Тема №12. Культура как социальный феномен, как мера развития



Человека.

 

        План лекций:

Общее понятие культуры.

Культура и цивилизация: их соотношение.

        3.Человек, культура, цивилизация.

        4.Культура как социальный организм, как «вторая природа».

 

12.1. Философия рассматривает культуру как часть окружающего мира, созданную человеком. Социальная философия под культурой понимает целостный образ жизни людей, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы.

  Различные определения культуры («образ жизни людей», «духовное наследство», «коллективное знание», « социальные нормы поведения», «матрицы отношений к окружающей среде», «коммуникативные стратегии», «образ мысли», «ментальность как набор духовно-телесных структур» и т.п.) основаны на противопоставлении культурного и природного.

Культура есть универсальный способ или форма существования человеческого сообщества, основанного на 1) создании искусственных произведений, 2) их накоплении и 3) трансляции их содержания.

Отсюда три аспекта культуры и, соответственно, три подхода к ее исследованию:

1. Культура как процесс созидания и творчества, процесс перехода от идеи к ее предметному воплощению;

2. Культура как совокупность накопленной предметности ( ценностей – книг; произведений искусства, фиксированных знаний, техники и пр.);

3. Культура как процесс передачи (трансляции, копирования) содержания созданных образцов, достигнутого уровня знания (в межличностном общении, в системе массовых коммуникаций, в обучении).

В качестве дополнительного можно отметить этап искажения копии образца, превращения ее в симулятор, возникновения масскульта.Общей чертой всех этих аспектов культуры является то, что каждый из них выражает способ достижения понимания.

Размышление о культуре (философия культуры) – одно из самых характерных явлений современной философии. Если первоначально слово «культура» (лат.Cultura и греч. Paideia, tecbne) не имело всеобщего смысла, но обозначало просто «возделывание» и «воспитание», то с каждой новой эпохой(Средние века, Возрождение, Новое время) оно становилось все более универсальным, так что сегодня все классические философские темы (бытие, познание, общество и пр.) в том или ином виде рассматриваются в связи или в контексте идеи культуры. Эта тенденция выражает то обстоятельство, что масштабы человеческой, культурной по существу деятельности приобрели глобальный характер, а совокупность культурных продуктов соотносима с естественными по своему происхождению вещами. Все это вынуждает задуматься о всеобщем (космическом) смысле культурно-созидательной деятельности человека.

Каково отношение искусственно созданных произведений(техники, научных теорий и моделей, произведений искусства) к миру естественных вещей и процессов? Можно ли считать, что искусственно созданные технические устройства, растения и живые организмы, возникновение и расширение ноосферы (сферы разума) есть дальнейшая творческая эволюция мироздания? Или следует сказать словами Ж.Ж. Руссо: «Все совершенно, что выходит из рук Творца, все портится в руках человека»? Исходный и самый неопределенный (негативный) смысл понятия культуры - оппозиция натуре(естественному, природному).Культура есть все неестественное, искусственное, созданное(возделанное) самим человеком. Определить позитивный смысл культуры это означает выявить онтологические основания существования искусственного. В чем смысл человеческой деятельности, когда берется природный материал и формообразуется в соответствии с некой идеей? В оппозиции культуры и натуры можно узнать отношение бытия и сущего, которое в развитии культуры находит свое выражение в антиномиях(противоречиях) культуры. В своем развитии, в результатах своей созидательной силы культура противостоит себе как цивилизация, культура как творчество находится в оппозиции культуре как значимости, культура как совокупность ценностей-культуре как совокупности норм. Если в природе царствуют необходимость и причинно-следственные зависимости, то в культуре-свобода и смысловые отношения. Если природа представляет собой совокупность локализованного в пространстве сущего, то культура есть континуум событий.

 Любая деятельность человека сводится в конечном итоге к производству материальных либо духовных ценностей.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Приятно различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда. Материальная культура охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, быт, уровень образования населения, состояние просвещения, искусство, нравственность, богатство языка, уровень развития интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура воплощается в вещной форме: картины, книги, кино, архитектура, скульптура и т.п. Все эти предметы в отношениях с людьми образуют культуру.

Культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства.

Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его существования и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей, как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.

Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству- они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Культура представляет собой не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Культура-это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека,манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, а также уровень мышления.

