В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 75 страница
14 марта 1978 г. Л. И. Брежнев поставил на письме резолюцию: «Секретариату ЦК. Прошу рассмотреть с последующим рассмотрени- ем на ПБ». Однако «интернационалисты» из Политбюро проигнори- ровали острейшую проблему, расценив ее не «уклоном», как в извест- ные времена, а «идейно-политической ошибкой». Главное же в реше- нии — ни в коем случае не допустить широкого обсуждения выдвинутой писателем проблемы. Постановление было секретным. В нем значи- лось: «Разъяснить т. Шолохову действительное положение дел с раз- витием культуры в стране и в Российской Федерации, необходимость ' более глубокого и точного подхода к поставленным им вопросам в высших интересах русского и советского народа. Никаких открытых дискуссий по поставленному им вопросу о русской культуре не от- крывать». Русофобия правящего режима выражена в «крылатой фразе» Ю. В. Андропова: «Главная забота для нас — русский национализм; диссиденты потом — их мы возьмем за одну ночь». В записке, направ- ленной им в ЦК партии в 1981 г., «русизм» квалифицировался как опасная тенденция в настроениях части интеллигенции, выступающей под лозунгом защиты русских национальных традиций. Руководству партии внушалось, что «демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятников старины, за спасение русской нации прикрывают свою деятельность откровенные враги советского строя». В пособники этих врагов, по логике записки, можно было зачислить многих замечательных русских писателей, ставивших вопросы: о вечных ценностях России; о духовной природе русского человека; о необходимости отдать должное православию; о великих достижениях предков. Среди писателей, творчество которых стало истинным украшением русской литературы, помимо классиков Леонова и Шолохова, выделяются: «Мощный, суровый, эпичный Федор Абрамов. Возвышенно-поэтический Василий Белов. Пронзительный, щемящий Виктор Астафьев. Драматичный Валентин Распутин. Мягкий, лиричный Евгений Носов. Сергей Залыгин — тонкий и умный. 548 Блестящий эссеист Владимир Солоухин». Николай Рубцов, поэзию которого «надо нам свято хранить!., он единственный. Другого нет!» (Свиридов Г. В. Музыка как судьба. М., 2002). Вразрез с официальной идеологической линией и с известным уклоном к либерализму в рассматриваемый период вели свою деятельность режиссеры М. Захаров, О. Ефремов, Г. Товстоногов и другие деятели культуры, предлагавшие свой взгляд на смысл жизни и роль в ней интеллигента. Идейное противоборство в литературе и художественной жизни страны в 60—80-е годы проявлялось и в иных формах, н частности — в диссидентских движениях консервативно-охранительного и либерально-разрушительного свойства. Диссидентские движения. Идейную и организационную оппозицию власти в условиях «развитого социализма» составляли разномаст-11 ые в идейном отношении диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. сла-пннофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины XX столетия это были русофильские (почвеннические) течения, в их консервативном и либеральном вариантах, и новые западники. Разновидностями последних течений были либерально-демократические, социально-демократические и евро-коммунистические потоки. В диссидентстве различались также националистические, религиозные, экологические и другие течения. Известное единство движению в целом придавали активное неприятие сложившихся в стране порядков захваченными движением людьми, стремление к свободе и правам человека. Со временем движение приобретало все более выраженные черты антикоммунизма и ннтисоветизма. Именно с этой, наиболее радикализированной частью диссидентского движения в конце 80-х годов объединилась значительная часть партийно-советской элиты. Программные лозунги диссидентов, по существу, стали официальными. Власть сама встала на путь обличения своих пороков. Ее объединение с «широкой общественностью» в едином стремлении кардинально «исправить» пороки социалистического строя стало главной причиной ликвидации строя и разрушения СССР. В 1994 г. Администрация Президента РФ издала материалы научно-практической конференции, приуроченной к 73-летию со дня рождения А. Д. Сахарова (1921 — 1989). В книге «Слово о Сахарове» помещено обращение Б. Н. Ельцина. Выступивший на конференции руководитель Администрации С. А. Филатов целиком отождествлял существующую пласть с участниками возглавляемой Сахаровым ветви диссидентства и теми его учениками, «кто взял на себя тяжкую обязанность реали-ювать многое из того, о чем Андрею Дмитриевичу мечталось». «Тем Польшая ответственность, —- говорил Филатов, — лежит на нас, на людях, кому выпало сегодня осуществить то, о чем мечтал Андрей Дмитриевич Сахаров... Да помогут нам выполнить эту нелегкую мис- 549 сию опыт