Милосердие и сострадание как религиозно-идеологические ценности
Социальная опека и социальная реабилитация всегда имела под собой некоторое идеологическое обоснование. Прежде всего, такое обоснование подкреплялось моральными нормами. В качестве идеологического обоснования использовались и религиозные нормы и правила. Религиозное обоснование можно по праву отнести к числу наиболее древних.
Возрождение человека и человечества немецких философ Макс Шелер связывает с апелляцией к абсолютным ценностям христианской этики. Эти ценности независимы от человека, они вечны; человеку необходимо лишь их познать и следовать им в жизни.
В связи с этим М. Шелер подверг критике этику Канта. Он считает ее формальной по своей сути, поскольку она призывает выполнить долг, не объясняя, а в чем же он состоит. По мнению Шелера, сознания обязанности отнюдь недостаточно. Он снова возвращается к категории любви. Подлинная этика – это этика любви.[7]
С древнейших времен религия уделяла и уделяет внимание тем проблемам, которые сегодня объединены понятием социальная работа. В Священных Писаниях и Преданиях, в религиозном праве иудеев, буддистов, христиан, мусульман, других религий находим слова: «бедный», «больной», «сирота», «вдова», «старый», «пришелец». Здесь же прямые или косвенные предписания, как относиться к ним.
Без особого преувеличения можно утверждать, что социальная работа как особый вид человеческой деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а иногда и сохранить свою жизнь, зародилась и в значительной мере продолжает существовать в рамках религиозных сообществ и организаций.
|
|
В составе религиозной антропологии – теологического учения о человеке, его при роде, причинах появления у человека добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, о смысле жизни и смерти и многом другом - затрагиваются и вопросы возникновения, существования и условий исчезновения явлений, становящихся объектом социальной работы.
Религия учит людей оказывать помощь и услуги людям, попавшим в беду, больным, нищим, сиротам, всем, кто нуждается помощи.
В одних религиях существует традиция обязательных сборов на эти цели, в других – добровольные.
В исламе, садака (милостыня) является одним из пяти обязательных столпов мусульманина, представляет собой отчисления определенной части доходов имущими в пользу неимущих или искупительный штраф, идущий на благо творительные цели.
Право на получение садаки имеют инвалиды, бедняки или те, кто несет расходы сверх своих возможностей, например, содержит неимущих родственников.
|
|
Идея оказания социальной помощи незащищенным категориям граждан имеет свои корни в православной идеологии.
По свидетельству летописцев, крещение Руси началось в 988 году, когда киевская дружина вернулась в Крым из похода, завершившегося взятием Херсонеса. Возглавив этот поход, князь Владимир дал слово в случае его успешного завершения принять христианство. По возвращении в Киев он повелел строить церкви в тех местах, где раньше стояли кумиры. Несмотря на сопротивление народа, принимавшее форму нe только двоеверия, но и восстаний, христианское учение постепенно входило в его сознание. Оно составило основу практической деятельности Владимира, оказавшегося истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там свой голод и брать из казны деньги. А для поддержки больных и престарелых, которые не могли сами дойти до княжеского двора, Владимир повелел развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. В своем милосердии, вытекавшем из христианского учения, Владимир дошел до того, что отменил смертную казнь, которая существовала при Игоре и Святославе. Только под давлением своего окружения, обеспокоенного ростом преступности, он вновь стал казнить убийц, а не взимать с них денежный штраф.
|
|
Церковный устав, составленный князем Владимиром, возлагал заботу о нуждающихся на высшее духовенство, к которому относились митрополит и другие епископы. Он положил начало церковной благотворительности на Руси.
В Ветхом завете предписывается Богом: «...Повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». (Втор. 15:11).
Среди важнейших христианских догматов о милосердии особое значение имеют труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студина. Идеи этих православных мыслителей оказали большое влияние на состояние общественного сознания в вопросах помощи, поддержки, призрения.
Милосерие связано с «болезнованием», состраданием к ближнему. «Милосердствуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение. Кто прежде восхищался красотой и свежестью своего тела, и потом повреждён обезображивающими болезнями».
Милосердие есть проявление Божественного начала, которое уподобляет отдельную личность Божественной Сущности: «что если кто, будучи человеком, делается милостивым, то он сподобляется Божия блаженства. Достигнув того, чем именуется Божество» (Григорий Нисский).
|
|
Иоанн Златоуст говорит: «Человек... более всего должен учиться милосердию, ибо оно делает его человеком». Он считает, что в акте милосердия нет границ: « Хотя бы даже язычника мы увидели в несчастии, и ему надобно оказать добро, и вообще всякому человеку, находящемуся в несчастных обстоятельствах». Он выделяет разные уровни помощи – духовные и телесные: «питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника в дом принять и успокоить, погребать умерших в убожестве».
Григорий Богослов говорил: « Заслужи предпочтение перед ближним твоим тем, что ты его благотворительнее».
Христиан призывают нe превращать подаяние в показное действие: «У тебя жe, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя нe знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне». (Мф. 6:2--4).
В христианстве существует также традиция, идущая от Апостола Павла, сбора добровольных пожертвований для милосердных деяний церкви в пользу нищих и бедных.
В целом, религия как социальный институт, по отношению к социальной работе выполняет ряд важных функций: мировоззренчески обосновывает природу объектов социальной помощи и необходимость оказания такой по мощи нуждающимся; объясняет смысл подобных деяний; консолидирует, сплачивает усилия людей, участников социальной работы; психически утешает и укрепляет нуждающихся; способствует личной и социальной идентификации тех, кто социально беззащитен, и тех, кто должен участвовать в социальной работе; осуществляет социальное управление, контроль за распределением no мощи и услуг; адаптирует людей к болезням, нищете, другим природным и социальным невзгодам.
Таким образом, религиозная идеология всегда оказывала и продолжает оказывать свое влияние на формирование и существование идеи помощи ближнему.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 800; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!