Произнесение и запоминание речи



Современный подход к технике речи предполагает использование данных лингвистической прагматики - науки 20-го века, изучающей единицы общения, поведение людей в процессе общения. К единицам общения можно отнести речевое событие и речевую ситуацию,

Речевое событие– это реальное событие с участием коммуникантов и их речи. Оно предполагает речевое взаимодействие, которое состоит из слов, значимых движений лица и тела, из того, как коммуниканты используют пространство.

Речевая ситуациясовокупность элементов речевого события (участники, отношения между ними и обстоятельства, их связывающие).

Речевое взаимодействие имеет две стороны – вербальную и невербальную.

Вербальные средства – это слова и предложения (фразы)

К невербальным средствамотносятся пантомимика (жесты, мимика), улыбка, зрительный контакт, пространственное расположение.

Значительная часть информации во время речи передается при помощи невербальных средств, создающих облик оратора в глазах аудитории.

Под термином «облик оратора» имеется в виду три вещи. Во-первых - внутренний настрой, во-вторых — внешность, а в-третьих — поведение во время речи. К поведению относятся мимика и жестикуляция.

При подготовке к выступлению рекомендуется создавать гармонический и целеустремленный внутренний настрой – прием самопрограммирования: «Я хочу установить хорошие отношения со слушателями, поэтому во время речи я должен быть спокоен и уверен в себе. Я искренне буду стремиться показать им, что хочу работать в деловой, но дружеской обстановке. То что я сейчас скажу – важнее меня самого»

. Следующий момент – внешность. Помните об основном правиле, связанном с внешним видом:

Внешность оратора не должна возбуждать у слушателей сильных чувств, особенно таких, как удивление или зависть. В противном случае аудитория будет отвлекаться от того, что оратор говорит, и это помешает ему вступить в доброжелательный контакт со слушателями.

Перед началом речи оратор должен автоматически принять исходную позу, выражающую доброжелательность, внимание и готовность приступить к серьезной работе. Чтобы найти такую позу лично для себя, каждому необходимо основательно поработать дома.

Начиная поиски своей основной исходной позы, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, вам не следует изображать что-то непохожее на самого себя. Вы не должны никого играть; вы не актер. Во-вторых, поза должна быть дружелюбной и позволять вам внимательно и непринужденно наблюдать за слушателями. В-третьих, — вы должны в этом убедиться, что в этой позе вы сможете естественно, без лишнего напряжения, донести до слушателей все то, что продумали и перечувствовали во время работы над выступлением. Этата поза не должна быть напряженной. Умение автоматически принимать исходную позу и оставаться в ней столько, сколько нужно, помогает ему комфортно себя чувствовать во время выступления.

Задача оратора — придать собственным мыслям и словам форму, наиболее привлекательную для аудитории, поэтому он должен чутко реагировать на отношение слушателей к его словам.

Очень важны для поддержания контакта мимикаи жестикуляция.Глаза и выражение, лица оратора должны отражать те чувства, и которых он говорит слушателям.

Всякое телодвижение, с помощью которого подчеркивается значение произносимых слов, называется жестом.

Значение жеста в речи обусловлено явлением, называемым эмпатией. Суть его в следующем: когда человек внимательно смотрит и слушает другого человека, у него рефлекторно напрягаются те же группы мышц, что и у говорящего. Слушатели как бы сопереживают тому, о чем узнают, но происходит это чаще всего н уровне подсознания. Включившись в процесс сопереживания, аудитория невольно лучше усваивает точку зрения оратора. Поэтому благодаря тщательно рассчитанным жестам оратор может значительно увеличить силу воздействия своих слов. Когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!».

Неподвижность оратора во время речи раздражает слушателей, поэтому движение необходимо, однако это движение должно быть лишь таким, чтобы позволяло только подчеркнуть мысль и тем самым сделать ее более наглядной и легче воспринимаемой. В движениях оратора различают мимику и жесты. Мимика, т. е. движения мышц лица и выражение глаз, должны соответствовать тем чувствам, которые испытывает оратор и которые предполагает вызвать у слушателей своей речью.

Наиболее выразительными и простыми жестами являются движения рук и плеч. Среди них выделяем прежде всего жесты-модификаторы, позволяющие усилить эмоциональную силу слов.

Наиболее известным среди этого рода жестов является движение, называющееся «открытая рука».Ладонь при этом движении раскрыта и обращена вверх. Если движение руки идет от оратора, то оно используется для усиления символа «сообщения» или «отдачи». Когда движение рукой производится по направлению к оратору, то оно усиливает значение «присоединения», «получения».

Следующим жестом, подчеркивающим произносимую мысль, является движение, называемое «покрытая рука».Здесь ладонь обращена вниз, движение идет от говорящего. Движение усиливает значение неприятия, несогласия, отрицания. Ощущение противодействия может быть еще сильнее, если пальцы «покрытой руки» раздвинуты — «растопыренная рука».

Широко распространенным движением, относящимся к этому виду, является жестикуляция рукой, сжатой в кулак. Жестикуляцию кулаком используют обычно для передачи чувств, связанных с сопротивлением, а также для выражения угрозы или ярости.

Направление движения в теории жеста связывается с характером эмоций. Положительные эмоции, подъем настроения выражаются движениями, имеющими направление снизу вверх. Отрицательные эмоции — движением руки сверху вниз.

Чувство безнадежности, психологического тупика обычно выражается с помощью падающего движения обеих рук вниз. Важнейшим правилом всякой жестикуляции является следующее: чем сильнее эмоция, тем интенсивнее должна быть жестикуляция. Но при этом никогда не следует подменять жестом действительные чувства или стараться усилить слабые чувства сильным жестом. Одно должно соответствовать другому.

В соответствии с национальной традицией жеста, оратор у нас обычно жестикулирует одной рукой, чаще всего правой. Жестикуляция двумя руками не принята в русской ораторской практике.

Другой разновидностью жестов, достаточно часто употребляемых судебными ораторами, являются так называемые изобразительные, или передающие. С их помощью оратор привлекает добавочное внимание к себе и к тому, что он в данный момент собирается сказать. Например, перед изложением какого-то значимого момента своей речи оратор предупреждает слушателя о том, что сейчас он изложит самое «главное или «суть» событий. Эти слова могут сопровождаться любым из трех ... жестов: 1) обращенные кверху пальцы сближаются «щепоткой»; 2) указательный палец поднимается вверх; 3) кисть руки сжимается в кулак. Желая подчеркнуть сближение или объединение (кого-то с кем-то), оратор кистями обеих рук, растопырив пальцы, как будто охватывает баскетбольный мяч. Подчеркивая противоположное действие, он разведет кисти рук, «державшие» мяч.

Оратору приходится использовать и указательные жесты. Наиболее употребительные из них: указывание на себя («я», «мы») и указывание на адресата. В первом случае кисть руки с вытянутыми (а затем сжимающимися) пальцами направляется к груди. Во втором случае «открытая рука» направляется в сторону аудитории.

Отметим также два вида так называемых регулирующих жеста. Первый: поднятая рука согнута в локте — жест, означающий «внимание!». Этот жест может также использоваться и в качестве призыва к тишине. Второй: указание на запястье (или постукивание по нему пальцами) трактуется как призыв к вниманию, тишине и работе.

