Основные понятия и категории курса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПЕДАГОГИЧЕКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Б.Г. Бобылев, С.В. Кошелева

 

 

Основы риторики

 

Учебное пособие

 

Орёл 2016

 

  

 

 УДК 811.161.1’271 + 811.161.1’38] (17)

ББК 83.7я7

Б 72

 

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой журналистики ОГУ
доктор филологических наук, профессор

В.П. Изотов,

Профессор кафедры речевых коммуникаций и педагогических технологий
доктор филологических наук

С.И.Дружинина

 

Б 72 Бобылев Б.ГОсновы риторики:Учебное пособие / Б.Г. Бобылев, С.В Кошелева     . – Орел: ОрелГУ, 20176. – 150 с.

 

Учебное пособие содержит основные сведения по всем разделам риторики, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, включает разнообразные дидактические материалы, обеспечивающие организацию учебного процесса. Предназначено для студентов классических университетов, однако может быть использовано и студентами других вузов, а также абитуриентами и старшеклассниками.

 

УДК 811.161.1271+811.161.138 (17)

ББК 83.7я7

 

© ОрелГТУ, 2017

© Бобылев Б.Г., 2017

 

Введение

Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение. Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы. Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос.

Целью дисциплины «Риторика» является изучение отношения мысли к слову, принципов и техники создания эффективных высказываний, отвечающих по своей форме обстоятельствам речи.

Задачи курса, обеспечивающие достижение его целей. состоят в следующем:

- дать представление о современной русской риторике, истории ее становления в контексте мировой риторической культуры;

- выработать умение анализировать и оценивать речевые ситуации и строить свою речь в соответствии с целями, содержанием и условиями общения;

- сформировать навыки публичного выступления – изобретения, планирования и произнесения речи, оценки аудитории, свободного владения самим собой и собственным словом и пр;

дать представление об основных особенностях публичного мастерства: соблюдение требований культуры спора, умение доказывать выдвинутые положения и противостоять уловкам противника и т.д

Пособие соотнесено по своей структуре с тематической структурой аттестационного педагогического материала, а также системой тестовых заданий, на основе которых создаются тематические тесты и обобщающий тест

Выделяются:

· первый тематический тест «Основные понятия и категории курса»

· второй тематический тест «Условия эффективности публичной речи»

· третий тематический тест «Образ ритора»;

· четвертый тематический тест «Изобретение»;

· пятый тематический тест «Расположение»

· шестой тематический тест «Выражение»

· седьмой тематический тест «Произнесение речи»

· восьмой тематический тест «Риторика спора и манипулирование массовым сознанием»

· девятый тематический тест «Деловая риторика»

· обобщающий тест по всему курсу «Основы риторики».


Основные понятия и категории курса

 

В Евангелии от Иоанна читаем: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть. Здесь «слово» (logos) значит одновременно и мысль («разум») и ее воплощение. Нематериальная мысль, чтобы стать доступной для восприятия, облекается в звуки. Воплощаясь, Бог тем самым выражает себя, являет себя людям как Слово. Разум и язык тесно связаны и взаимообусловлены. «Человек разумный» (Homo sapiens) предстает перед нами прежде всего как «человек говорящий» (Homo eloquens).

Данными современной науки подтверждается, что способность говорить и понимать речь является главной способностью человека, отличающей его от всех остальных живых существ. Так, ученые-биологи сравнили генетический аппарат (механизм передачи свойств организмов по наследству) человека и других млекопитающих (шимпанзе, горилл, орангутангов, макак резус и мышей). При этом был найден особый ген (FOXP-2), который определяет способность человека делать еле заметные движения языком и гортанью, что создает необходимые предпосылки для членораздельной речи. Вместе с тем выяснилось, что геном FOXP-2 обладают многие певчие птицы. Они могут подражать различным звукам, в том числе словам человеческого языка, выучивать и воспроизводить их. Однако птицы подражают человеческой речи механически: наличие особого гена само по себе не является достаточным условием для появления членораздельного языка.

Сегодня большинство ученых согласно с тем, что способность говорить врожденна человеку, однако для того чтобы эта способность стала умением, превратилась в навык, необходимо научение языку.

Развитие языковой способности человека обусловливает его общее развитие и, в то же время, является важной предпосылкой общественного прогресса. Согласно Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества.

