РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. 1992-2004 11 страница



Согласно принятому в 1996 г. «Закону о науке и государственной научно-технической политике», расходы на науку гражданского на­значения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Однако добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется пред­ставление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологический про­рыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия». Признанием достиже­ний российской науки стало награждение Нобелевской премией из­вестного физика академика Ж. И. Алферова.

746


Проблемы духовного развития общества. Создание сильного госу­дарства, действенность власти, проведение жизнеспособной полити­ки, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях. Однако в 90-е годы положение и в этой сфере оставалось неблагополучным. Со­циологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, со­циальных и культурных ценностей; дестабилизацией социального по­ложения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

Во-первых, в утрате прежних, социалистического и коммунисти­ческого, идеалов, которые — при всех оговорках — формировали и картину мира советского человека. После 1991-го путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей. Вместе с тем идея «демократических реформ» по западному образцу показала не­способность выступать в качестве долговременного объединяющего идеала, тем более что первые годы экономических и политических преобразований многим не позволили ощутить преимущества ради­кальной смены общественного строя. Негативное влияние на созна­ние оказывал и распад исторического Российского государства, фак­тическая утрата страной статуса великой державы, чем ранее спра­ведливо гордились.

Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большой части об­щества. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; при­туплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества. Уходит в прошлое тип нравственности, связанный с коллективиз­мом, со стремлением быть полезным обществу. В то же время выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направ­ленности. Размывалось представление о такой прежде фундаменталь­ной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отраже­ние в изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шо­умену или даже проститутке. «Привлекательность» второй группы про­фессий была связана с видимой возможностью быстро и легко зара­батывать деньги, демонстрировать стандарты высокого уровня потреб­ления. Еще более в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как социальная справедливость. Пренебрежение ею со сто­роны советской партийно-государственной бюрократии не выдержи­вало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов».

О кризисе культуры свидетельствовало также размывание пред­ставлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различ-747


ные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабочен­ность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать поиск национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.

Уход от авторитарной системы управления и организации духов­ной жизни способствовал формированию целой системы субкультур, т.е. «культуры в культуре», имеющей свои, четко очерченные, грани­цы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов, тра­диций. Социологи выделяют несколько основных субкультурных сис­тем в России 90-х годов. Это — «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитар­ной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минув­ших десятилетий и основанную на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либе­ральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономи­ческой независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура со­циальных низов.

Определенное консолидирующее влияние в 90-е оказывало рас­пространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинствую­щего атеизма во второй половине 80-х годов значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль Церкви. Ут­вердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в консти­туционных рамках светского государства. Ведущие политические партии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважитель­ное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экс­тремизм прошлых лет преодолен, и российское общество постепенно восстанавливает историческую преемственность в духовно-религиоз­ной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объе­динениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности Церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась в 3,5 раза - с 4846 (1992) до 17 427 (2000).

В этих условиях повысился уровень религиозности населения. Осо­бенно интенсивно его повышение происходило в 1988-1992 гг. С сере­дины 90-х годов тенденция роста уровня религиозности потеряла бы­лые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфесси­ям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 — люди неверующие, 49 считают себя православными, 8 — последователями ислама, 2 — других конфессий, 12 верят «по-свое­му» и не считают себя приверженцами какой-либо конфессии. Уро­вень реальной религиозности оценивается по-разному, однако Цер-

748


ковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабизирующее воздействие на общество.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. За годы реформ кар­динально изменились их функции. Стали иными структура периоди­ческих изданий, их объем, содержание, политическая и информаци­онная направленность. В 1990—1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился со 166 до 104 млн экземпляров, а — годовой в 5,4 раза. Для большин­ства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне ограничено поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты и учреждения культуры. Анало­гичные изменения претерпело производство журнальной продукции.

Одновременно заметно выросла роль телевидения, в информаци­онное пространство которого включено практически все население России. В 90-е годы появились новые общероссийские каналы; сложи­лась сеть региональных телекомпаний; стал необычайно широким ди­апазон информационных и развлекательных передач. Ныне в обще­стве превалируют две основные точки зрения на роль СМИ. Одна рас­сматривает их как орган власти, другая — гражданского общества. Отсюда и в оценке их деятельности присутствует «двойной стандарт», в основе которого — сложное взаимодействие между двумя основны­ми функциями.

Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безбо­лезненно. Их порой бросающаяся в глаза ангажированность; резкий переход к полифоническому изложению событий; многоголосииа в оценке фактов; тяготение к сенсационности или, наоборот, к замал­чиванию событий оказывали негативное влияние на общественное сознание, формировали скептическое отношение к СМИ. Право на свободу слова часто вступало в противоречие с правом на получение правдивой информации.

Художественное творчество в России. Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве и в сфере художе­ственного творчества. К числу наиболее зримых черт 90-х годов можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвра­щения художественных произведений, ранее недоступных или мало­доступных российским гражданам. Этому способствовало и бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее зап­рещавшиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. Ахматовой, М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набоко­ва, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского, В. Максимова и многих других. Российские читатели получили возможность познако­миться с произведениями мировой литературы, которые раньше в

749


стране не издавались. Новые газеты и журналы рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали связи с Россией ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по сохранению культурного на­следия, возвращению утраченных в разные годы произведений отече­ственного искусства проводил Российский фонд культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистичес­ких традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Ас­тафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. Вме­сте с тем большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войно-вич, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетичес­кое значение литературы. При этом авторы скептически относятся к возможности существования общественного идеала. В числе призна­ков этой «литературной» литературы называют: несущественность ме­ста действия, социальной принадлежности персонажей, афористич­ность текста произведения, отсутствие определенной идеи и прони­зывающую все произведение иронию.

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на раз­витие российского кинематографа. Отсутствие государственной под­держки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1992 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело к тому, что в 90-е годы на российском кинорынке доминировали за­падные ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры стол­кнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммер­циализация этого вида искусства оказала влияние, прежде всего, на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» осо­бенности 90-х годов нашли достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» остается открытым. В отечественном же кинематографе значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодрова-старше го, В. Хотиненко. В стра­не ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. В конце 90-х годов возродился Международный московский ки­нофестиваль. Бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличающиеся, однако, большим тематическим разнообразием.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведе­ний, оперных и балетных спектаклей. С другой — 90-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культу­ры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом са­мой широкой аудитории.

750


Появилось в это десятилетие много ярких театральных постано­вок. Наряду с известными театральными коллективами создавались новые театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще привлекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и но­вых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было при­суще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отразило незавершенность и противоречивость российских преобра­зований 90-х годов. Перспективы духовного и культурного прогресса страны напрямую зависят от успеха начатых реформ.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!