Жест в ораторской речи необходим лишь в том случае, когда оратор не в силах выразить всей полноты чувств иначе. Однако если уж вы решили сделать движение, то не сдерживайте себя и не останавливайтесь на половине. Движение должно быть полным и законченным

Оратор - не актер и не должен никому подражать. Если оратора подозревают в наигранности, то перестают верить в его искренность. Жесты должны соответствовать индивидуальным чертам облика оратора. Менять в них что-то, по большому счету, не нужно. Их можно лишь подправить. Важен момент сосредоточенности, собранности. Квинтилиан, например, советовал ораторам подражать манере жестикуляции борцов. Приглядитесь к борцам внимательнее. Они скупы на движения, но сами движения у них неторопливы, широки, свободны и закончены. Каждое движение оставляет впечатление легкости, силы и уверенности, что такой человек способен н» многое. Движения борцов значимы и значительны. При этом безобидное по видимости движение легко может перейти в опасный для противника захват, после которого последует бросок...

 В речеобразовании выделяют следующие функциональные области: 1) респирацию (организация дыхания), 2) фонацию (образование голоса), 3) ) артикуляцию (производство звуков).

Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, который состоит из легких, бронхов и дыхательного горла(трахеи). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимого для работы голосовых связок (то есть фонации) подсвязочного давления. Следует различать дыхание в покое, которое называют физиологическим дыханием, и дыхание во время речи — речевое дыхание. При физиологическом дыхании вдох равен выдоху, при речевом выдох длиннее вдоха. Речевое дыхание происходит через рот, физиологическое в норме — через нос. Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлебывающаяся "речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателя. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего, пагубно сказывается на состоянии произносительных органов.

     Гортань — орган, в котором образуется голос. Она состоит из ряда хрящей, соединенных между собой мускулами и связками, которые обеспечивают ее движение. Внизу гортани нахо дятся голосовые связки, представляющие собой мускульные образования. Пространство между голосовыми связками, образующими угол с вершиной впереди, называют голосовой щелью. В состоянии покоя голосовые связки у мужчин имеют длину в среднем 1,5 см, у женщин — 1,2 см. При сокращении голосовых мускулов голосовые связки укорачиваются и изменяется степень их натяжения. Непосредственно над гортанью расположена полость глотки. Глотка представляет собой трубку диаметром около 3 см и глубиной около 2 см. с не полностью закрытой передней стенкой. Полость глотки спереди открывается в полость рта. Переднюю границу полости глотки образует поверхность корня языка, верхняя ее часть сообщается с полостью носа. Глотка может быть отделена от полости носа мягким небом, когда оно поднято и смыкается с задней стенкой глотки. Воздух из полости глотки попадает в полость рта через проход между мягким небом и языком,, а в полость носа — через носоглотку — проход между задней стенкой глотки и опущенным мягким небом. В задней, стенке глотки находятся мускулы, которые позволяют изменять напряженность ее стенок и ее размеры, что существенно влияет на качество звуков, создаваемых произносительным аппаратом.

Оратор всегда должен стремиться увеличить богатство звучания своего голоса. Первым этапом здесь является активизация дыхания. Вторым, говорящем о росте мастерства, должно стать умелое включение в работу резонаторов.Ими в нашем теле являются полости, расположенные над голосовыми связками (глотка, лицевые пазухи, купол твердого нёба, черепная коробка) — это так называемая верхняя резонаторная система. Нижняя система резонатороврасположена под голосовыми связками. В первую очередь это грудная полость.

Верхняя резонаторная система обеспечивает звучание верхнего регистра и придает нашему голосу полетность, т.е. способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь среди них, а также звонкость. При  направлении звука в нижние резонаторы включается грудной регистр, от которого зависит сила и выразительность звука. При включении этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки. Активное и ровное звучание голоса во всем возможном диапазоне может быть обеспечено, если при низких тонах оратор будет использовать и верхние голосовые резонаторы, а при высоких — нижнюю систему резонаторов. Смешанный регистр, который используется в ораторской речи, специалисты называют микст.

Тембр — важная характеристика голоса. Объективно (то есть с точки зрения акустических показателей) тембр — это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Тембр изменяется не только с . возрастом, но ив зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д.

Умение владеть голосом — важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации), сила, полетность, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относят неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание.

Специалисты считают, что хороший природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь можно его развить, усилить, расширить диапазон, заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить тембр.

Под«дикцией» понимается четкое произнесение звуков, в соответствии с фонетической нормой языка.Прежде чем приступить к тренировке дикции, полезно вспомнить, какие органы речи принимают участие в произнесении тех или иных звуков.

Работа органов речи в соответствии с фонетическими нормами языка называется артикуляцией.Работу над дикцией всегда надо начинать с артикуляционной гимнастики, состоящей в том, что органы речи устанавливаются в позиции, обеспечивающие правильное произнесение звуков.

Тренировать надо как произнесение гласных, так и согласных звуков. При работе над согласными уделять особое внимание произнесению свистящих и шипящих звуков, сочетаниям взрывных согласных и отработке четкого произнесения окончаний слов, заканчивающихся согласным звуком. Работа над скороговорками и чистоговорками не только может улучшить дикцию, но и существенно увеличить скорость произнесения слов.

Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то.глубоко опечален; кто говорит слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза».

Интонация — это комплексное средство языка, которое включает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу. .

Мелодика — это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:

мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания.

Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить нам него внимание слушателя. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:

Вы пойдете в ТЕАТР?— Да,в театр.

Вы ПОЙДЕТЕ в театр?— Да,пойдем.

ВЫ пойдете в театр?— Да, мы.

Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность высказываний обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно более громки, чем малозначимые части предложения.

Понятие «темп речи» включает: (а) общее количество произносимых слов в минуту; (б) длительность звучания отдельных слов; (в) паузы и их продолжительность.

Чем сложнее содержание, тем медленнее надо говорить. Чем менее информативным является содержание, тем быстрее надо произносить слова. Однако скорость речи (при отличной артикуляции и хорошей гибкости интонаций) не должна превышать 150 слов в минуту. Целесообразнее держаться в пределах средней скорости: 100—120 слов в минуту.

Слово, имеющее смысловую нагрузку (или слог, входящий в такое слово), звучит дольше. Смысловая нагрузка в предложении чаще всего падает на имена и глаголы. Глубокие и сильные чувства предполагают более растянутое произнесение слов, выражающих эти чувства или переживания.

Влияют на темп речи и паузы. Принято различать паузы для оратора и паузы для слушателей. Паузы для оратора — это дыхательные паузы, во время которых оратор набирает воздух в легкие. Их принято делать через 10—15 слов. Ритм ораторской речи надо ориентировать на логический смысл произносимого. В связи с этим говорят о смысловых, или логических, паузах. Это паузы, нужные слушателям.

Кроме логических, или смысловых, пауз, оратор делает еще и психологические. Последние возникают или от волнения говорящего, или делаются для того, чтобы выделить добавочные оттенки сообщения.