Речь как орудие общения служит мощным средством воздействия на окружающих. Существует три вида речевого воздействия на человека. Это убеждение, внушение и принуждение.

Убедить человека мы можем при помощи доводов - логических и психологических, эмоциональных.

Принуждение – это речевое воздействие на человека, подкрепляемое угрозами.

Там, где царит принуждение, замирает мысль, угасает чувство, немеет язык. Об этом - рассказ Варлама Шаламова «Сентенция», где с почти медицинской точностью описывается состояние рассудка, чувств и речи заключенного, истощенного физически, угнетенного духовно: «Язык мой, приисковый, грубый язык, был беден – как бедны были чувства, еще живущие около костей. Подъем, развод по работам, обед, конец работы, отбой, гражданин начальник, разрешите обратиться, лопата, шурф, слушаюсь, бур, кайло, на улице холодно, дождь, суп холодный, суп горячий, хлеб, пайка, оставь покурить – двумя десятками слов обходился я не первый год…Но я не искал других слов. Я был счастлив, что не должен искать какие-то другие слова. Существуют ли эти другие слова, я не знал. Не умел ответить на этот вопрос».

«Счастье», которое переживал герой Шаламова, сродни счастью умалишенного, состоянию человека, которому произвели лоботомию – удалили часть мозга, отвечающую за сложные мысли и чувства. Подобную операцию производят с общественным сознанием диктаторы, для которых способность людей к самостоятельному и нестандартному мышлению представляется не только лишней, но и опасной. Язык общества, основанного на принуждении, крайне беден. Принуждение не нуждается в красноречии.

Потребность в красноречии существует только в свободном обществе, где в качестве основных способов речевого воздействия на людей выступают убеждение и внушение.

Эффективность тех или иных приемов речевого убеждения зависят от многих условий: от знаний слушателей, от их возраста и пола, от их национальности, места жительства (провинция, столица, город, село), общественных и семейных традиций, партийной принадлежности и пр.

В нашем обществе сегодня роль публичной речи возрастает. Это связано с утверждением демократических отношений в России. Сегодня при общении с людьми нельзя обойтись одними приказами и угрозами, надо уметь убеждать всех, даже маленьких детей.

Влиять при помощи речи на собеседника должен уметь и журналист, и учитель, и продавец, и политик, - словом, каждый, чья профессия связана с людьми. 

Речь служит для выражения личности человека. Каждый человек неповторим, уникален, но только при помощи ясного и выразительного слова, обращенного к другим, эта неповторимость, внутренняя красота души становится явной, доступной для восприятия и понимания окружающих людей.

На чем же основано доверие к публичному слову?

 Мы охотнее верим людям, высказывания и речь которых правильны, выразительны, уместны.

Возрастанию роли публичной речи в современном мире способствует и широкая рекламная деятельность компаний, фирм, предприятий, которые стремятся самым выгодным образом представить свой товар, навязать его покупателю. Очень важно уметь распознать речевые уловки составителей рекламных объявлений, выделить ту часть текста, которая служит в роли «зацепляющего крючка». Вот один из примеров современной рекламы:

«Наше мыло уничтожает до 99% всех бактерий».

Составители этого текста прекрасно осознают, что за ложную информацию о рекламируемом продукте их могут привлечь к суду. Поэтому они не пишут: «уничтожает 99% всех бактерий». Вся соль – в предлоге «до»: «до 99%» - это может быть и один процент (если вымыть руки просто водой, то, конечно, тоже уничтожится какая-то часть бактерий).

Речь выступает также и в качестве средства информационной войны – в политике и бизнесе. С ее помощью информация, события подаются под нужным углом зрения: о чем-то говорится подробно, что-то умалчивается. Широко используются слова, несущие положительную или отрицательную оценку. Один и тот же предмет, явление может получать прямо противоположные оценки, в зависимости от позиции говорящих (пишущих) или в зависимости от позиции автора высказывания.

Потому очень важным для каждого человека является выработка умения отдавать себе отчет в своих словах и правильно воспринимать смысл чужой речи. Существует особая «формула» речевой оценки. Тот кто овладеет ею, сделает сразу очень большой шаг в своем речевом развитии. Эта формула имеет два варианта: для говорящего и слушающего.

Вариант для говорящего:

я сказал – ЧТО именно я сказал,

я сказал – КАК именно я это сказал,

я сказал – ДЛЯ ЧЕГО именно я это сказал.

