Буддийская нравственность предполагает реализацию в поведении пяти принципов, состоящих в воздержании от убийства, воровства, распущенности, лжи и горячительных напитков
Философия в жизни современного человека.
философия - это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.
|
|
Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
· Структура философии
Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
В состав философии входят:
§ теоретическая философия (систематическая философия);
§ социальная философия;
§ этика;
§ эстетика;
§ логика;
§ история философии.
Основными частями теоретической философии выступают:
§ онтология — учение о бытии;
§ гносеология — учение о познании;
§ диалектика — учение о развитии
§ аксиология (теория ценностей);
§ герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
|
|
Мировоззрение: философия, религия, мифология
Осн вопросы миовоззрения: возникновение жизни, происхождение вселенной, земли, человека, объяснение природных явлений, поступки, судьба, нравственно-этические проблемы.
Философия – особый научно-теоретический тип мировоззрения, отличается от религиозного и мифологического: 1. Основана на знании, 2 логична(системна), 3 опирается на четкие понятия и категории, 4. Рефлексия
3 стадии мировоззренческой философии: 1. Космоцентризм(все сущее зависит от космоса), 2. Теоцентризм, 3. Анторпоцентризм
· древняя индия и древний китай
ИНДИЯ.Периоды: 1. Видийский, 2 классический, 3 послеклассический
Системы: 1.ортодоксальная (виданта, санкхья, йога, ньяя, вайшайшика) 2.неортодоксальные (буддизм, джайнизм)
|
|
Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т. е. к “нирване”.
В тридцать пять лет он прочел свою первую проповедь, которую называют “Первым поворотом колеса Диармы”. Свой путь Будда назвал срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм, предполагающий стремление к удовольствиям, как односторонние крайности. В этой проповеди он провозгласил “Четыре Благородные Истины”.
Суть их сводится к следующему:
§ вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;
§ причина страданий — стремление к удовольствиям;
§ прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;
§ ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.
Будда, подобно врачу, обнаруживающему болезнь, предлагает ее лечение. В четырех истинах, провозглашенных Буддой, содержится диагноз и рецепт болезни, поразившей бытие людей. И хотя этот диагноз и рецепт звучат незамысловато, но они заключают в себе глубокое философское открытие.
|
|
Буддийская нравственность предполагает реализацию в поведении пяти принципов, состоящих в воздержании от убийства, воровства, распущенности, лжи и горячительных напитков.
Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой — карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Веданта.Учит о возникновении мира из брахмана(вечное сущее)
Санкхья. Проповедует теистический плюрализм(много религий в одно время, никак не взаимодействующих между собой).
Вайшешика.враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии. цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания
КИТАЙ,
Религиозно-мифологическое мировоззрение. Все в мире зависит от предопределения Неба, главным правителем которого считался Шам-Ди. Ему повиновались множество богов и духов, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами, рыбами или были полулюдьми. Волю неба можно было узнать через гадания и предзнаменования.
6 основных школ: 1. Даосизм (вселенная –источник гормонии, поэтому все в мире прекрасно в своей естественности) 2. Конфуцианство (правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви) 3. Моизм (идея всеобщей любви, все должны печься о взаимной пользе) 4. Школа имен (несоответствие названий сущности вещей ведет к хаосу) 5. Школа ин-ян (ин-физическое составляющее человека, ян-свойства и функции тела)
· философия Античности
подразделяется на Древнегреческую и Древнеримскую.
Периоды: 1. Натурфилософский (проблема устройства мира, проблема первоначала, Пифагор, таблица 10ти противоположностей) 2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу, софисты и Сократ) 3. Классический (период большого синтеза, создание 1х философских систем, Платон и Аристотель) 4. Иллинистический (центр перемещется из Греции в Рим, проблема счастья) 5. Религиозный (развитие неоплатонизма, +проблема религии) 6. Возрождение христианской мысли (монотеистическая религия)
· философия Средневековья
теоцентричность взглядов, креационизм. Философия – служанка теологии (доказательство бытия Бога)
2 направления: 1. Патристика (апологетика, обоснование оправдания христианской религии) 2. Схоластика (учение о соотношении веры и разума)
· философия Нового времени.
Развитие естествознания, астрономии, математики, механики.
Учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Бэккон, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц
Большое внимание проблеме бытия и субстанции, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
2 подхода к понятию субстанции: 1. Онтологический (предельное основание бытия, Бэкон) 2. Гносеологический (необходимость для научного познания, Локк)
Большое значение гносеологии: рационализм, эмпиризм. Принцип методического сомнения
· Немецкая философия
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель
Общие черты: 1 своеобразное понимание роли философии в истории человечества, философия как критическая совесть культуры
2. Исследование не только человеческой истории, но и человеческой сущности (у Канта человек рассматривается как нравственное существо, Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного)
3. Все представители относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей (Кант выделял гносеологию и этику, Шеллинг натурфилософию и онтологию, Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, фил истории, права, морали, государства)
4. Целостная концепция диалектики (Кант диалектика границ и возможностей человеческого познания, Фихте – исследование творческой активности я/взаимодействие я и нея)
5. подчеркивание роли философии в разработке проблем гуманизма
· Марксизм
В своей философской системе К. Маркс исходит из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще», по Марксу, является свободная, творческая, сознательная, целесообразная преобразующая деятельность.Практика оказывается фундаментальным способом человеческого (как индивидуального, так и общественного) бытия.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:
•на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их волипроизводственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
• производственные отношения, уровень производительных сил образуютэкономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации— первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
• способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
· Фрейдизм.
Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.
Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.
На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.
В медико-психологическом отношении основным стержнем фрейдизма является теория сексуальности. Половое влечение и удовлетворение сексуальной потребности, по Фрейду, проявляется уже в детстве и в значительной мере определяет структуру личности, включая не только половое влечение, но и такие "несексуальные" чувства, как любовь к самому себе, родительская и сыновья любовь, дружба, любовь к человечеству в целом и даже привязанность к конкретным предметам и приверженность к тем или иным абстрактным идеям. При этом сексуальность, равно как и инстинктивные сексуальные импульсы (половой инстинкт), понимается как проявления либидо — психической энергии и влечения к жизни.
Большую роль в диагностике болезненных проявлений в психике Фрейд отводил символике, свободным мыслительным ассоциациям, толкованию сновидений, выявлению впечатлений детства, вытесненных и замещенных импульсов-желаний, амбивалентных чувств и тенденций, случайным оговоркам, опискам, ритуальным действиям, совокупно служащим материалом разрабатываемого им психоаналитического метода терапии личности.
· Философский рационализм.
У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Это положение представляет собой соединение двух идей: «я мыслю» и «я существую». Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, кот. обладает протяженностью, и духовной, кот. обладает мышлением). В работе «рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, кот нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:
1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.
Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.
· Философский иррационализм
Иррационализм – группа идеалистических течений, ограничивающих или отрицающих возможности разума в процессе познания. Основой миропонимания считают нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия. Объединяет философские системы и направления, выдвигающие на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, откровение, непосредственное созерцание, интуицию, инстинкт, чувство и т.д.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!