Например, отрывок из речи С.А. Андреевского можно прочесть, сделав следующие паузы:

«Миша,// со мной случилось горе. // Я полюбила другого. // Не вини меня./ Ведь и ты пережил то же самое. / Жена тебя простила.//Прости же меня и ты».//

(Одной вертикальной чертой помечены смысловые паузы. 3адержка смысловой паузы после обращения «Миша» делает паузу уже психологической (две черты). Выделение слова означает, что слово подчеркивается интонационно и после него должна бы сделана психологическая пауза. Две вертикальные черты в конце предложений, после точек, показывают, что смысловые паузы становятся психологическими).

 Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Работа над речью требует немалых усилий и хорошей памяти. Раньше, чтобы «сделаться» оратором, надо было изучать (и помнить) речи своих предшественников. Творчески перерабатывая произведения известных авторов, оратор должен был не только пытаться им подражать, но и периодически мысленно возвращаться к текстам их произведений с тем, чтобы внести в собственные речи поправки или исправления. Такая мысленная ревизия подготовленной речи считалась самой полезной частью обучения. В-третьих, оратор должен уметь быстро заучивать текст собственной речи и произносить его так, будто говорит, не готовясь.

Принято различать два вида памяти: а) механическую и б) последовательную, или ассоциативную.

Специалисты полагают, что принципиально улучшить механическую память человек не может, но для того, чтобы она не слабела, ее следует постоянно тренировать. Улучшить можно лишь ассоциативную или последовательную память. Готовясь выступить, оратор никогда не использует только механическую память. Изучая материалы для речи, он всегда ищет связи и стремится выявить отношения между фактами. Можно группировать сведения с точки зрения их важности  для понимания существа дела, силы выводимых из них доводов, композиционного места в речи. Действуя так, оратор запоминает все-уже не механически, а опираясь на те или иные последовательности.

Тем не менее искусство запоминания возникает и совершенствуется вместе с развитием риторики. Это искусство, называемое мнемоникойили мнемотехникой,использует ассоциативную память. Чтение вслух: участие зрения и слуха. Опора на образы (картинки).Впечатление, повторение, ассоциация

Например, 5 основных позиций речи. = 5 пальцев руки..=

Задание 1.Определите, какие жесты могут быть использованы при произношении фраз:

 

Все это не для меня.

Стучат, стучат и вверху, и внизу.

Пришли и те и другие.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймем друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Да что там, ну пусть.

Избавьте меня от этого, я этого не хочу.

Нет-нет, ни за что.

Так все напутано, такая неразбериха.

Никто ничего не поймет, полная сумятица.

Все это не совсем так.

Тут как-то все, знаете, эдак.

(По Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой)

 

Задание 2.Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов, когда они используются и что означают?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к Богу молитву или клянутся или присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихими движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оныя на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение или отрицание изображают.

 

Задание 3.Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.

 

Задание 4.Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).

 

Задание 5. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.

 

Задание 6. Прочитайте, как К.С. Станиславский, используя различные образные средства, дает характеристику речи тех говорящих, которые не заботятся о своей дикции. Какой из образов, приведенных Станиславским, вам кажется наиболее удачным? Почему?

 «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой.

Слово с недоговоренным концом напоминает (...) человека с ампутированными ногами.

Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

 Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык.»

 

Задание 7. Выполните следующий комплекс упражнений, лежащий в основе артикуляционнойгимнастика

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Высунуть широкий язык.

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий – узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка: вверх – вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — прибли­жать к передним нижним зубам. Каждое задание следует повторить 5-7 раз. Далее осуществляются специальные упражнения, развивающие мышцы различных артикуляторных органов.

 

 Задание 8. Взяв небольшое зеркало и глядя в него, попытайтесь произнести гласные звуки, строго соблюдая следующие правила. Помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными. Каждый звук следует повторять по нескольку раз.

 

Звук [у] — рот сложен трубочкой. Воздух выдыхается в узкое кольцо губ.

Звук [ы] — губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней, выдыхае­мый воздух должен выходить в середину отверстия между зу­бами.

Звук [и] — расстояние между зубами — кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.

Звук [о] — форма рта — кольцо, более широкое, чем при произнесении звука [у]. Воздух идет широкой теплой струёй.

Звук [э] — губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец, гортань широко открыта. Выдох направлен в середину зубов.

Звук [а] — гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Воздух при выдохе очень «теплый».

 

Задание 9. Произнесите гласные звуки в сочетании. При этом нужно следить за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (в области живота) и за точностью открытия рта и разжимания зубов на каждом выдохе. Задание нужно повторять много раз в течение нескольких занятий, с каждым разом увеличивая темп произношения:

 

У - У - Ы - Ы

У-У-И-И

У-У-О-О

У-У-Э-Э

У-У-А-А.

 

Задание 10. Произнесите следующие сочетания согласных с гласными (слоги). Слоги нужно произносить, четко выговаривая каждый звук. Задание выполняется многократно в течение ряда занятий:

 

ПА – ПО – ПУ – ПЭ – ПЫ – ПИ

БА – БО – БУ – БЭ – БЫ – БИ

ДА – ДО – ДУ – ДЭ – ДЫ – ДИ

ХА – ХО – ХУ – ХЭ – ХЫ – ХИ

КА – КО – КУ – КЭ – КЫ – КИ

ГО – ГУ – ГЭ – ГЫ – ГИ

НА – НО – НУ – НЭ – НЫ – НИ

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

ФА – ФО – ФУ – ФЭ – ФЫ – ФИ

ВА – ВО – ВУ – ВЭ – ВЫ – ВИ

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЭ – ЛЫ – ЛИ

РРА – РРО – РРУ – РРЭ – РРЫ – РРИ

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧЕ – ЧИ

ЦА – ЦО – ЦУ – ЦЭ – ЦЫ

СА – СО – СУ – СЭ – СЫ – СИ

ША – ШО – ШУ – ШЭ – ШЫ

ЩА – ЩО – ЩУ – ЩЕ – ЩИ

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЭ – ЗЫ – ЗИ

ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЭ – ЖЫ.

Задание 11. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должна оставаться постоянной:

 

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

БТА – БТО – БТУ – БТЭ – БТЫ – БТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ

и т.д. со всеми согласными.

 

Задание 12. Произнесите сочетания трех одинаковых согласных с гласными. Нужно начинать с медленного темпа, а затем с каждым днем увеличивать его, доводя до быстрого:

 

ТТА – ТТТО – ТТТУ – ТТТЭ – ТТТЫ – ТТТИ

БББА – БББО – БББУ – БББЭ – БББЫ – БББИ

ХХХА – ХХХО – ХХХУ – ХХХЭ – ХХХЫ – ХХХИ

и т.д. со всеми согласными.

 

Задание 13.Научитесь произносить скороговорки.

Рекомендации по работе со скороговорками:

1. Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращайте на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчетливо. После этого читайте скороговорки, делая небольшие остановки перед каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).

2. Выберите из списка короткие скороговорки. Повторите их несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп. (При этом не забывайте о ясности и четкости произношения звуков!) Убыстрять темп можно в таком порядке: один раз прочесть медленно, два раза подряд – в 2 раза быстрее, четыре раза подряд – в 4 раза быстрее, восемь раз подряд – в 8 раз быстрее.

3. Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее. Два-три слова из каждой скороговорки повторите несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп. В день отрабатывайте 10-12 скороговорок.

4. Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Темп речи постепенно убыстряйте. Например: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. – Из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше и т.д.

 

6. Выберите две-три скороговорки и произнесите их несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп речи.

1. На дворе – трава, на траве – дрова.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать.

6. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

7. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

8. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

9. Во мраке раки шумят в драке.

10. Жри во ржи, да не ржи.

11. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

12. Город Нерль на Нерли-реке.

13. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

14. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

15. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

16. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

17. А мне не до недомогания.

18. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

19. У осы не усы, не усища, а усики.

20. Осип охрип, Архип осип.

21. Не хочет косой косить косой.

22. Сачок зацепился за сучок.

23. По семеро в сани уселися сами.

24. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

25. Свиристель свиристит свирелью.

26. Две реки: Ваз с Гжатью, Ваз с Гжатью.

27. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

28. Шли сорок мышей нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

29. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

30. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

31. Четверть четверика гороха без червоточинки.

32. Инцидент с интендантом.

33. Прецедент с претендентом.

34. Константин констатировал.

35. У ежа ежата, у ужа ужата.

36. Жутко жуку жить на суку.

37. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

38. Тщетно тщится шука ущемить леща.

39. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

40. Яшма в замше замшела.

(Из книги: Козлянинова И.П. Произношение и дикция.— М., 1977.)

 

Задание 14. Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.

Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, переосвидетельствовать, взгромоздившееся, искренность, присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, фельдшер-фельдмаршал, брошюра, Цюрих, Гельсингфорс.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.


Риторика спора

 

Искусство спора называется эристикой. К разновидностям спора относятся дискуссия, полемика, диспут, прения.

Дискуссия (от лат. discussio – обсуждаю) предполагает участие нескольких человек, обстоятельства речевой ситуации при этом не могут быть бытовыми, а проблема должна иметь более или менее отвлечённое или общее значение. К целям дискуссии относятся достижение соглашения по спорному вопросу и установление истины.

Отстаивание собственной позиции и победа над противником – это цели полемики (от греч. polemikos – воинственный), которая осуществляется в основном в печати.

Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – это публичный спор на научную или общественно важную тему, но в отличие от дискуссии, происходит однократно, не повторяясь.

Прения – это обсуждение проблемы на официальном собрании.

Корректный, а значит, успешный, эффективный спор – это не только спор «по правилам» логики и тактики, но и зеркало, отражающее уровень общей культуры человека, поэтому следует избегать излишней страстности и максимализма, а также контролировать свой голос, мимику и жестикуляцию. Необходимо внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Не стоит стремиться перекричать противника. Необходимо оставаться доброжелательным. Исключается спор по оценочным характеристикам, не имеющим параметрического выражения (хорошо-плохо, высокий-низкий, красивый-некрасивый). Деструктивным началом в споре является советы и рекомендации оппоненту. Исходной точкой каждого правильного спора должно быть установление пункта разногласий. К непозволительным уловкам в споре относятся также отступление от темы спора, перевод спора на противоречия, отвлечение внимания оппонента.

Классические рекомендации к ведению спора прежде всего и в основном касаются техники доказательства. Знание природы доказательства, умение ориентироваться в содержательно-логических аспектах спора, выявлять логические ошибки оппонентов – это именно то, что помогает рождению истины в споре. Для выяснения истины более пригоден письменный спор.

    Участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис, называется пропонентом, а тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис, - оппонентом. Тактика пропонента состоит в «нападении», а тактика оппонента – это защита с переходом в наступление. Иногда полезно согласиться с некоторыми доводами оппонента, прежде чем высказывать возражения по ключевым пунктам его позиции.

 

Всякое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.

Тезис – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Аргументы, или основания, доводы – это положения, с помощью которых обосновывается тезис.

Демонстрация – это способ доказательства, рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.

 Доводы (аргументы), которые спорящие используют для убеждения партнёров, принято делить на две группы: аргументы рациональные (аргументы к делу) и аргументы иррациональные или психологические (аргументы к человеку).

Аргументык делу:

· ссылка на данные опыта

· ссылка на документы

Аргументы к человеку:

· ссылка на личностные особенности оппонентов

· ссылка на высказывания великих людей

· ссылка на мнения слушателей

Тезисы и антитезисы, выдвигаемые в споре, должны иметь простой характер. Основное требование к тезису – определённость, ясность, точность смысла и формулировки. Недостаточно встретить спорную мысль, чтобы сейчас же сделать ее тезисом спора. Ошибки, относящиеся к тезису:

· подмена тезиса

· расплывчатость формулировки

Ошибки в аргументации:

· истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом («порочный круг» или «круг в доказательстве»)

· «предвосхищение вывода» или поспешное обобщение

· «ложность оснований» (неверные факты, ошибочные или ненадёжные данные).

 

Принцип физического способа решения проблемы (спора) «Кто сильнее, тот и прав» срабатывает на коротких исторических про­межутках времени. На длинных временных дистанциях работает принцип «Кто прав, тот и сильнее». Верно осмысленное изречение Цицерона: «Позорное не полезно никогда – даже и тогда, когда то, что считаешь полезным, достигаешь; ведь именно то обстоятельст­во, что позорное считают полезным, и пагубно»,– должно стать основой позиции каждого вступающего в спор о прескрипции, т. е. о рациональных способах удовлетворения потребностей.

И логически, и генетически первым элементом спора является критика предложенного решения проблемы. Подобно тому, как спор – это предельно острая форма диалога, критика – это предельно острая форма оценки тезиса, теории (отказ от критики есть отказ от оценки). Самой естественной и самой непосредственной реак­цией на критику тезиса, теории и т. д. является подавление ее ис­точника, что аналогично решению спора об интересах с позиции силы. Классическим примером «теоретического самоубийства» стал отказ сторонников теории марксизма от критики его оппонентами. Подавлять оппонента (источник обратной связи, по Н. Винеру) мо­жет только тот, кого не интересует ни истинность отстаиваемого положения, ни рациональность и нравственность планов, основан­ных на нем.

Критика представляет собой организованную определенным образом деятельность, в состав которой входит оценка теории (положения, тезиса) на внутреннюю непротиворечивость, на со­ответствие фактам, на практическую полезность, на соотноше­ние с интересами классов, групп, индивида.

Мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация), называется тезисом до­казательства. Тезис в современном понимании – это утверждение (или совокупность утверждений), представляющее собой вербаль­ную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции, предлагающее определенное толкование фактов, утверждение, чьи достоинства мы пытаемся установить, утверждение, добавляющее нечто новое к нашим зна­ниям. Вокруг тезиса должна вращаться вся наша аргументативная деятельность, он имеется в виду в каждый момент спора как цель всей деятельности.

Практически спор происходит следующим образом: некто вы­сказывает мысль (тезис), оппонент находит в ней уязвимые места (пункты разногласия), указывает на них и выдвигает положение, представляющееся оппоненту истинным (антитезис). В приведенном выше примере начала спора тезисом является положение о том, что аристократы – это люди невысоких человеческих качеств, пункт разногласия устанавливается слова­ми: «Я этого мнения не разделяю», а затем выдвигается антитезис: «Я уважаю аристократов – настоящих». Таким образом, тезис – это мысль, которая выделена из спорной мысли; антитезис – это мысль, выдвинутая в противовес тезису и установившая пункты разногласий. Борьба между этими мыслями и составляет сущность наиболее важных правильных споров.

