборот, образ) – обобщенное название выразительных приемов, состоящее в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.

Метафора (скрытое сравнение) – это перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении. Примеры метафор: «В саду горит костер рябины красной» (С.Есенин); «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, эти слова светятся, как звезды» (А. Блок). В ораторских речах и публицистических статьях часто встречается так называемые «развернутые метафоры». Пример развернутой метафоры: «Нам кажется, что история человечества плетется черепашьим шагом. А ведь она несется все быстрее, еле успевая забирать воду на остановках. Избалованные пассажиры!» (Михаил Кольцов).

Метонимия– замена одного смысла другим на основе их связи по смежности («убирать хлеб с поля», т.е. пшеницу, из которой пекут хлеб; «сосед горит», т.е. его дом; «съел три тарелки», т.е. три порции и пр.).

Синекдоха – разновидность метонимии, употребление названия части вместо названия целого и целого вместо части, множественного числа вместо единственного и наоборот. Примеры: «Швед, русский – колет, рубит, режет» (А.С. Пушкин); «Пуще всего береги копейку» (Н.В. Гоголь).

Аллегория– это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа. Часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» (Мф. 6, 19-20).

Гипербола – резкое, иногда нарочитое, преувеличение свойств изображаемого объекта. Пример: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст» (Н.В. Гоголь).

Литота– троп, обратный гиперболе, т.е. нарочитое преуменьшение. Пример: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А. Некрасов).

 Ирония – это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки. Примеры: «Отколе, умная, бредешь, ты голова?» (И.А. Крылов «Лиса и Орел»); «ничего не делать – очень тяжкий труд» (О. Уальд); «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит» (Джефферсон).

Перифраза(или перифраз) – замена названия предмета описанием его признаков. «Великий помор» о М.В. Ломоносове, «царь зверей» (вместо лев), «творец Макбета» (Шекспир у А.С. Пушкина).

Олицетворение – это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Примеры: «Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость» (А.С. Пушкин).

      

Фигурыречи (от лат. figura – оборот речи, очертание, изображение, вид) – это любые обороты речи, отступающие от определенной, естественной нормы с целью создания экспрессивности, увеличения воздействующей силы высказывания. Среди речевых фигур можно выделить фигуры выделения (антитеза, градация, повтор, инверсия) и фигуры диалогизма или диалогизации монологической речи (ободрение, уступка, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение).

Антитеза резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций. Примеры: «Дома новы, но предрассудки стары» (А.С. Грибоедов); «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон коварна и зла» (М.Ю. Лермонтов); «Кто был ничем, тот станет всем» (Э. Потье «Интернационал»).

Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Примеры: «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по каменным ступеням» (А.С. Пушкин); «Обеды задавал он отличные» (И.С. Тургенев)

 Градация расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости. Примеры: «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин).

Повтор – повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.

Разновидности повтора:

анафора (единоначатие) – повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой, например: «Где мудрецы, которые написали книги и писаниями своими напол-нили мир?.. Где те, которые гордились дорогими одеждами, покоились на пурпуровых ложах? Где те, которые изумляли красотою своей наруж-ности? Где руки, которые украшались жемчужинами? Где те, которые приводили в трепет своими велениями и покоряли себе землю ужасом своего владычества? Скажи земле, и она укажет тебе, где они...» (Ефрем Сирин. Паренесис);

эпифора (эпистрофа, конверсия) – повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой, например: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь);

возвращение (удвоение, «стык») – последующая фраза начинается с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую, например: «О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!» (А. Блок);

параллелизм– использование фраз с одинаковым синтаксическим построением, например: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт» (Лебедев-Кумач).

Хиазм – перевернутый параллелизм. Пример: «Одни едят, чтобы жить, другие живут, чтобы есть». Сравните обыгрывание этого приема в выступлении В.В. Маяковского, который, полемизируя с Асеевым, сказал: «Есть поэты, которые живут для того, чтобы писать, и есть поэты, которые пишут, чтобы жить. Я больше всего люблю поэтов, которые пишут для того, чтобы жить, и все свои силы и возможности я, конечно, буду направлять на улучшение своих стихов о нашей жизни и не буду писать для того, чтобы попеть песенки и уйти».