Вариант для слушающего:

он сказал – ЧТО именно он сказал,

он сказал – КАК именно он это сказал,

он сказал – ДЛЯ ЧЕГО именно он это сказал.

 Эти три вопроса: ЧТО? - КАК? - ДЛЯ ЧЕГО? – обращены к трем сторонам речи – содержанию, форме и цели. Итак, для того чтобы воздействовать на других людей, наша речь должна быть убедительной по содержанию, правильной и выразительной по форме и отвечать определенной, ясно осознаваемой нами цели.

Кроме всего прочего, овладение навыками правильной, ясной, выразительной и логичной речи является необходимой предпосылкой эффективного общения при помощи Интернета.

При общении в Интернете мы, как правило, не видим и не слышим друг друга, наш собеседник и мы сами целиком предстаем в виде слова, текста. В Интернет-сообществе человек становится равным тексту. Между тем большая часть информации (55%) в нашем общении передается при помощи несловесных средств – мимики, взгляда, жестов, голоса, интонации. Затруднено в Интернете и выражение эмоций. Отсюда возникает необходимость более бережного, взвешенного отношения к слову: одно неосторожное выражение - и общение с интересным собеседником может прерваться. Общение в Интернете предъявляет более высокие требования к речевым умениям человека, к умению человека мыслить и выразить свои мысли в слове.

Во всем мире сегодня речевые действия рассматриваются как важный резерв социально-экономического развития. Именно поэтому особое положение среди гуманитарных наук в США занимает сейчас современная риторика, которая является предметом государственной идеологии. В Японии, например, возникла своя риторическая теория, получившая название теорияязыковогосуществования. Она изучает формы речевого общения между людьми, правила речевого поведения человека. На возрастание роли риторики в современном мире оказывает воздействие развитие в обществе демократии и свободы слова, а также формирование в обществе социально-психологического стереотипа доверия к слову. Вот почему в 21-м веке и в России начался «риторический Ренессанс» – возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Существует несколько причин возрождения интереса к ораторскому искусству, среди них следует отметить некоторые:

1. Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, ра­венства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, не равных друг другу по уровню образо­вания, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

2.Причины психологического характера: с конца XIX века меняется концепция человека в обществе. Человек оказался сложным, разносто­ронним в психологическом плане, требующим дифференци­рованного подхода — словом, личностью. Кроме того, XX век — век персонификации личности, то есть роста индивидуальной неповторимости личности, уве­личения непохожести каждого отдельного человека на других.Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обу­чении общению.

3. Коммуникативные причины, которые связаны с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени харак­терно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, иг­рает все более существенную роль в обществе, что приво­дит к необходимости искать особые приемы в общении, уде­лять больше внимания разговорной речи.

 4.Социально-политиче­ские причины, которые привели к «возобновлению» риторики. Люди «внизу» получили определенные права. Они перестали трепетать перед начальством, поскольку за­коны стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общества сталивыступать в защиту людей; пра­ва человека становятся постепенно важнейшей стороной об­щественной жизни развитых государств. Людей стало нужно учить убеждать в своей правоте.

5. Экономические причины. Конкуренция, кризисы перепроизводства по­родили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» то­вара, «завоевании» покупателей. Именно коммивояжеры бы­ли первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеж­дать. В наше время люди начинают больше ценить интересную ра­боту, что требует от менеджеров и руководителей, умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать.

Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии — как публичном, так и межличностном.

Изучение риторики сегодня обусловлено необходимостью соединения научных знаний с языковыми, формирования способности студентов свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Умение грамотно и эффективно строить свою речь – необходимая предпосылка подготовки специалистов высшей квалификации любого профиля. Знакомство с основами риторики способствует выработке умения быстро воспринимать речь во всех видах слова, а также умения создавать монолог, вести диалог и управлять им.

Слово риторика происходит от греческого rhetorikе, что в переводе с греческого языка означает « ораторское искусство». Таким образом, риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика признана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Риторика зародилась в Древней Греции в V в. до н.э. В этот период в Элладе были города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия, Верховным органом было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее выгодным способом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя – софисты, которые подчеркивают силу слова, способную приобрести власть над людьми. Одним из основателей риторики считается софист Горгий. Софисты полагали, что цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, поэтому они добивались успеха любой ценой. Их риторика «манипулирующая», монологическая, риторика словесного спора, состязания.

