Структура мусульманского права



 

Нет четкого отраслевого деления, нет деления на частное и публичное право, но есть одно серьезно но – исторически мусульманское право возникло как частное право (семья, брак, имущество собственность).
Обязанность платить налоги – относится к публично-правовому регулирования

Закрепление форм взаимосвязи между светскими и религиозными структурами – относится к публично-правовому регулированию.

Деликтное право – как особая правовая структура. Нет различий между преступлениями и проступками. Есть единое понятие деликт = грех, зло. Как особая структурная часть говорить о том, в каких случаях оценивать те или иные поступки нужно со стороны суда.

Поступки:

· Запрещенные

· Одобряемые

· Порицаемые поступки

· Рекомендуемые

· Безразличные

Структурная особенность – «право личного статуса» (кодекс личного статуса) – объединяет разнородные обязанности, закрепленные различными предписаниями, что находится в определенном систематизированном виде. Что говорит о внутренних особенностях построения мусульманского права.

 

Общая характеристика судебной практики

Статус судьи в мусульманском мире был определен еще в 10 веке в книге «О судьях». И там прямо сразу отмечается, что судьи самые близкие к Аллаху люди, те, которые вызывают наибольшее уважение, почет и располагают высоким статусом, который следует учитывать при оценке места и роли судьи.

Задачи:

· Судьи должны отслеживать наиболее типичные отклонения от ценностей Ислам а и правил Шариата и должны реагировать на эти нарушения собственными решениями, чтобы обеспечить необходимый порядок, режим, который требует действующая религия – ислам.

· Судьи принимают участие не только в формировании Кияса но и оказывают влияние и на других источники мусульманского права. Роль не только в разрешении споров, конфликтов, в наказании правонарушителя – рассматриваются как самые важные представители религиозной, светской власти. Сочетающие задачи контроля за соблюдением правил Шариата, применяют меры наказания и призваны обеспечивать необходимый порядок. «Из трех судей – двое обязательно в конце жизни попадут в АД и только 1 в рай» (принимая решение – чаще всего заявляет, что он открыл истину по делу – истинной владеет только Аллах и тот, кто говорит. Что добился истины проявляет чрезмерное довольство и ставит себя на 1 уровень с Аллахом, что порицаемо).

· Мусульманское право дает пример современному правовому меру – как нужно не просто увидеть влияние нравственности на нормы – а обеспечить единство права и нравственности, что способно обеспечить надлежащий результат.

 

 

Принципы права, их виды и значение в основных правовых семьях мира.

Романо-германская правовая семья.

Принципы права. Научная доктрина формировала принципы права и доведение до правоприменителя содержание и значение этих принципов. Так, например, система принципов права предложена таким образом: исходные, фундаментальные базовые начала, которые имеют основополагающее значение для действующего и развития в будущем законодательства. Особое место в системе общих принципов занимает принцип справедливости. Он имеет не только своё собственное содержание, но он является тем генеральным принципом, который предопределяет содержание других принципов (гуманизма, единство прав и обязанностей, законности, сочетание личных и публичных интересов и т.д.).Платон: «Для юриста справедливость это равенство и законность». Представители научной доктрины смогли убедить законодателей закрепить на уровне законов содержание всех общих принципов. Частные же принципы (да будет выслушана другая сторона, например) они должны находить своё закрепление на уровне кодексов и актах, имеющих отраслевое значение. В России допускается аналогия права в случае пробела в первичных источниках. Принципы права могут быть как закрепленными в законе так и не закрепленными.

Говоря о принципах права – представители научной доктрины подчеркивали, что это не только первооснова (исходные руководящие начала), но это еще и отражение качественных особенностей права и всего механизма правового регулирования. Принципы права – это высшее право и утверждая это (по сравнению с нормами) подчеркивалась особая их значимость в процессе правового регулирования. Очень детально была проведена классификация принципов права. Принципы делятся на 2 группы:

· Специально-юридические – те, которые непосредственно отражают основные признаки и свойства права (законности, единства прав и обязанностей, сочетания личных и коллективных интересов в процессе правового регулирования)

· Обще-юридические – те, которые отражают не столько признаки права как особой регулятивной системы, сколько дают информацию о важнейших требований к праву, которые к нему обращены со стороны общества. (о гуманности, о справедливости).

Данные принципы не равноценны в процессе правового регулирования. Основное место занимает принцип справедливости, который возвышаясь над всеми другими принципами права имеет и своё собственное содержание. Понимание его как генерального принципа права была соединена с мыслью Аристотеля о справедливости. Было бы не правильно сводить его только к соотношению «деяние-воздаяние». Он не только возвышается над остальными, но и по своему характеру предполагает содержание и многих других принципов – он предопределяет и обуславливает содержание принципа «единства прав и обязанностей». Именно принципы права предопределяют содержание всех НПА, которые составляют основу правового регулирования и возникновения правоотношений и распределении прав и обязанностей, а также характер реализации субъективных прав и обязанностей.

Обычаи в тех странах, где их не приравнивается к силе законодательных норм.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!