Все эти положения о ценностях и ценностных ориентациях справедливы для любого вида профессиональной деятельности, включая, конечно, и социальную работу



Место и роль ценностей в социальной работе

 

Социальная работа, как нормативная деятельность, непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, «хорошим» или «плохим» и т.д.

 

Процесс оказания помощи почти всегда призван помочь клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность.

Социальный работник нe может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя пo отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения.

По сути, социальному работнику необходимо согласовать, гармонизировать, с одной стороны, ценности культурной эпохи, ценности конкретного народа, ценности общества, государства, а с другой – индивидуальные ценности клиента как представителя определенной социальной среды (группы) и отдельной личности. При этом нельзя забывать, что социальный работник также имеет собственные ценности.

Социальный работник может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы.

 

Общение с социальным работником – это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном.

Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования – развитие того, что соответствует социальной норме.

Возникновение социальной работы обозначило фундаментальную смену идеологической парадигмы, произошедшую в общественном сознании в XIX-ХХ вв., – вниманием к человеческой личности. Социальная работа стала своего рода гуманизмом в действии. Социальной работе было предназначено гуманизировать урбанизированное, технологическое массовое общество и его институты.

Сама идея социальной работы символизировала собой компромисс между индивидуалистическими и общественными ценностными ориентациями, выражающимися в противопоставленности эгоцентризма и альтруизма, конкуренции и сотрудничества, принципа опоры только на себя и принципа взаимопомощи, индивидуальной свободы и социального контроля.

Это нашло свое отражение в двойственности профессиональных ценностей социальной работы. Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический подход «или-или». Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться пo принципу «как то, так и другое».

 

Система профессиональных ценностных ориентаций социальной работы учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.

 

Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным, и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества – она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.

Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают исследователи, это:

1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;

2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это нe ущемляет прав других;

3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.

 

Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющегося с незначительными изменениями в ходе всей истории социальной работы: благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека.

 

Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких, например, категорий, как польза, законность, справедливость, самостоятельность, ответственность и т.д. В свою очередь. Социальный работник должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы ero культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.

 

Согласно исследованиям иерархия ценностей пожилых людей выглядит следующим образом: на первом месте находится здоровье, на втором – семья, дети, на третьем – стабильная спокойная старость. Затем с большим отрывом идут: мир в стране, друзья, уважение окружающих, чистая совесть.

 

Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которот проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Если различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента окажутся слишком значительными, включаться в открытое договорное и осознанное общение клиенту будет очень сложно. В этом случае процесс работы имеет мало шансов на успех.

С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам нe до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.

 

Признание ценностной сущности социальной помощи привело к расширению осознания и большей честности в понимании того, чтоже действительно происходит в процессе оказания помощи людям. Но, как оказалось, последовательная ценностная профессиональная рефлексия приводит к неприкрытым противоречиям и столкновениям в системе моральных и этических установок, с которыми социальные работники имеют дело в своей повседневной деятельности.

Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самоro себя.

Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности пo отношению к тем, кто нe соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто «иной». Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.

 

Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия с гуманистическими ценностями.

 

Размышления над ценностными ориентациями должны рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников.

Социальные работники нa протяжении длительного времени проявляли явное стремление к ценностному самоопределению и особое внимание к ценностной рефлексии.

Ha ранних этапах становления профессии социального работника часто представляли как человека, который из христианских побуждений «делает добро» и оказывает необходимые услуги, выступая в качестве морального агента общества. Долгое время социальная работа рассматривалась, главным образом, как своеобразная прикладная социальная и этическая философия, ищущая научно-рациональные основы и методы совершенствования социального порядка. Социальные работники надеялись, что, используя научно обоснованные теории и методы, смогут реализовать гуманистические идеалы в обществе, оставаясь при этом добросовестными функционерами, обеспечивающими повседневную практику системы социальной поддержки и помощи в сложной и иерархичной системе общественного разделения труда. Частично это оказалось возможным благодаря автоматическому перенесению общефилософских и этических законов профессии в систему практических принципов.

В то же время довольно долго проблемы ценностной регуляции социальной и психологической помощи находились на периферии. Это объяснялось стремлением социальных работников к построению объективной и безоценочной в морально-этическом плане практики, ориентированной нa классические идеалы научности. Такой подход – реакция нa патерналистский морализм, характерный для первых социальных работников и филантропов, действовавших в рамках благотворительных организаций. Работники, занимавшиеся благотворительностью нa начальных этапах становления профессии, часто были склонны возлагать вину за бедность, нищету, социальные девиации на дефекты нравственного сознания (например, на недостаток трудолюбия), присущие бедным, и полагали, что они нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании.

Позднее профессиональная система ценностных ориентаций и этических принципов деятельности социальных работников стала предметом широкого обсуждения. Профессиональное сообщество социальных работников пришло к пониманию того, что любая модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и консультирования, обязана сознательно определить свою ценностную позицию в контексте основных общечеловеческих ценностей добра, пользы, свободы, ответственности, блага. Причем речь должна идти даже не столько о человеческой позиции социального работника и нe о ценностной рефлексии уже сделанного, сколько о том, что ценностная установка должна стать неотъемлемой от самого процесса социальной помощи.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 885; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!