Против положения софистов об относительности истины выступления Сократ, для которого в основе риторики должна быть не практическая, а духовная мораль. Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист». «Федр». Риторика Платона диалогическая: каждый участник общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; цель речевого общения – не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли. Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», большое значение уде6ляет логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Речь, считает Аристотель, – это то, что создает сообщество людей, семью, государство.

Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона, определявшего риторику как «искусство хорошо и украшено говорить».

По емкому определению профессора А.А.Волкова риторика – это филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Правила риторики обобщают опыт великих мастеров слова.

Задача оратора – умело побудить аудиторию задуматься об обсуждаемом предмете, чтобы активно вырабатывать собственную позицию. Для людей, особенно сейчас, в эпоху объединения человечества, его культуры и традиций, необходимо слово как инструмент мысли, познания и средства объединения, которое должно быть полно смысла, должно быть глубоко нравственно и выполнять этическую задачу – ведь только так оно сможет объединить людей. Речь есть то. что создает сообщество людей, прежде всего семью и государство. Слово, речь – это главное орудие информационных войн.

В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать слушателей, собеседников, сколько с целью воздействовать на них: убедить, разуверить, склонить на свою сторону. Во всех развитых странах мира слово, речь – это важнейший резерв социально-экономического развития. Именно поэтому особое положение среди гуманитарных наук в США занимает сейчас современная риторика, которая является предметом государственной идеологии. В Японии, например, возникла своя риторическая теория, получившая название теорияязыковогосуществования. Она изучает формы речевого общения между людьми, правила речевого поведения человека. На возрастание роли риторики в современном мире оказывает воздействие развитие в обществе демократии и свободы слова, а также формирование в обществе социально-психологического стереотипа доверия к слову. Вот почему в 21-м веке и в России начался «риторический Ренессанс» – возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Таким образом, современная риторика – это теория и мастерство эффективной, т.е. целесообразной, гармонизирующей речи. К числу общественных задач риторики не относится обучение технике манипуляции общественным мнением.

Основные задачи риторики:

· научить быстро воспринимать речь (когда это умение развито, оно играет роль щита или фильтра и не позволяет себя увлечь или обмануть, сбить на деятельность, невыгодную ни себе, ни обществу);

· научить изобретать и строить свою речь в соответствии с обстоятельствами (важно не только грамотно и последовательно строить речь, производя отбор лексики и грамматических конструкций, но и уметь изобретать содержание речи);

· научить создавать монологи, вести диалоги, полемику.

Итак, современная риторика имеет следующие особенности:

1) существует как наука о речевом мастерстве;

2) выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) разделяется на две ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении).

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Сферой применения риторики является монологическая речь.

      Выделяются особые разделы риторики – оратория – это теория и практика публичной речи. Другой раздел – теория и искусство ведения спора – основыполемическогомастерства.

Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определённого действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека. К последней группе относится академическое, духовное, военное и др. виды красноречия.

       Отечественная традиция академического красноречия сформировалась в недрах гомилетики, лежащей в основе христианства. Русский речевой идеал предполагает установку на «другого», гармонизирующее диалогическое взаимодействие оратора и аудитории.

Принято делить речи (публичные выступления) на виды в зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор. Речи бывают:

· информационные (сообщение, передача информации, побуждение любознательности, отсутствие спорных моментов); информационный жанр используется в докладе, лекции, монологе учителя, в рассказе;

· убеждающие (склонить слушателя к определенной точке зрения при наличии спорных моментов); выступления в научных и политических дискуссиях;

· побуждающие к действию (агитационные);

· воодушевляющие (цель – вселить в людей бодрость, желание жить);

· сокровенные (исповедь);

· развлекающие (анекдоты, тосты);

· протокольно-ритуальные

В зависимости от социально-функционального назначения речи риторика может быть:

· судебной – прокурорская, адвокатская речь

· социально-политической – доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая, парламентская, митинговая речь

· академической – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение

· социально-бытовой – юбилейная или поминальная речь, комплимент

· богословско-церковной – проповедь, речь на соборе

· торговой (деловой) – реклама

· военной – приказ, призыв, воодушевление, выступление на военно-политическую тему и т.д.