Требования к выдвигаемому тезису и антитезису: формули­ровка должна быть простой и выражена кратко (нарушением этого правила следует считать составной тезис и антитезис, включаю­щие две и более мысли, которые нужно расчленить на составные элементарные суждения и доказывать отдельно).

Спор может развиваться на двух уровнях: на уровне спора за истинность мысли (тезиса) и на уровне спора о доказательствах (аргументах). В случае проведения спора на уровне доказательства не следует переносить его результаты на истинность исходной мысли. Возможен спор на обоих этих уровнях: от спора о доказательствах спорящие переходят к спору об истинности тезиса.

Спор может быть сосредоточенный и бесфор­менный. Сосредоточенным спором является такой спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы защитить его или опровергнуть. Таким образом, спор происходит вокруг одной центральной мысли, одного стержня, не отходя от него и не отвлекаясь. Бесформенный спор не имеет такого порядка. Начинается он из-за какого-нибудь одного тезиса, затем в ходе аргументационной деятельности спорящие хватаются за какие-то до­казательства или частные мысли и начинают спорить уже из-за них, забыв об исходном положении. К концу бесформенного спора спорящие иногда с трудом могут вспомнить, из-за чего все, собст­венно, началось. Поэтому при проведении дискуссий, при обсужде­нии серьезных вопросов важно уметь организовать спор сосредото­ченный, по известному плану, хотя сосредоточенный спор может вестись и беспорядочно. Бесформенный спор всегда беспорядочен.

По количеству участников спора отличаются споры простые (одиночные) и сложные. Простым считается такой спор, в котором принимают участие только два человека. Чаще же спор ведется между несколькими лицами, каждый из них выступает или на стороне защиты тезиса, или на стороне нападения на истинность тезиса. Последний вид спора играет важную роль в делах общест­венных, при обсуждении социально значимых проблем и вопросов, потому что возникает возможность взглянуть на суть проблемы с разных позиций, с разных точек зрения. Истина рождается скорее в споре сложном, чем в одиночном. Чем больше умных и образован­ных людей участвует в споре, тем упорнее спор, чем важнее тезис спора, тем весомее могут получиться результаты при прочих рав­ных условиях.

Известной трудностью проведения сложного спора является его организация. Спор со многими участниками может проходить успешно лишь в тех случаях, когда все его участники обладают достаточной дисциплиной ума, способностью схватывать суть того, что говорится, и пониманием сущности, задачи спора. В других слу­чаях необходим руководитель спора.

Спор может происходить при слушателях и без слушателей. Иногда это обстоятельство оказывает решающее воздействие не только на характер спора, но и на его результаты. Поддержка аудитории или ее неодобрение важны для участников, поэтому в таких спорах наблюдается большее упорство во мнениях, большая горячность, большая склонность прибегать к уверткам и уловкам. Самым позорным аргументом в споре является примене­ние физической силы, оно не может быть оправдано никакими со­ображениями.

В общественной жизни встречается и такой вид спора, как спор для слушателей. К нему прибегают в том случае, если участники спора пытаются не столько убедить друг друга, сколько убедить слушателей или произвести на них то или иное впечатление. Такой вид спора является широко распространенным способом проведения, например, предвыборной агитации: в ход идут иные аргументы, иные формы оценки, иная «риторика», чем если бы это был обычный производственный спор.

Письменный спор считается более приемлемой формой выяснения истины по сравнению со спором устным. Поэтому письменный научный спор представляет собой особую цен­ность, хотя и проследить за ним сложнее в силу большой продол­жительности его во времени, зависимости от периодичности изда­ваемых газет или журналов. В хрестоматии по культуре речи при­водится классический пример письменной дискуссии, имевшей место в 1954–1955 гг. и проходившей на страницах журнала «Вопросы языкознания». Эта дискуссия по. проблемам стилистики сыграла заметную роль в разработке определяющих понятий теории сти­листики.

Отличаются споры теми целями, которые ставят перед собой участники спора, и теми мотивами, по которым они вступают в спор.

С этой точки зрения выделяются пять видов спора: спор, воз­никающий в целях проверки истины; спор как средство убеждения; спор, основная цель которого – победа; спор-спорт и спор-игра.

Высшей формой спора является спор для разъяс­нения истины, для проверки какой-либо мысли, для испы­тания ее обоснованности. В этом виде спора аргументатор выбира­ет самые сильные доводы. При этом участники спора не уверены в истинности или ложности мысли и пытаются выдвинуть возможные возражения против предложенного тезиса. В процессе такого спора важно выдержать линию на выяснение истины, а не перейти на позицию защиты себя как человека, предложившего на обсуж­дение данную мысль, возможно, спорную. Этот вид спора особенно полезен в случае необходимости проверки научного открытия, ос­новополагающей идеи и т. д. Оппонент или оппоненты в этом виде спора должны быть приблизительно равными по интеллектуаль­ным возможностям. Сомнительные приемы проведения спора в та­ком споре исключаются.

Спор для убеждения противника является более низкой формой спора по сравнению с предыдущей. Желая убедить другого человека в истинности какой-либо мысли из лучших чело­веческих побуждений (честный спор) или в силу преследования собственной выгоды (нечестный спор), участник спора предпочита­ет оппонента слабее себя и в азарте убеждающей «атаки» может позволить себе прибегнуть к некоторым преувеличениям или приукрашениям. Аргументы выбираются только такие, которые долж­ны показаться убедительными оппоненту. Особенно распростране­ны эти приемы, если участник спора преследует корыстные цели (например, желая продать свой товар).

В споре ради победы ставится цель не приблизиться к истине, не убедить противника, но победить оппонента любыми методами. Аргументы в этом случае выбираются такие, которые могут более всего поставить оппонента в затруднение. К подобным спорам прибегают члены миссионерских сообществ, участники ми­тинговых собраний. Понятно, что для участия в таком споре пред­почтительны слабые оппоненты, а в выборе средств для победы спорящие свободны. Главный принцип участника этого спора – «победителей не судят», поэтому в ход идут внушительность тона, острословие, красочные выражения, игра на человеческих чувст­вах и т. д., т. е. спорящий прибегает к эффектным, но недостойным способам воздействия на противника. Что касается игры на челове­ческих чувствах, то, по мнению психологов, «взывать к «примити­ву» – значит неизбежно оказаться во власти «примитива».

Четвертый вид спора – спор ради спора. Для любителей такого вида спора интересен сам процесс, в своих жиз­ненных представлениях они не последовательны. Поэтому может случиться, что, настаивая на чем-либо вчера, сегодня они станут доказывать совершенно обратное.

Очевидно, что, вступая в спор, следует определить для себя, с каким типом оппонента вы имеете дело, а определив, следовать полушутливым советам И. С. Тургенева: «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда не позаба­виться?» (Тургенев И. С. С кем спорить...).

Пятый вид спора – спор-игра – в настоящее время в чистом виде не встречается. Он был распространен в Древнем мире и заключался в том, что один из участников спора задавал вопро­сы, а другой отвечал в форме «да» или «нет». В ходе спора задаю­щий вопросы должен был подвести отвечающего к согласию с ут­верждением, противоречащим тезису, т. е. подвести к противоре­чию с самим собой.

