ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ



СМ ВОПРОС 4.

РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ДЕКАРТ, СПИНОЗА, ЛЕЙБНИЦ. СМ ВОПРОС 6.

Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. Введение в философию математических методов. Спиноза: "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом". Лейбниц: -создал матанализ (дифференциальное и интегральное исчисления), создал комбинаторику как науку, заложил основы математической логики, создатель монадологии – одноим работа Лейбница о простых субстанциях, не имеющих частей (вдохновляет Канта на написание работы "Критика чистого разума")

 

ЭМПИРИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ФРЭНСИС БЭКОН, СМ ВОПРОС 6.

Эмпиризм –Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов и явлений. (относят к эмпирикам Галилея, Томмазо Кампанелла и его "Город Солнца", Дэвида Юма("Трактат о человеческой природе") и Джорджа Бэркли, который считал, что "бытие – это или то, что воспринимается, или то, кто воспринимает").

ГНОСЕОЛОГИЯ КАНТА.

Гносеология и эпистемология – философско-методологическаядисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним гносеологии. Кант ставит вопрос о предпосылках знания, то есть о сфере трансцендентального и отрицает возможность адекватного познания мира. Гносеология – учение о познании. Изучает природу познания, его возможности, проблему истины, формы и методы познания.

Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа. Первая ступень - чувственное познание, характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Вторая ступень – это область рассудка, выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматриваюсь им как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как выражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.

Кант выделил три основные способности человека: познание, «чувство удовольствия и неудовольствия» и способность желания. Человек, по Канту, – это «самый главный предмет в мире». Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания.

Основные работы Канта: Критика чистого разума (1781), Критика практического разума (1788), Критика способности суждения (1790) - закладывает основы критической эстетики, Основы метафизики нравственности (1785).

ЭТИКА КАНТА

Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Основы метафизики нравственности». Последняя работа представляет собой более завершенную, строгую концепцию об этике. Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.

По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.

Идеал человека вмещает в себе совокупность добродетели и счастья. Но не счастье должно являться главной целью для нас. Только добродетель и осознанное стремление к ней должно быть целью в жизни.

 

ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ.

СМ ТЕТРАДЬ.

19) ПОНЯТИЕ "РУССКОЙ ИДЕИ".

Вопрос о своеобразии России и призвании русского народа впервые поставил Пётр Чаадаев. Свои версии ответа Чаадаеву предложили славянофилы (критика вестернизации и апология православия). Непосредственно сам термин «русская идея» введён Ф. М. Достоевским в 1860 году, который стал известен за рубежом после чтения доклада В. С. Соловьёва «Русская идея» в Париже в 1888 году. Русская идея Достоевского — это воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности. 

Термин широко использовался такими русскими философами как Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов. Наиболее корректно понятие «русская идея» определено в концепциях философов и мыслителей конца XIX — начала XX веков Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, И. А. Ильина, Н. Я. Данилевского. Их работы акцентируют внимание на важности этого понятия, на его «цементирующем» для русского народа свойстве. По мысли сторонников, русская идея выражает «замысел Божий о России», то есть сакральную и, часто, эсхатологическую миссию русского народа и российского государства. Русская идея содержит представление о русском народе как богоносце. Это выражается в особом почитании русских святых (Святая Русь). Утверждается, что русскость определяется исключительно принадлежностью к русской православной церкви. Этим подчёркивается вселенский характер русской идеи, её соборность и универсализм.

Соловьев:Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Бердяев:внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «Божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и Божественная трагедия. Основные труды: "Судьба России" (1914-1917), "Философия свободы" (1911), "Смысл истории" (1923).

СМ ТЕТРАДЬ И ПРЕЗУ.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!