Характерные черты иррационализма



§ Иррационализм противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический: понять истинную ценность того или иного явления может только человек. Человека отличает от животного не разум и не способность к понятийному мышлению, а способность к нравственной оценке. (ирр. выступает против установки рационализма, что окружающий мир является родственным человеку, что природа доступна мыслящей субстанции, и познание может дать целеуказание и ориентиры для человеческой деятельности; неустойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания; иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира, с точки зрения его представителей, основание бытия неразумно)

§ При решении гносеологических проблем решающее значение придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания. В качестве наиболее адекватных средств постижения сущности реальности принимаются интуиция, вера и т.д..

§ Человек субъективно-заинтересован в целях и задачах своей деятельности, поэтому важными для него являются ответы на вопросы: "что означает эта вещь", "какой цели она служит" --- человек является мерилом всего бытия.

§ В наиболее крайних формах на передний план выступают понятия, которые не могут дать образов внешнего мира, лишь отражающие субъективные переживания личности: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь и т.д..

§ В объективно-идеалистических разновидностях иррационализма (Шопенгауэр, Бергсон) производится онтологизация эмоционально-волевых структур человеческого бытия; в субъективно-идеалистической разновидности иррационализма (Дальтей) человеческая субъективность, индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия.

§ Основную задачу философии ирр. видит в определении норм построения субъективного мира личности и утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни, а не в познании законов объективности мира. Свои усилия иррационалисты направляют на субъективно-субъективные отношения; человек рассматривается ими, как субъект общения (коммуникации)

Основные направления

§ Волюнтаризм (Шопенгауэр): началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его системе как бесконечное стремление, "Она безосновна", "вне причинности, времени и пространства"; "Воля это внутренняя сущность мира". Все сущее: природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли.

§ Философия жизни (Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Дальтей): началом мироздания является "жизненный порыв" - необузданный поток инстинктов, которому дается то натуралистическая, то социальная интерпретация; "жизненный порыв" проходит через различные материальные образования и завершает свое движение, воплотившись в человеке.

§ Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр) сущностной характеристикой бытия объявляет процесс индивидуального переживания - экзистенцию.

·  Русская философия.

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

· сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

· специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);

· целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

· большая роль проблем морали и нравственности;

· конкретность;

· широкое распространение в массах, понятность простому народу.

· Основы предмета русской философии составляли:

· проблема человека;

· космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

· проблемы морали и нравственности;

· проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

· проблема власти;

· проблема государства;

· проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

· проблема будущего.

 

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

§ период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

§ философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

§ философия XVIII в.;

§ философия XIX в.;

§ русская и советская философия XХ в.

Основные школы и направления

· Западничество

Славянофильство (Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот “русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

· Народничество

· Почвенничество

· Анархизм

· Космизм

· Толстовство

· Софиология

· Евразийство

· Марксизм-ленинизм

 

Философия и медицина.

 

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

Медицина, как предмет соответствующей философской рефлексии, – «это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека»

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.

Всё это не могло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские системы и научная медицина никак не смогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.

Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».

Данной способностью медицина обязана философии, снабдившей ее специальным (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. Без медицинских и философских знаний сегодня в принципе не могут нормально функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система образования и спорт, культура и так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1073; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!