Судебная практика и её роль в данной системе



 

Самая жесткая критика обрушилась именно на данный компонент.

Р. Давид и Алексеев – начинают с того, что судебная практика выполняла те же функции, что и судебная практика в РГПС – (правоприменительная и официальное толкование) – но эти 2 функции реализовывались на основе карательно-репрессивного назначения всех судебных инстанций, которое проявлялось и в рамках правоприменительной деятельности и в рамках толкования.

Очень важный момент: в систему судебных органов Советского периода 1920-ых – «Временные/чрезвычайные судебные органы» (двойки, тройки) – в которых господствовало произвол и незаконие. Они создавались для войны с врагами советской власти, но функции были расширены.

Полная зависимость судебных органов от партийных структур и от исполнительных органов. Новая судебная реформа ставила задачу – освободить суды от опеки и командования со стороны представителей вышеупомянутых структур.

Оба отмечают – характерной особенностью новой правовой судебной системы было использование на ряду с профессиональными судами, судов работающих под общественным началом (товарищеские суды), которым поручалось рассматривать дела о дисциплинарных и административных правонарушений.

Условия формирования в обществе высокого уровня правовой культуры

РГПС – даёт определенные образцы того, как постепенно формируется и утверждается правовая структура общества.

АСПС – позволяет видеть каким образом формируется и функционирует в обществе судебная власть как сильная и независимая. Какую роль оказывает судебная практика на управление обществом.

 

Своеобразие источников права в мусульманской правовой семье.

Пока, главным фактом является то, что в Восточном мире и в мусульманских странах не было в прошлом и нет сегодня отдельной юридической науки как самостоятельной отрасли знаний. Здесь наука о праве является составной части Теологии (богословия) – они являются специалистами в области права. Знатоки права – богословы. Они сыграли главную роль, т.к на научную доктрину было возложено:

· Представители этого научного направления должны были объяснить истоки тех правил, которые составили содержание Шариата, что повлияло на их содержание.

· Именно научной доктрине богословам-юристам предстояло дать толкование и разъяснение неконкретных предписаний религиозных источников для правильного применения и для знакомства с содержанием религиозных источников населением.

Что такое право – говоря о нем утверждали - является результат божественного установления – нет такой силы и власти, которая была способна бы внести изменения, поправки и уточнения в текст Корана – они универсальны, вечны и неизменны и самого право не зависит ни от человеческого разума ни от внешних условий.

Право – свет (источник света), который исходит от Аллаха и его пророков и который ведет правоверных мусульман к светлому будущему.

Нормы права – нет норм права в традиционном классическом понимании (предписаний, установлений) – вместо них – присутствуют заповеди, поучения, проповеди, назидания без указания на последствия, котоыре могут появится в следствии их нарушения.

Нормы права – тот принцип, который установлен Аллахом, который основан на вере и который определяет общие рамки, модели и стандарт поведения мусульманина.

Субъективное право:

· Шариат основанный на система обязанностей и запретов не знает понятия субъективное право. Отсутствует такое право в этой семье

· Р. Давид – ни в доктрине, ни в источниках права ничего не говориться оправах, но утверждает, что субъективное права здесь существует как обратная сторона обязанности – ведь представить себе отношения, лицо которое обязано уплатить налоги корреспондирует определенное право (противостоит в реальной жизни право: возможность требовать выполнение данной обязанности и обратиться за поддержкой в соответствующие органы).

 

Источники мусульманского права

 

Чаще всего говоря о источниках называют 2 религиозных и 2 научных источника:

Характеристика источников мусульманского права начинается с Корана – точных, конкретных предписаний нет – они в других источниках. Именно в нем точно определены основные ценности Ислама и мусульман и каждая норма, (религиозная, нравственная, юридическая0 должны работать на обеспечение этих ценностей. Принципы заменяются категорией – ценности права (1. Религия, 2. Разум (Сура - Призывая на путь Аллаха мудростью...), 3. Жизнь – для каждого мусульманина является запретными кровь, жизнь имущество любого мусульманина; 4. Собственность, 5. Продолжение рода). Коран имеет юридическое значение в том смысле, что ценности четко обозначены, обеспечены их реализации с помощью защищающих их предписаний.

o Юридическая природа Корана – первый и главный основополагающих источник Ислама, который конкретизирует и уточняет положения свои.

o По своему содержанию он является богословским источником и применительно к праву его можно рассматривать как религиозно-философскую и нравственную основу мусульманского права. Коран всегда нужно представлять себе по содержанию, чтобы понимать особенности.

 

· Суны (сборник преданий о поступках и образах жизни, словах первого и главного пророка Мухамеда) - предопределись неполнотой регулирования Корана. Описывается жизнь Мухамеда и делается вывод, что каждый должен поступать так, как сделал, поступил или сказал Мухамед.

· Иджма (единодушное, коллективное мнение знатоков права, основанное на толковании, разъяснении положений Корана и Суны и является конкретной основой для решения юридических дел).Даёт ответ на вопрос – каким должно быть решение в конкретной ситуации, опирающееся на советы знатоков права.

· Кияс (суждение по аналогии) – суждение может принадлежать как знатоку права, так и судье.

Во второй половине 19 века почти в каждой мусульманской стране зарождается Светская правовая система. Складывается определенный дуализм права – наряду с религиозной правовой системой из 4ех источников, работает Светская правовая система (Конституция, кодексы, законы) – в каждом юридическом документы, принятом государством, везде оговаривается, что все положения закона должны полностью соответствовать положения Шариата.

Не судебный прецедент, не санкционированный обычай значения, как источника права не имеет. Обычаи используются в Суне в качестве образца поведения.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!