Следует признать, что спор в идеальном виде в жизни наблю­дать приходится не часто. Чаще встречаются споры, при которых участники не понимают (или не хотят понимать) друг друга, не слушают аргументацию, перебивают друг друга, «нападают» на доводы оппонентов или «нападают» на самих оппонентов. Более изощренной формой скрытой борьбы в споре является уловка.

Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью кото­рого участники спора хотят облегчить его для себя или затруд­нить для оппонента. Человек, владеющий приемами уловок, оказы­вается в состоянии быстрее и «успешнее» одерживать победу в спо­ре. Философом, открыто провозгласившим установку на нечестную аргументацию, был А. Шопенгауэр. В своей работе «Эристика, или искусство побеждать в спорах» он дает советы относительно того, как обманывать оппонента в споре или приводить его в замешатель­ство. Правда, такого рода советы он рекомендует использовать толь­ко в определенных ситуациях. Так, он считает верность истине не­осуществимой или бесполезной в тех случаях, когда тезис аргумен­тации явно противоречит уже сложившемуся мнению оппонента.

Уловки могут быть допустимыми и недопустимыми. Допусти­мыми они являются в том случае, если заметно, что противник прибегает к нечестным, непозволительным приемам ведения спора. В таком случае необходимо создать своеобразную ловушку, в кото­рую должен попасть недобросовестный спорщик. Например, чело­век, настаивающий на том, что «все люди нечестны, стремятся от­хватить себе кусок побольше» и не слушающий никаких доводов, опровергающих данный тезис, может быть остановлен в своем упор­стве только отнесением этого утверждения к его собственной пер­соне, утверждением такого рода: «Если допустить, что то, на чем вы настаиваете, справедливо, то вы тоже человек нечестный, стре­мящийся отхватить себе кусок побольше». Обычно морализующий человек такие оценки по отношению к себе не принимает.

Разрешается такой прием, как оттягивание возра­жения.

К нему прибегают в том случае, если возражение на тезис или аргумент не сразу приходит в голову. Обычно человек находит бо­лее четкие возражения только после спора (часто это называют поздним умом), в нужный же момент есть лишь «ощущение», что мог бы ответить на выпад, но мысли не выстраиваются в стройную логическую цепочку. В подобной ситуации можно начать задавать вопросы в связи с приведенным доводом, представляя это простым выяснением сущности сказанного или осведомлением вообще. Про­стительным будет обращение к затягиванию возражения и в том случае, если возникает необходимость более тщательно обдумать выдвигаемый тезис или аргумент с их кажущейся правильностью.

Недопустимыми считаются следующие виды уловок: непра­вильный выход из спора, срывание спора, «довод к городовому», «палочные» доводы.

Выход из спора происходит в том случае, если один из участников спора не в состоянии поддерживать аргументативную деятельность в силу слабости собственной позиции в данном споре.

Срывание спора производится путем постоянного перебивания оппонента, демонстрации нежелания слушать его и т. п. К большому сожалению, к такой уловке прибегают даже при диало­ге по поводу общественно и социально значимых проблем на самом высоком уровне. «Довод к городовому» как прием подавления противника в споре активно применяется в условиях тоталитарных обществ. Обычно это происходит следующим образом: предлагае­мый противником тезис или аргумент объявляется опасным для общества или государства. В любом случае эти уловки направлены на прекращение невыгодного для одной из сторон диалога спора.

Если же целью спора является «убеждение» оппонента любой ценой, то прибегают к так называемым «палочным» дово­дам. Этот вид уловки можно определить как особую форму ин­теллектуального и психологического насилия. Суть его заключает­ся в том, что участник спора приводит такой довод, который оппо­нент должен принять из боязни чего-либо неприятного, опасного или на который он не может правильно ответить по той же причине и должен или молчать, или придумывать «обходные пути».

К таким же разрядам уловок нужно отнести и инсинуа­цию. Если одному из участников спора необходимо подорвать доверие к своему противнику, а значит, и к его доводам, он пользу­ется для этой цели безответственными намеками. В этом случае прибегают к замечаниям вроде: «Никто не знает, что вы делали или говорили там...» или «Кто докажет, что вы не делали этого и не говорили этого?» и т. п.

У человека, ориентированного на победу в споре любой ценой, довольно большой арсенал психологических уловок, к которым от­носятся такие, как выведение противника «из равновесия», расчет на медленность мышления и доверчивость противника, отвлечение внимания и наведение на ложный след, ставка на ложный стыд, «подмазывание» аргумента, внушение, «двойная бухгалтерия». В первом случае противник употребляет заявления, которые выводят оппонента из себя, возмущают, например, пускаются в ход грубые выходки, оскорбления «личности», издевательства и т. д. Во втором – видя, что противник думает медленно, но основательно, говорит очень быстро, выражает мысли неясно, в трудно понимаемой форме, сменяет одну мысль другой. Желая одер­жать победу над противником, явно слабым в какой-то области зна­ний или вообще более слабым в интеллектуальном плане, обраща­ются к нему со словами: «Вам, конечно, не может быть не известно, что...», «Всем известно, что...», «Только глупый и необразованный человек не знает, что...» и т. д. В такой ситуации человек теряется и начинает делать вид, что ему, конечно, известно... Дальше сильный противник может говорить что угодно, у оппонента не остается дру­гого выхода, кроме как соглашаться со всем остальным.

К «подмазыванию аргумента» склоняются, если довод сам по себе недоказателен и противник может опротестовать его. Тогда выражают этот довод в туманной, запутанной форме, сопровождая таким, например, комплиментом противнику: «Конечно, это довод, который приведешь не во всяком споре, человек недо­статочно образованный его не поймет и не оценит» или «Вы, как человек умный, не станете отрицать, что...» и т. д.

Одна из сильнейших уловок в споре – это внушение. Особенно велика его роль в устном споре. Если человек обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчетливо, уве­ренно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, он обладает при прочих равных условиях огромным преимущест­вом в споре. Если человек глубоко убежден в том, о чем спорит, и умеет выразить эту непоколебимую твердость убежденным тоном, манерой говорить и выражением лица, он обладает большей вну­шающей силой и тоже «действует» на противника, особенно такого, у которого этой убежденности нет. Убедительный тон и манера час­то убедительнее самого основательного довода.

«Двойная бухгалтерия» основана на двойственности оценок человеком окружающего мира и самого себя (если нечто вы­годно мне – это хорошо, если нечто выгодно другому – плохо). В области аргументации это выглядит следующим образом: один и тот же довод оказывается верным, когда для нас это выгодно, и ошибоч­ным, когда невыгодно. К разновидности «двойной бухгалтерии» сле­дует отнести сознательную подмену одного определения другим с целью создания благоприятной и удобной оценки ситуации, соверша­емых поступков, действий. К числу обычных и распространенных уловок принадлежат так называемые софизмы, или намеренные ошибки в дока­зательстве. Софизм и ошибка различаются не по существу, не логи­чески, а только психологически: ошибка – не намеренна, софизм – намерен. Возможны софизмы как отступления от задач спора, в области аргументации, а также так называемые софизмы непосле­довательности.