Важное средство ораторской речи – коммуникативность (или чувство аудитории) – умение общаться с ней. Коммуникативность проявляется в том, что у слушателя возникает чувство живого общения с говорящим. Этого можно достичь при помощи 3 средств:

· разговорностьречи

· зрительныйконтакт

· голосовойконтакт 

Если раньше речь звучала как хорошо отрепетированная, театральная, то сейчас главное – добиться естественности и непринужденности общения за счет разговорностиречи. К тому же естественность и непринужденность – свидетельство дружелюбного настроя оратора. И здесь необходимо следовать следующим рекомендациям:

· использование коротких фраз;

· отказ от устойчивых книжных оборотов;

· восприятие аудитории как хорошо знакомых людей.

К обязательным условиям создания коммуникативности не относится отказ от чтения вслух заранее заготовленного текста.

Зрительныйконтактпредполагает контроль людей за взглядом собеседника во время речи. Необходимо смотреть в глаза слушателя, переводя взгляд от одного к другому, и читать реакцию по глазам. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Голосовойконтакт предполагает, что голос выступающего должен быть энергичным, в нем должен быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Слушатели обычно хотят также, чтобы оратор формулировал для них главную мысль. Интонация не должна быть монотонной. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам. Темп должен быть средним, а больших пауз следует избегать.

    Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность характеристик говорящего, которые оказыва­ют влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состо­яние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

- запретить себе думать о посторонних вещах;

-сосредоточить свое внимание на слушателях;

- внимательно следить за их реакцией;

- убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание ауди­тории;

- вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы;

- иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории;

- понимать, что публичное выступление — это профессиональ­ное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего нахо­дят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне.

Если раньше речь звучала как хорошо отрепетированная, театральная, то сейчас главное – добиться естественности и непринужденности общения за счет разговорностиречи. К тому же естественность и непринужденность – свидетельство дружелюбного настроя оратора. И здесь необходимо следовать следующим рекомендациям:

o использование коротких фраз;

o отказ от устойчивых книжных оборотов;

o восприятие аудитории как хорошо знакомых людей.

И еще один важный совет: надо стремиться сосредоточиваться не на собственном состоянии, не на мыслях о том, как вы выглядите в глазах аудитории, но на содержании своей речи, на том, что именно вы хотите донести до слушателей. Перед тем, как войти в аудиторию, давайте себе установку: «То, что я сейчас скажу, важней меня самого».

Задания:

Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).

«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»
(М.В. Ломоносов).

«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).

«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия»
(проф. А.К. Михальская).

«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).

 

Задание 2. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты). Условия: 1 - будьте сдержаны в своих заключениях и оценках, 2 – «не переходите на личности»; 3 – стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.

 

Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?

 

«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...

Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>

А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет внимани­ем, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.

 Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...>

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....>

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. <...>

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.»

 

Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.

 

1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет. (По В.И.Аннушкину).

 

Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.). Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?

 

Задание 6. Ознакомьтесь с Приложением 1 «Духовные писатели о языке». Какие высказывания обратили на себя ваше внимание? Почему? Каковы традиционные требования к речи в духовной морали? Насколько они приложимы к речевому поведению современного человека?

Задание 7.В данных отрывках определите виды речей по цели.

 1. Есть люди, о которых, не зная, как они поступили в данном случае, можно сказать наверное: «Я знаю этого человека, он честен; он не мог украсть». To же самое можно сказать относительно Дементьева: если, по отзывам одного из генералов, Осипова, он характера тихого, смирного, если, по отзыву генерала Платова, он строго исполняет свои служебные обязанности, если, по отзыву генерала Фризе, это такой человек, в котором военная дисциплина въелась до мозга костей, то решительно невероятно, как такой человек мог совершить то, что ему приписывают. Это идет вразрез со всем его прошлым.

(С п а с о в и ч  В.Д. Речь в защиту Дементьева)

2. Уважаемые студенты! Вы имеете уникальную возможность ещё раз втретиться с артистами театра «Свободное пространство» 5 октября (пятница), которые приглашают всех желающих на открытую репетицию нового спектакля «Ночь».

(Объявление)

3. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на её становление и современный облик. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона – Сократ, живший в Афинах в 470 – 399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самис текста, Сократ утверждал свой новый подход к познанию и обобщению действительности лишь в беседах со своими учениками.

(По А.К.Михальской)

4. Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны!

 (По Д.Э.Розенталю)

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1030; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!