НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



СМ ПРЕЗУ И ТЕТРАДЬ.

Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха. Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными писателями и политиками эпохи Просвещения. Но в понятия «немецкая классическая философия» или «немецкий идеализм» сами немцы никогда не включают философские труды авторов «Бури и натиска», особенно таких титанов, как Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер несмотря на крайнюю близость их воззрений классикам. Главной идеей классической немецкой философии является идея свободы.

Иммануил Кант (1724 - 1804).Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В творчестве И. Канта выделяют два периода: докритический (до 1770г.) и критический.

В докритический период Кант занимался проблемами естествознания:

1) разработал небулярную теорию происхождения солнечной системы;

2) определил, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли.

Критический период обозначился созданием учения о «чистом

разуме». В онтологических вопросах Кант деист и объективный идеалист

(Бог – творец мира, существует, но это вопрос практического разума). В рамках чистого разума мы уверены в существовании двух типов объектов: внешнего мира и человеческого сознания.

Кант, решая данную проблему, вводит два понятия:

«Вещь сама по себе» – объект внешнего мира, существующий в нашем сознании.

«Вещь для нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании.

«Вещь в себе» - трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта. В опыте мы имеем дело с явлениями, т.е. с «вещами для нас». «Вещь в себе» не познаваема.

Знание о мире, по мнению Канта, выражается в суждениях (предложениях). Суждения делятся на аналитические и синтетические, а также на априорные и апостериорные.

Аналитические суждения – в этих суждениях то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте.

Синтетические– суждения, в которых то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте.

Априорные – до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и независящие от него.

Апостериорные – суждения, полученные в результате опыта.
У человека, по Канту, три типа познавательных способностей: чувственность, рассудок, разум.

Трансцендентальная апперцепция – синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, с формой внешнего (пространство) и внутреннего (время) чувственного созерцания.

Этика.Центральной проблемой этики Канта является проблема свободы и необходимости.

Категорический императив:

1) «… поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

2) «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

 

НОВЕЙШАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

БЕРГСОН, ШОПЕНГАУЭР, НИЦШЕ, ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ, ФРЕЙДИЗМ. СМ ТЕТРАДЬ И ПРЕЗУ.

 

 Основные черты современной западной философии:

1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души – волей, чувствами, бессознательным и т.п.

3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

4. Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.

5. Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

6. Все учения современной западной философии условно можно разделить на сциентистски (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистски (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.) ориентированные.

 

АРИСТОТЕЛИЗМ И ПЛАТОНИЗМ.

Аристотелизм — система мышления, которая в общем следует принципам и учению Аристотеля, особенно что касается личной и общественной этики (а также и политики) и толкования свойственных человеку благ. Этические принципы Аристотеля ярко выражены в одном из его известных произведений — Никомаховой этике. Аристотель рассматривал философию как двойное занятие: практическое и теоретическое. Практическая философия охватывает этику и политику, а теоретическая — логику и физику. Метафизика рассматривается как наука о субстанции, которая имеет внутренние, присущие ей принципы покоя и движения. Душой Аристотель считал то, благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда душе приписываются принципы и способности съедобные, чувственные и интеллектуальные. Далее, он рассматривал душу двойной — рациональной и иррациональной, в некоторых людях поднимая чувства над разумом. Аристотель определял мудрость как науку о первопричинах. Четырьмя главными разделами его философии были — диалектика, физика, этика и метафизика. Бог определялся им как Первый Двигатель, лучшая среди существенности, неподвижная субстанция, удаленная от чувственных вещей, лишенная телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Платонизм базируется на априорном рассуждении, а аристотелизм — на апостериорном рассуждении. Аристотель учил своего ученика, Александра Македонского, что, если он не сделал доброе дело, день пропал для него.

Платонизм –философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школы Платона, созданной им в IV веке до н. э. и находившейся недалеко от стен Афин. Догматику учения характеризует учение о бессмертии бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому. Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального. Например, конкретное дерево, лишённое одной или двух веток, неважно живое или мёртвое, на коре которого вырезаны инициалы двух любовников, отличается от абстрактного (идеального) понятия «дерево». Дерево — есть идеал, которым обладаем все мы и который позволяет отличить неидеальные деревья от идеальных. Этический идеал платонизма — уподобление богу.

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

 

Исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки. Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы, в частности милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ими рассматривались следующие основные проблемы:

· материя и ее (атомическая) структура,

· гармония (математическая) Вселенной,

· соотношение вещества и силы,

· неорганического и органического.

Фалес считал, что началом всех вещей, их субстанцией (т.е. то, из чего возникают все вещи и во что они в конечном счете превращаются) является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном. Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция.

 

СОКРАТ И СОФИСТЫ.

 

Софист - (греч.) знаток, мастер, мудрец. Для них был важен не поиск истины, а разработка красноречия и спора. Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации. Можно выделить некоторые общие черты философии С. — перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики, политики, теории познания.
Протагор(ок. 480 - 410 до н.э). Ему принадлежит: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение
Горгий(ок. 483-375 до н.э) в своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно
Аристотель писал: “Горгий правильно говорил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же – серьезностью”.
Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.
Заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на обладание достоверными знанием. Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Он ко всему подходил с иронией. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определить понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел свой философский принцип изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”, т.к. увидел что человек “не пуст”. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия.

 

 

ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека»[2]. Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.

Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. УЛУЧШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕРЕХ ИЗУЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТРЫ (СЕНЕКА, ЦИЦЕРОН). Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические.

Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, как отметил Л. Баткин, впервые применил в 1808 годупедагог Ф. Нитхаммер; после труда Г. Фогта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия.

Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая своё отличие от университетских учёных, а также связь с древними традициями античных ораторов.

Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Добродетель (итал. virtú, лат. virtus) была главной определяющей категорией гуманистического идеала личности. Обладающий ею человек звался uomo virtuoso - нравственная, умственная добродетель.

ГУМАНИСТЫ: В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие. Эпистолы - самый распространенный жанр творчества гуманистов.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!