ГНОСЕОЛОГИЯ: ВИДЫ, УРОВНИ, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ



Гносеология, что и эпистемология – теория познания. Учение о познании, о том, как человек познает окр мир и самого себя, как относится знание к реальности, какие существуют и существовали формы познания, может ли чел познать мир или останется большая область непознаваемого, непостижимого, что есть истина и как она понималась в разные эпохи.

До 19 века: эмпирики – познание через чувства (Эпикур, Бэкон, Локк, Фейербах), рационалисты – познание через разум(Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Кант с "Критикой чистого разума": и чувства, и разум играют важную роль в процессе познания, но еще есть воображение (создание "чистого" предмета). Разум является условием нашей свободы. Кант о вещи-в-себе. Мир пропущем через призму нашего восприятия.

 

Концепция, отрицающая познание мира – АГНОСТИЦИЗМ. Агностос от греч. – непознаваемый. Юм и его "Трактат о человеческой природе". Наличие причинных связей недоказуемо. 

 

Иррационализм: Шопенгауэр, Бергсон. Мир можно воспринять непосредственно поверх культуры через мистическое видение, сверхчеловеческую проницательность. Шопенгауэр – "Мир как воля и представление" (1818). Познание мира через медитацию, как в индийской традиции. Бергсон и "Творческая эволюция" (1907) – особый род интеллектуального чувствования, могущество интуиции.

 

Методы научного познания: Эмпир формы (наблюдение, эксперимент), Теоретич формы (Индукция, Дедукция, Анализ и Синтез).

 

Феноменологическая теория познания – Гуссерль и Хайдеггер. "Феноменон" от греч. – являющийся. Нет никакого чистого трансцендентального субъекта. Бытие-в-мире – центральная категория философии Хайдеггера. Я – абсолютный исток мира. "Вернуться к самим вещам"(Гуссерль) – вернуться к жизненному миру до знания. И мир, и наше тело – феномены, пригнанные друг к другу, существующие друг в друге.

 

Включает в себя онтологию - учение о сущности (причинах и закономерностях бытия), логику - науку о мышлении.

 

 

ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИИ.

 

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.

 

Естественная установка: часть бытия – материальный мир. Ни от чего не зависит, является причиной самого себя. Всякая наука, и философия, стремящаяся игнорировать факт преломления свидетельств наших чувств, познавательных усилий через наше сознание и знание, через культуру, является догматической и наивной. Мы никогда не имеем дела с самим миром, но только с картиной мира. Метафизическая установка: учение о сверхчувственном опыте. Метафизика занимается поиском таких оснований, которые в повседневном опыте не могут быть даны и которые делают возможным сам опыт.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель.

Средние века

В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Возникновение термина

Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti»), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика».

В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

XX век

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимался Мартин Хайдеггер ("фундаментальная онтология"). Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. Хайдеггеру ясно: бытие в различных его формах. В самом деле, я существую, окружающие меня вещи существуют, окружающие меня люди существуют. Тут важно понять, что изначальным является бытие; все перечисленное — это формы бытия. Оно открывается прежде всего в своей множествености, в виде отдельных сущих (Seiendes).

 

 

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. 

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт) до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

           В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ.

ВОПРОСЫ 2, 6, 15, 28 - СМ.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ.

2,6,14,28


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!