Отступление от задач спора, отступление от тезиса возникает, если в самом начале спора или в его середине отбрасывается преж­ний тезис и его место занимает другой или же спор из-за тезиса подменяется спором из-за доказательства. В последнем случае про­исходит следующее: вместо того, чтобы опровергать тезис, против­ник разбивает доказательство и, если ему это удается, объявляет, что тезис противника опровергнут. На самом же деле отсюда выте­кает один правильный вывод: тезис противником не доказан. К это­му же виду софизмов относится перевод спора на противоречия. Необходимо указывать на то, что противник противоречит сам себе, но это абсолютно не важно для доказательства ложности его тези­са. Такие указания имеют, например, огромное значение при кри­тике какой-либо системы мыслей, нередко с их помощью можно разбить или ослабить доказательство противника, но опровергнуть его тезис одним указанием на противоречивость мышления оппо­нента нельзя. Сюда же следует отнести перевод спора на противо­речия между словом и делом, между взглядами противника и его поступками, его жизнью и т. д. Это один из способов «зажимания рта». Как прием обличения он, может быть, и необходим, но обли­чение и честный спор за истину как борьба мысли с мыслью – две несовместимые вещи.

Если в качестве доказательства тезиса приводится не один довод, а несколько, то софист прибегает нередко к «неполному оп­ровержению». Он старается опровергнуть один-два наиболее сла­бых или легче всего опровержимых, часто оставляя самое существенное и единственно важное без внимания. При этом он делает вид, что опроверг все доказательства.

К числу частых отступлений от задач спора относится подме­на пункта разногласия в сложной спорной мысли, так называемое опровержение не по существу. Особенно характерно оно для споров в печати и происходит в расчете на то, что читатель мог не видеть или не запомнить исходный тезис. Софист не опровергает сущнос­ти сложной спорной мысли, а берет только неважные частности и опровергает их, делая вид, что опровергает тезис.

 

Задания

Задание 1. Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях.

А. Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Северной Аме­рики, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, исследователи Антаркти­ды. Значит, все люди Земли хотят счастья.

Б. Логика тесно связана с грамматикой. В самом деле, не существует мыслей вне языковой оболочки. Для того чтобы сообщить свою мысль другим людям, мы должны выразить ее в языковой форме. И наоборот, всякое слово, всякая фраза выражает какую-то мысль. Все это доказывает тесную связь логики с грамматикой.

В. Всякому, кому суждено умереть, — умрет. Всякому, кому суждено выздоро­веть, — выздоровеет. И умрет, и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что-то делать.    

 

Задание 2. Определите вид аргументации в приведенных рассуждениях. Оце­ните правильность аргументации. Если аргументация некорректна, укажите—почему

 

А Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необ­ходимостью по правилам логика следует, что дача взятки должностному/лицу является благородным делом.

Б. Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат, но и не бесчестен.

В. Я полностью согласен с утверждением журнала мод «Бурда», что зависть является корнем всех зол. Судите сами. Зависть не только отравляет людям по­вседневную жизнь, но может привести и к более серьезным последствиям. Поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, зависть, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит боль­но и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то более повезло.

Г. Вы, должно быть, согласны с моим вариантом прогноза, поскольку такой компетентный специалист, как вы, не может не предпочесть солидную работу шарлатанству и дешевке.

Д. Снег не может лежать на вершинах высоких гор, так как чем ближе к солнцу, тем теплее; как известно, снег всегда тает раньше на высоких местах, а в низких, например, лощинах еще держится.

Е. Всё студенты добродетельны, ведь они люди.

Ж. Изучение экономики полезно, так как изучение экономики США принесло мне немалую пользу.

Задание 3. Найдите логические уловки, содержащиеся в приводимых ниже рассуждениях.

А. Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Частная собственность предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность – не самостоятельность. Получается, вопреки сказанному вначале, что такая собственность предполагает и самостоятельность, и несамостоятельность, ответственность и безответственность.

Б. Компания, получившая когда-то ссуду от банка, теперь ничего ему не должна, так как она стала иной: в ее правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду

В. Все служащие японских корпораций маленького роста. Значит, все японские корпорации—маленькие.

Г. Спорят мать и дочь. Мать: «Что ты так сухо обошлась с ним? Он, бедный чувствовал себя у нас так неловко». — Дочь: «А как же прикажешь мне с ним обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться?»

Д. Г-н Маслюков утверждает, что в условиях нынешнего кризиса в России, который сопровождается скачкообразным ростом инфляции и значительной девальвацией национальной валюты, «ограниченная эмиссия» будет полезной для оздоровления экономики нашей страны. Говорить так — значит высказывать ложное с точки зрения современной экономической теории суждение, что и сделано г-ном Маслюковым. Высказывать ложное суждение означает ни что иное как говорить ложь. Тот, кто говорит ложь — лжец! Всякий лжец достоин как минимум презрения. Следовательно, г-н Маслюков достоин презрения.        

 

Задание 4.Оцените убедительность следующих рассуждений.           

А. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на - одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь (К.Д. Ушинский).                                

 Б. Группе ученых задали вопрос: «Может ли ЭВМ обладать сознанием?» Они ответили так: «ЭВМ нельзя рассматривать как мозг, поэтому она не может обладать и свойством, присущим наиболее развитой форме материи,- сознанием». 

В. М. Горький не имел высшего образования. В. Пикуль тоже. Значит ли это, что лучшие писатели те, кто не обременял себя наукой?

Г. Сода и хлор — токсичны, хотя и в разной степени. Следовательно, хлорид соды токсичен (напомним, что хлорид соды есть не что иное как обыкновенная соль).   

Д. Она должна быть скромной: она до такой степени некрасива.          

Е. Ромео должен был быть влюблен, ведь ему исполнилось семнадцать лет.

Ж. Около 640 г. халиф Омар повелел сжечь знаменитую Александрийскую библиотеку, обосновав свое решение таким образом: «Если книги из этой библио­теки согласуются с Кораном» то они излишни; если же их содержание расходится с тем, что написано в Коране, то они вредны. Но они должны быть или согласны с Кораном, или расходится с ним. Следовательно, они или излишни, или вредны».

 

 Задание 5 . Произведите анализ приведенных ниже споров (АиФ. 1998. № 24, 37): а) укажите, в чем заключается предмет спора; б) опре­делите позиций сторон; в) какие виды аргументации используют спо­рящие стороны; г) оцените логическую силу и корректность приводи­мых аргументов; д) дайте оценку психологическим доводам. Попробуй­те продолжить спор с учетом проведенного анализа.

 

А. Астрология: польза или вред?

Люди «чокнулись» на астрологии. Журналы, ТВ, радио не выходят без горо­скопов. Бизнесмены, киллеры и политики всерьез прислушиваются - что их ждет ныне? Каждый хочет с помощью астрологических магов найти свое счастье.

И все-таки: можно ли доверять звездам и их трактователям?