Сахарова, мысли Сахарова, идеи Сахарова и чувства Сахарова». Такие исполненные в культовой манере речи красноречиво характеризуют официальную оценку исторической роли одного из диссидентских течений. В диссидентстве социал-демократического направления, смыкавшегося с либеральными течениями в неприятии национально-патриотической перспективы развития страны, наибольшую известность приобрели братья — историк и биолог Р. А. и Ж. А. Медведевы. Под их влиянием зарождалось вольномыслие А. Д. Сахарова. Из национально-либеральных, почвеннических течений общественной мысли и диссидентства наибольшим антисоветизмом выделялись А. И. Солженицын и И. Р. Шафаревич. Менее радикальными были разрозненные национально-патриотические течения консерва-тивно-государственнического и социально-культурного склада, лидерами которых были И. В. Огурцов, В. Н. Осипов, Л. И. Бородин и др. В «реальном социализме» они не видели почти ничего ценного, но и не поддерживали диссидентов, которые «целились в коммунизм, а стреляли в Россию*. Начиная с середины 60-х годов в диссидентском движении выделяется несколько этапов; становление (1964—1972); кризис (1973—1974), международное признание и расширение деятельности (1974—1979); сужение движения под ударами репрессий (1980-1985). Р. А. Медведев с 1964 по 1970 г. ежемесячно выпускал тиражом 20-40 экземпляров самиздатские материалы, опубликованные в 1972 в Амстердаме под названием «Политический дневник». К. 1968 г. он закончил работу над книгой «К суду истории», в которой рассматривал преступления Сталина. В 1969 он был исключен за нее из КПСС. В 1971 г. книга издана за рубежом. В 1972 г. там же увидела свет его книга — «Социализм и демократия». Эти книги и дневник принесли автору широкую известность «независимого специалиста» по вопросам внутренней и внешней политики СССР. Либеральное западничество дало о себе знать выпуском в 1965 г. в Москве самиздатского журнала «Сфинксы» (редактор В. Тарсис), публикацией за рубежом и распространением в СССР гротескно-сатирических повестей о социальных и психологических феноменах тоталитаризма А. Д. Синявского («Суд идет», 1959; «Любимов», 1963) и Ю. М.Даниэля («Говорит Москва», 1962; «Искупление», 1964). «Литературная газета» назвала эти произведения, опубликованные под псевдонимами А. Терц и Н. Аржак, самой настоящей антисоветчиной, вдохновленной ненавистью к социалистическому строю. КГБ квалифицировал их как «особо опасные государственные преступления». В сентябре 1965 г. писателей арестовали. 5 декабри 1965 г. на Пушкинской площади в Москве состоялась первая за многие десятилетия несанкционированная демонстрация пол правозащитными лозунгами: «Требуем гласности суда над Синявским 550 и Даниэлем!», «Уважайте Советскую Конституцию — наш Основной 'Закон!» Одним из организаторов демонстрации был математик и поэт А. С. Есенин-Вольпин (сын поэта С. А. Есенина). Этот день принято считать началом правозащитного движения в СССР. В феврале 1966 г. Тарсис, выехавший в Англию, был лишен советского гражданства; в Москве состоялся суд над Даниэлем и Синявским, обвиненными по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда, направленная на подрыв или ослабление Советской власти». В защиту обвиняемых поступило 22 письма от «общественности». Подписали их 80 человек, главным образом члены Союза писателей (более 60). Одними из первых на защиту выступили В. Аксенов, Г. Вла-димов, А. Вознесенский, В. Войнович, А. Гладилин и др. Подключившиеся к защите А. Гинзбург, редактор журнала «Синтаксис» (1959— 1961), и поэт Ю. Галансков (первый составил сборник документов по делу опальных писателей, второй включил в самиздатскии альманах Феникс-66» «криминальную» статью Синявского «Что такое социалистический реализм») были в свою очередь арестованы. Их осуждение I)ызвало новую петиционную кампанию в начале 1968 г. Наиболее известными событиями истории либерального диссидентского движения стали суд над 21 участником Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа, крупнейшей за историю движения подпольной организации во главе с И. В. Огурцовым (февраль—декабрь 1967), и начало (апрель 1968) выпусков самиздат-ского правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий». Она ныпускалась 15 лет (последний, 64-й номер вышел в 1983). Ее составители (в их числе московская поэтесса и переводчица Н. Горбаневская И др.) стремились фиксировать все случаи нарушения прав человека в СССР, а также выступлений в их защиту. Хроника содержала инфор-мицию о национальных движениях (крымских татар, месхов, прибалтов), религиозных (православных, баптистов) и др. За издание и распространение «Хроники» в декабре 1974 г. был ирестован и осужден на 7 лет заключения в лагере строгого режима и 3 года ссылки кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Московской рыбоводно-мелиоративной опытной станции С. А. Ковалев. Впоследствии он стал депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ, в 1993-1996 гг. был членом Президентского совета, уполномоченным Государственной думы по правам человека (январь 1994 — март 1995) и кавалером ордена «Рыцарь чести Ичкерии» за осуждение ввода российских войск для наведения «конституционного порядка» в Чеченской республике в декабре 1994 г. Большую роль в развитии диссидентства сыграли публикация в •самиздате» в июне 1968 г. работы А. Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (ли-fn-рально-западническая программа движения и фактически план перши о этапа горбачевской «перестройки»); демонстрация протеста про- 551 тив ввода войск в Чехословакию и суд над ее участниками (25 августа, октябрь 1968); исключение в ноябре 1969 г. А. И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов «В круге первом» и «Раковый корпус», присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970). «Нобелевская лекция» Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении. В этой связи он писал: «Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: "Нации — это богатство человечества..." — это было воспринято всеоб-шеодобрительно... Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, — это было с яростью объявлено великодержавным национализмом... За русскими не предполагается возможность любить свой народ, не ненавидя других». Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм. Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавшихся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над «самолетчиками», безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой террористической акции и арестами среди сионистской молодежи в ряде городов страны. Однако вся эта история, вместо того чтобы пресечь эмиграцию, привлекла внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Властям пришлось пойти на уступки и с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения, с учетом же детей (до 18 лет) их численность превысила 360 тыс. Почти 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматически получавшие статус беженцев при въезде в США и Канаду. Согласно переписям, численность еврейского населения в СССР сократилась с 2151 тыс. человек и 1970 г. до 1762 тыс. в 1979 и до 1154 - в 1989. Громкий «самолетный процесс» не мог не привлечь внимания властей и общественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации а 1973 г. представители некоторых государств в ООН пытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. На XXV1I1 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в резолюции от 14 декабря 1973 г. впервые проводилась аналогия между южноафриканским расизмом и сионизмом. Широкая дискуссия вокруг этих проблем была развернута представителями развивающихся стран на XXX сессии Генеральной Ассамблеи. Особенной резкостью отличались вы- 552 етупления представителей Судана и Уганды. Президент Уганды И. Амин Лада, осуждая постоянную поддержку Израиля Соединенными Штагами, объяснял ее тем, что «такая могущественная нация, как Соединенные Штаты Америки, находится во власти сионистов». СССР способствовал принятию в ООН внесенного проекта резолюции,осуждающего сионизм. 10 ноября 1975 г. резолюция 3379 была принята вопреки попыткам представителей Израиля и США не допустить этого. Она определяла, что «сионизм является формой расизма и расовой дискриминации». После упразднения СССР резолюция отменена. Процесс над угонщиками самолета показывал, что значительная часть «правозащитников» использовала правозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и других далеких от прав человека идей. Позднее об этом откровенно поведала известная «привоза-шитница» В. И. Новодворская: «Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идеюш таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. ')га идея отслужила свое, и хватит врать про права человека и про правозащитников» (Правда. 1994. 30 ноября). Однако именно в 70-х годах правозащитное движение становится одним из главных составляющих диссидентского движения в СССР. I) ноябре 1970 г, В. Н. Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли академик А. Д. Сахаров и член-корреспондент АН СССР И. Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973. В 1973 г. возникла русская секция «Международной амнистии». Ее председателем стал док-юр физико-математических наук В. Ф. Турчин, секретарем — молодой физик из академического Института информации А. Н. Твердохлебов. В диссидентском движении большой удельный вес занимала еврейская проблематика, связанная главным образом с оживлением сионизма в Советском Союзе. Значительной была и доля евреев среди участников диссидентского движения. «Все евреи — диссиденты, все диссиденты — евреи» — эти слова были распространенным присловьем в интеллигентских кругах. Наиболее существенным в этом дисси-цепгстве было то, что оно в основном противоречило русскому нача-цу. По словам публициста Т. Глушковой, «здесь никогда не было опоры на традицию, национальную традицию (и тем самым культуру), а ии одни лишь "хельсинкские" и тому подобные соглашения Мы увидим борьбу с точки зрения западных ценностей, не менее, а более чуждых, враждебных русскому духу, чем даже здешний коммунистический интернационализм или атеизм». Диссидентство, сопровождавшееся оживлением сионизма в Советском Союзе, стало дополнительном пишей для антисемитизма, также оживившегося к 70-м годам, Летом 1972 г. были арестованы известные диссидентские деятели II Якир (сын репрессированного в 1937 г. командарма И. Э. Якира)и И Красин (внук известного политического деятеля Л. Б. Красина). Во ирсмя следствия арестованные согласились сотрудничать с КГБ. Результа- 553 том стали широкая волна новых арестов и заметное затухание диссидентского движения. Его новый подъем во многом связан с появлением на Западе в 1973 г., а затем и в «самиздате» солженицынского «опыта художественного исследования» государственной репрессивной системы под названием «Архипелаг ГУЛАГ», его статьи «Жить не по лжи». 5 сентября 1973-го А. И. Солженицын написал «Письмо вождям Советского Союза», в котором предлагал выход из двух главных опасностей, угрожающих нам в период ближайших 10—30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось ни много ни мало, как отказаться от марксистской идеологии, «отдать ее Китаю». «Темный вихрь» этой идеологии, по словам писателя, «налетел на нас с Запада... и если теперь сам утягивается дальше на Восток — так пусть утягивается, не мешайте]» Самим же нам предлагалось разумно, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть «старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь», и уже не повторять ошибок конца войны, когда мы «снова вытащили Передовое Учение из нафталина». Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободить русскую юность от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, мягких для человека, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй, отказаться от невыполнимых и ненужных нам задач мирового господства. Все это писатель полагал возможным осуществить за 3-10 лет. По изучении письма «вожди» в январе 1974 г. решили привлечь писателя к уголовной ответственности «за злостную антисоветскую деятельность», а затем — лишить гражданства и выдворить за пределы страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А. Гинзбург. Помогать было кому. "in 1967-1974 гг. к уголовной ответственности за антисоветскую агим цию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов. В 1974 г. А. Д. Сахаров написал работу «Тревога и надежды», в кит рой стране и миру было представлено видение академиком будущий мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать -ли го он полагал конвергенцию двух систем. «Я считаю, — писал он. особенно важным преодоление распада мира на антагонистичесми группы государств, процесс сближения (конвергенции) социалист ческой и капиталистической систем, сопровождающийся демилим ризацией, укреплением международного доверия, защитой челоис ческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом н 554 I демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой жономику смешанного типа, соединяющую в себе максимум гибко-сти, свободы, социальных достижений и возможностей общемирового регулирования». Последующие его работы показывают большое своеобразие пред-ставлений Сахарова о способности СССР внести какой-либо вклад в конвергенцию. Об истории своей страны академик писал, что она «полил ужасного насилия, чудовищных преступлений», «пятьдесят лет назад рядом с Европой была сталинская империя — сейчас советский тоталитаризм». Он выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории. Сахаров полагал, что ужасы Гражданской войны и раскулачивания, голод и репрессии в равной мере коснулись и русских и нерусских народов, а такие акции, как насильственная депортации, геноцид и подавление национальной культуры, — «привилегия именно нерусских». Он не соглашался с утверждениями Солженицына о том, что дореволюционная Россия жила, «сохраняя веками свое национальное здоровье». Не лед за русофобами он повторял: «Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к иноземцам и иноверцам, я считаю не здоровьем, а величайшей бедой». Сахаров-ское отношение к стране отличало выдвижение им на первый план Ирана на эмиграцию. Свободный выезд из страны он считал самым главным демократическим правом ее граждан.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!