К настоящему времени насчитывается множество определений культуры. В истории человеческой мысли термин «культура» понимался как «воспитанность», соответствие идеалом гуманизма и просвещения, следование Разуму. Особое значение это понятие приобрело XVIII в. в трудах французских энциклопедистов. В самом широком смысле слова культура-это то, что создано и создается человеком(материальное и духовное) в отличие от природных вещей и явлений. Культура-это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но она не сводится к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства. Можно, следовательно, говорить о культуре каждого человеческого существа, групп людей, объединенных по возрасту, полу, общественному положению, профессии, религии и т.д., а также о культуре человечества целом. Все это- различные субъекты культуры, соотношение которых исторически изменчиво и подлежит исследованию.

Суть культуры может быть графически представлена в виде треугольника, у основания которого – воспитание и образование (двигатель культуры), а стороны – возделывание, обработка (смысл культуры) и поклонение, почитание (культ как своеобразный тормоз). Культура-это идеал, выполняющий системообразующую роль в технологии общественного производства. Если первый, базовый, слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, второй ее слой – в процессе общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий пласт представлен системой духовных символов. Они имеют форму религиозных догматов и откровений, философских концепций, а так же реализуются в разнообразных формах искусства.

12.2      По своему первоначальному значению понятия «культура» и «цивилизация» являются достаточно близкими по содержанию и во многих случаях могут употреблять как синонимы. Поэтому мы можем, например, одновременно говорить и о греческой культуре, и о греческой цивилизации, имея в виду один и тот же культурный феномен. Однако уже на уровне этимологии данных слов можно заметить отличия, которые используются для обозначения несколько отличающихся друг от друга феноменов.

«Культура» ( от лат. Culture - возделывание, образование, развитие и т.д.) обозначает культивирование (развитие, насаждение) некоторых признаков объекта, которое сознательно осуществляется человеком. Это до сих пор сохраняет свое значение, например, в биологии, где речь может идти о выращиваемых культурах, т.е. сохранении и поддержании в том или ином растении выбранных человеком признаков. В близком к этому значении можно говорить о степени воспитания культуры индивида, то есть привнесения в его сознание некоторых общекультурных норм и традиций, которым он должен следовать в жизни. Относительно общественного развития культура может пониматься более широко, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и самим к себе. Такое понимание культуры позволяет указать на специфический характер деятельности человека, которая носит сознательный и активный характер.

 «Цивилизация» (от лат.Civilis – гражданский, государственный) хотя и может использоваться как синоним культуры, но уже этимологически представляет собой более узкое по содержанию понятие. Можно сказать, что это некоторая особая стадия развития человеческой культуры, которая необходимо связана с обществом и конституируется в форме государства. Именно такое различие цивилизации и культуры было предложено в XVIII в. в философии Просвещения. Цивилизация – это не любое общество, а лишь то, которое строится на разумных началах, т.е. некоторых принципах, сознательно привносимых в его управлении.

Можно выделить две основные линии в трактовке развития культуры, так или иначе связанные с сопоставлением понятий культуры и цивилизации. В универсалистском подходе культура и цивилизация рассматриваются чаще всего как синонимы. Здесь становление человеческой культуры представляет собой единый направленный процесс, что позволяет говорить о ее прогрессе. При этом культура включает в себя результаты как материальной, так и духовной деятельности по созданию совокупности культурных ценностей. В ряде случаев эти два вида деятельности рассматриваются в отрыве друг от друга. В результате появляются концепции, базирующиеся на примате либо духовной, либо материальной деятельности.

Немецкий идеализм (Гердер, Гегель, Гумбольдт, Шеллинг) исходил «из признания множества своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества». Однако объектом исследования здесь становилась прежде всего «сфера духа», и прогресс культуры рассматривался как прирост духовных ценностей и идеалов. Задача философа в этом плане была связана с поиском закономерностей развития духа (духовной сферы), что позволяло выявить все феномены культуры и делать прогнозы ее развития.

Материалистический вариант трактовки развития культуры, напротив, был часто связан с абсолютизацией роли материальной деятельности. Соответственно в некоторых случаях духовная культура здесь сводилась к материальной.