 

Александр Зараев, президент Русской астрологической школы:

«Кто предупрежден, тот вооружен»

Астрология изучает влияние звезд на Землю, ауру человека. То, что это наука, а не некое мистическое учение, доказали объективные исследования. В 70-х годах Мишель Гоклен провел компьютерную обработку 20 тыс. гороскопов для того, чтобы ра­зоблачить астрологию и доказать, что никакого разделения людей по гороскопам в плане профессиональной пригодности не существует. Его работы показали, что астрологи правы в своих предположениях: у спортсменов сильные Марс и Юпитер, у политиков - Сатурн и так далее. Гоклен также увидел, что наиболее одаренные люди имеют мощные планетарные поддержки, нет ни одного известного челове­ка со слабым гороскопом. Гоклен даже пошел дальше: стал исследовать гороско­пы бесплодных супругов. Супруги использовали его сведения. И женщины забе­ременели. Попадание получилось у 70%.

Сейчас появилась даже новая наука - селенология. Оказывается, во время полнолу­ния меняется не только астральное тело человека, но и физиологические свой­ства растворов в организм,» с большей скоростью протекают химические реак­ции, меняется вязкость крови,физические параметры воды и других жидких субстанций!

Правомерность астрологии доказали и космические исследования«Вояджера-1» и «Вояджера-2», которые пролетали мимо планет Сатурн и Юпитер. Астрологи считают, что Юпитер покровительствует жизни на Земле, защищает ее. При его влиянии происходят благоприятные перемены. Что вы думаете? И космические исследования показали, что Юпитер и его спутник Ио вместе составляют мощную «динамомашину» (!), которая укрепляет магнитосферу Земли. А Сатурн считается у астрологов планетой неблагоприятной. Оказалось, что это действительно так. Сатурн разгоняет ионы тяжелых газов и на больших скоростях посылает их на Землю. Наукой доказано, что во время активности Сатурна, раз в 15 лет, смертность на Земле возрастает.

 Что же касается так называемых всеми астрологических прогнозов, я считаю, что их надо делать обязательно. Есть периоды, когда аура человека заряжена более сильно, он здоров, психика стабильна, эмоциональная сфера более раскрыта, творческий потенциал выше обычного. На этом подъеме у человека любое дело может получиться намного легче и лучше, чем всегда. Если состояние противоположное, аура на нуле, внутренний дискомфорт, минимальный творческий потенциал, бесполезно на себя брать большую ношу. На этот период, вы, дай Бог сами себя сможете до работы еле донести и делать все по минимуму. И эти периоды человек должен и имеет право знать.

«Кто предупрежден, тот вооружен», - говорили древние. Я даю человеку поддержку. Ни в коем случае я не пытаюсь ему диктовать, как надо поступать, или им управлять. Задача метеоролога констатировать бесстрастно: будет дождь. А наденет человек плащ или возьмет зонтик - это его дело. Примерно то же самое и в астрологии (Подготовила А. Солнцева).                         

 

Федор Кондратьев, профессор, заслуженный врач РФ:

«Судьба человека неповторима!»                 

Примеры нашей связи с космосом многочисленны и разнообразны. Как чувствовал великий А.С. Пушкин свою зависимость от сезона: весной Муза его покидала, а осенью перо не успевало за мыслью. Но то астрономия! А астрология?

Астрология не учитывает, что каждый отдельный человек — это тоже космос. И это бесконечное разнообразие ну просто несовместимо с тем, чтобы все человечество на протяжении тысячелетий своей истории моделировалось только по 12 знакам Зодиака и их частным комбинациям! Допустив, что по каким-то отдельным взаимосочетаниям небесных светил можно наметить сходство между людьми, но все остальные причины бесконечно разнообразны, что и предопределяет всегда неповторимую судьбу человека. И никакой индивидуальный гороскоп не может ее знать.                                              

Поэтому так маловероятен прогноз по знакам Зодиака. А прогнозы астролога всегда неадекватно категоричны. Людям, в них верящим и особо легко поддающимся внушению, эти прогнозы могут навязать ненужные опасения и ограничения, в ряде случаев просто может помешать поведению в данный день. Верящий в астрологические прогнозы как бы лишается самостоятельности, искусственно ограничивает свободу своей воли. А это уже явный бред. Более того, внушенный страх сбивает человека. Так, опытный водитель даже в сложной дорожной ситуации едет как бы «на автомате» и легко выбирается из заторов. Но при внушенной гороскопом зацикленности, что именно в этот день «его ждут большие неприятности, возможно автоавария», накопленный с годами автоматизм блокируется. Ожидание аварии вызывает стрессовую реакцию, сбивающую с адекватных действий, и прогноз астролога... сбывается. Другой человек, родившийся под этим же знаком Зодиака и знать не знающий о «звездной предрешенности в этот день совершить аварию», благопо­лучно доезжает до цели, несмотря на еще более сложную дорожную обстановку.

Возможны и другие аргументы вреда астрологии. Астрология - не естественно-научная сфера знания, как астрономия. Она претендует на свою духовность, ее религия — оккультизм, вера в магию, противопоставляющую себя Богу. Все мировые религии, ставшие основой современной цивилизации, всегда были против фатализма астро­логов. Все они предполагают личную ответственность человека за свои поступки и за свою судьбу. Все они исходят из свободы воли человека в выборе между добром и злом, и все они дают указания, что есть добро и что есть зло.

Астрология, по существу, низводит человека до механической куклы-марионетки, на­прямую зависимой от тех, ниточек, за которые его дергают звезды. И в этом большой вред астрологии, поскольку она снимает ответственность с человека, делает его безвластным над собой и инертным в обществе. К сожалению, для исповедующе­го «научную мистику» это не аргумент. 

 

 

Задание 6. Проведите дебаты на тему «Манипуляция в деловом общении: необходимость или источник конфликта?» ( «Дейл Карнеги: за или против»)

 

Подготовка дебатов

 (проводится под руководством дебатного тренера – преподавателя)

 

 1 этап. Слушатели делятся на три группы:

1 – за»;

2 – «против»;

3 – «затрудняюсь ответить».

 

2 этап. Первые две группы выбирают из своего состава капитана и члена команды (команда насчитывает два человека). Остальные слушатели объявляются группой поддержки. Задача группы поддержки – помогать в сборе аргументов, подготовке вопросов и подготовке выступлений.

 Третья группа составляет зрителей, которые также должны готовиться к дебатам, изучая материалы по теме.

 

3 этап. Определение тезисов для дебатов. Требования к тезису:

соответствие теме;

четкость формулировки;

достаточная краткость;

понятность слушателям;

удобство для защиты (команда должна быть уверена, что у нее найдется достаточно аргументов, чтобы защитить тезис).

 

Тезис для защиты должен быть достаточно обобщенным, поскольку чем более обобщенный тезис избран для защиты, тем больше аргументов можно привести в защиту.

 

4 этап. Подготовка команды к дебатам. Каждая команда со своей группой поддержки подбирает аргументы для защиты своего тезиса. Собранные аргументы располагают в определенном порядке, аргументы распределяются между членом команды и капитаном, обдумывается заключительное слово, пишутся тексты или тезисы выступлений. Каждый аргумент должен быть четко сформулирован, необходимо сопроводить его примером.

Вариант проведения дебатов: обе команды готовят оба тезиса, а перед проведением дебатов по жребию определяют, кому какую точку зрения защищать.

 

Проведение дебатов

 

Обе команды сидят в президиуме перед слушателями. Слева по отношению к зрителям сидят члены первой команды – участники №1 и 2, рядом с ними – члены второй команды – участники № 3 и 4.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1885; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!