ФЕДОРОВ, ВЕРНАДСКИЙ -- СМ ТЕТРАДЬ



ФИЛОСОФИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА Ф. НИЦШЕ.

СМ ТЕТРАДЬ.

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.

Что есть человек во всех пройденных философских направлениях?

Изучением человека в философии занимается раздел онтологии – это учении о бытии, о том, что имеет место. Философская антропология – учение о человеке и фундаментальных основах его бытия.

- В средневек философии преобладает теоцентрический подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба определяются через отношение к Богу.

- В эпоху Возрождения получили дальнейшее развитие традиции античности. Человек рассматривается не только в тесной связи со Вселенной, но постепенно провозглашается ее центром, творческим началом, подобным Богу

- В культуре и философии Нового времени человек понимается как самостоятельно мыслящее, познающее и деятельное существо.

- Философия марксизма рассматривает человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и себя самого. Марксизм акцентировал социальную сущность человека, экономическую детерминированность различных сторон его бытия.

- Человек в философии Канта и Гегеля (см презу)

- Постклассическая философия XX в.в. характеризуется “антропологическим поворотом” в философии. Углубление социальных и экзистенциальных противоречий выразилось в идее уникальности, хрупкости, кризисности человеческого бытия – одной из отличительных особенностей философии XX в. Рефлексия над трансформациями человеческого бытия происходила главным образом в трех основных направлениях:

- Натуралистический подход в интерпретации человека обращает внимание на высокую степень его интегрированности в живую природу.

- Экзистенциально-феноменологический подход акцентирует внимание на уникальности человеческого бытия. Бытие человека приобретает подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы.

- Социально-критическое направление в антропологической философии (неомарксизм, структурализм), продолжая марксистские традиции, рассматривает различные варианты (политической, идеологической, коммуникационной, социальной) детерминированности человека: его поведения, общения, мышления, деятельности. Структурализм особое внимание обращает на включенность человека в различные социальные структуры.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личночть есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”.

ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

           Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение которых неоднозначно.

           В качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.

           Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы

           Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.

Общество имеет два аспекта своей структуры: статический и динамический

           Статическая структура

           Духовная сфера (смысл, религия)

           Политическая сфера (власть)

           Социальная сфера (нация, сословия, классы)

           Материальная сфера (экономика)

           Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.

В соц философии 20 века выделяют два типа чел.общностей: органическую и механическую. В русской философской мысли органическая общность – это соборность. Механическое объединение – это необходимость, вроде бюрократической организации. Наиболее явно понятие общества разбирается в русской философской мысли. Органическое общество – это семья, этнос, общность судьбы народа.

 

       К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы.
           Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами.
           Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!