В рамках этого реализуется марксистская модель понимания культуры, для которой характерны большая гибкость и диалектичность, позволяющие объяснять очень многие аспекты развития культуры. Данная концепция базируется на принципе материалистического понимания истории и объясняет культурные феномены и развитие культуры, исходя из определяющей роли производительных сил и производственных отношений. Соответственно вместо чистого (оторванного от общественного бытия) исследования духовной сферы предлагается исследовать ее как определенное отражение тех процессов, которые происходят в самом обществе. Культура здесь выступает как одна из характеристик общества и «выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу». В культуре выделяются два пласта – духовная сфера и сфера материального производства, которые находится в отношении указанной выше субординации и отражают соответствующие виды деятельности производства. К материальной культуре относятся все виды и результаты материальной деятельности. Духовая культура – это сфера сознания.

Поскольку культура представляет собой характеристику некого уровня развития общества, то исторические типы культуры определяются общественно-экономической формацией. Несмотря на относительную гибкость марксистской позиции, признающей относительную самостоятельность развития духовной сферы, тем не менее сама логика данной концепции к целому имеет ряд спорных тезисов.

Противоречие данной концепции заключается в том, что, с одной стороны, декларируется преемственность в развитии культуры и утверждается, что все ценное из прошлого ограничено перейдет в культуру будущего, а с другой – ее жестокость и линейность (неизбежность смены общественно-экономических формаций) фактически разрушает преемственность культурных ценностей.

Цивилизационный подход переосмысливает исторический процесс как становление смену цивилизации.У Н.Я. Данилевского цивилизации, встречающиеся во всемирной истории, представляют собой различные культурно-исторические типы, которые внутри себя объединяются единым языком, представляя собой отдельную самобытность. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Таким образом, не каждый народ способен на данной стадии своего развития выступать в качестве цивилизации. Цивилизация является замкнутым, локальным образованиями. О.Шпенглер закладывает традицию рассматривать цивилизацию как завершающую стадию развития данной культуры, в которой наряду с развитием науки и техники происходят разрушение духовной культуры (литературы, искусства). В результате мир научно-технический, выражающий сущность цивилизации, противопоставляется как нечто бездуховное классической культуре. «Закат Европы» (название главного произведения О.Шпенглера) означает закат классической культуры, основной на античных традициях, и возникновения цивилизации. «Цивилизация – неизбежная судьба культуры… Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они – завершение: они следуют за становлением как ставшие, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение… Они конец, без прав обжалования, но они же в силу внутренней необходимости всегда оказывались реальностью».

Таким образом, для культуры присущ творческий характер деятельности человека, его опора прежде всего на духовные идеалы ценности. Цивилизация – это стадия затухания творчества, когда деятельность людей все в большей степени носит прагматистско-материалестический характер, что «неизбежно ведет к затуханию свободных порывов к вашим ценностям, репродуктивным формам производства, значение приобретает не целостная органичная жизнь, а формализованное, строго упорядоченное и принудительное регулируемое бытие».

Указывается, что одним из проявлений цивилизации (как стадия затухания культуры) выступает тоталитаризм как реализация тенденции на упорядоченность управления, опирающаяся не на духовные ценности, а на ценности, присущие толпе, массе. Не случайно именно в ХХ венке (т.е. в период становление тоталитарных режимов) на базе анализируемой традиции возникает множество концепций, говорящих о «кризисе культуры» (Н. Бердяев, П, Сорокин, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер и д.р.)

Различные культуры и цивилизации при анализе развития общества носят относительный характер. Как правило, это разделение духовной и материальной сфер культуры, которые в зависимости от позиции того или иного философа либо абсолютизируются и противопоставляются друг другу, либо рассматриваются как взаимодополняющие друг друга. В последнем смысле можно, например, говорить, что духовное реализуется через особого рода материальную оболочку – знако-символическую систему. Духовное вступает как содержание, а материальное в знаковой системе – как форма культуры.

При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия.

Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия, с установкой на беспредельное развитие, со сменой целей этого развития. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологии для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Такое представление о цивилизации основано в основном на успехах и достижениях научно-технической революции в странах Запада и на постулатах либеральной демократии.

 В понятии цивилизация заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося в нем. В понятии»человек цивилизованный» как бы пресекаются два типа исторического времени – линейное и циклическое. Все мы – дети всемирной истории, капельки ее океана, но в тоже время каждый человек – представитель культуры своего народа.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!