Оксюморон – это фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: «Живой труп» (Л.Н. Толстой).

Изречениекраткое изложение общих идей с назидательной целью. Например: «Одни думают для себя, другие думают для публики» (Л. Толстой); «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют» (Н.М. Карамзин); «Фанатизм есть порабощение мысли чувством, ею же вызванным» (Д.Н. Овсянико-Куликовский); «Неспособность есть не добродетель, а бессилие» (Ромен Роллан); «Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно» (И. Кант); «В смирении – сила, победившая мир: перед кем или перед чем может гордиться всемогущий Бог?» (К.Д. Ушинский); «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» (Амвросий Оптинский).

Ободрениеи одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям: Пример: «Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает» (Цицерон – речь «В защиту Секста Росция Америйца»).

Уступка, или допущение – говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: «Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…». Пример: «Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (П.А. Столыпин из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).

Риторическое восклицание – эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Пример: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (П.А. Столыпин - заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).

Риторическое обращение – фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста. Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве». Стихотворение Николая Гумилева «Молитва» целиком представляет собой эту фигуру:

«Солнце свирепое, солнце грозящее,

Бога, в пространствах идущего,

Лицо сумасшедшее,

Солнце, сожги настоящее

Во имя грядущего,

Но помилуй прошедшее!»

Задания:

Задание 1.Замените книжные официально-деловые слова и словосочетания общелитературными синонимами; исправьте стилистические ошибки.

1. Ввиду наличия гибридных сортов имел место высокий урожай кукурузы. 2. В текущем году произведена посадка клевера на большей площади. 3. На этом заводе работа ведется в направлении быстрой модернизации оборудования. 4. Постоянного внимания заслуживает вопрос о повышении успеваемости студентов. 5. В целях усиления борьбы за урожай мы провели месячник по вывозке удобрений на поля. 6. За неимением этой книги мне пришлось заниматься по другому учебнику. 7. Решение этой важной задачи может быть решено на основе достижений производительности труда, недостижимой без механизации. 8. По выявлении в области железа приступили к осуществлению строительства металлургического завода.

Задание 2. Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите целесообразность их употребления в данном контексте. Исправьте предложения, объясните правку.

1. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи. 2. Мы условились, что на другой день соберемся у него и окончательно решим вопрос о нашей грядущей работе.
3. Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников для факультетской библиотеки. 4. Его предложение отправиться в туристский поход ввергло меня в восторг. 5. Наши инженеры должны созидать новые машины для сельского хозяйства.

 

Задание 3. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам – нашим предкам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?

    Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.

 

Задание 4. Укажите эпитеты и определите их стилистическую функцию.

1. Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор. (П.) 2. К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.) 3. На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт. (Л.) 4. Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан будто притих. (Ст.) 5. Его особенно смутили детские гневные слова Ольги (М.Г.) 6. Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. (А.Т.) 7. Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского. (А.Т.) 8. В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём. (Сурк.) 9. Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметёт. (Ис.)  10. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Л.-К.)

 

Задание 5.Укажите метафоры. Определите, на чём основано метафорическое употребление слов.

1. Закатилось солнце русской поэзии [о Пушкине]. (Жук.) 2. Горит восток зарёю новой. (П.) 3. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. (П.) 4. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (П.) 5. Над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 6. Всё в нём дышало счастливою весёлостью здоровья, дышало молодостью. (Т.) 7. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришв.) 8. Гуляет ветер, порхает снег. (Бл.) 9. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. (М.) 10. Тихо дремлет река. (Ес.)

 

Задание 6. Укажите сравнения и определите, какими способами они выражены.

1. Он бежал быстрее, чем лошадь… (П.) 2. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютч.) 3. И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме. (Гонч.) 4. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (Л.) 5. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.) 6. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. ( Н.) 7. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы. (М.Г.) 8. Пирамидальные кипарисы похожи на траурные кипарисы. (Сер.) 9. На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен. (А.Т.) 10. Ребята наши таяли как свечки. (Ф.)

 

Задание 7.Составьте несколько перифраз, заменяя ими: 1) фамилии писателей, учёных, общественных деятелей; 2) названия животных; 3) названия растений; 4) географические названия.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 805; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!