Тема №7. Диалектико-философское учение о развитии



 

 План лекции:

     1.Диалектика: понятие, сущность, функции.

     2.Структура диалектики: основные категории, законы и принципы.

     3.Детерминизм и индетерминизм.

     4.Альтернативы диалектики.

     5.Основные модели развития.

 

7.1. Уже первые натурфилософы стремились выделить процессы развития в ряду других изменений. Философами Древней Греции давалось несколько значений диалектики:

- Диалектика как методологическое опровержение тезисов про­тивника (Зенон Элейский);

- Диалектикакак самоцель опровержения в софистике и эристи­ке (искусство вести спор);

-Диалектика как «диа» и «лог» - единство опровержения и майевтики (от Сократа) - заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину»;

-Диалектика - метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);

- Диалектика это аналитика и логика возможного, сходная с диа­лектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

- Диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.).

В философии XX в. понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

-Диалектика - совокупность объективных закономерностей и процессов,

действующих в мире в ходе его движения и разви­тия - объективная

диалектика. Часть познанного в этом аспек­те систематизирована в

философском учении (теории), которое и называется диалектикой;

-Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышле­нии человека.

Данный процесс изучается диалектикой мышле­ния, логикой;

-Диалектика - один из всеобщих методов познания, который используется

не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения

подходов к изучению бытия.

Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.

Диалектика в философии- учение о всеобщих связях и разви­тии бытия:природы, общества мышления человека; бытия мате­риального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что определило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Объективная диалектика - это развитие реального мира (при­роды и общества). Субъективная диалектика -это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий), отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вто­рых, теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалекти­ка» (особенно характерная для софистики и эклектики) - это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалек­тика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т.е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектикапонятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики) Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих ре­зультатах, а должны согласовываться между собой.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод. Диалектика те­оретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свою структуру, законы, категории, принципы. Главная проблема диалектики – проблема развития.

Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве, в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Диалектика (дословно - «разговор двоих») - необходимый для философии метод развертывания мысли, умение правиль­но задавать вопросы и ставить проблемы.

Рассматривая, как тот или иной философ ставит вопросы и очерчивает проблему, можно говорить о его собственной диалектике. Важной особенностью диалектического движе­ния мысли является то, что она идет через установление про­тивоположностей (мнений говорящих; мнения и факта; того, что говорится, и того, что имеется в виду. Эта осо­бенность получила приоритетную позицию в гегелевской диалектике и далее в марксизме, которые трактуют диалектику как уче­ние о единстве (и борьбе) противоположностей, а противоречие рассматривается как источник всякого развития. В этой форме диалектика устанавливает свою собственную противополож­ность метафизике. БлагодаряГ. Гегелю диалектика получила онтологическое значение. Гегель видел в ней не только способ мышления, но и способ мирового существования, т.е. бытия. Этого назначения диалектики придерживается материализм.

Основные функции диалектики:

1.Онтологическая:нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

2.Гносеологическая: изучение закономерностей познавательно­го процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3.Логическая: исследование всеобщих форм мышления, прин­ципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

4.Методологическая:разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), на­правляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5.Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.

6.Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении - опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.

7.2. Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой об­разует структуру диалектики. Ее элементы - это категории, за­коны и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих ха­рактеристиках.

Категории диалектики - формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории -материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.

Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических, проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукт познаватель­ной и практической деятельности человечества.

Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное, сущностное в развитии его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает сущность развития. Показывает, что любое целое (предмет, явление или процесс) состоят из противоположных частей. Эти противоположности находятся в постоянной «борьбе». В результате «борьбы» противоположностей происходит разрешение противоречий между ними и как результат - дальнейшее развитие (движение). Единство и борьба противоположных начал-внутренний ис­точник движения и развития всего сущего.

Противоположности - это такие стороны, моменты, пред­меты, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимо­исключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и, при определенных условиях, переходят друг в друга (положительное и отрицатель­ное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материаль­ное и идеальное и др.).

Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое). Суть рассматриваемого закона может быть выражена фор­мулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста­ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, дви­жущей силы их развития.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изме­ненийвскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накоп­ление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространствен­ных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предме­та (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на ха­рактер и темпы количественных изменений (например, превраще­ние одних химических элементов в другие в зависимости от изме­нения величины заряда ядра атома и т.п.).

Закон отрицание отрицаниявыражает направленность, пре­емственность развития и его форму. Важнейшей категорией за­кона является категория «отрицание». Она выражает: а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данно­го предмета, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («сня­тие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвя­заны, но определяющую роль, в конечном счете, играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, пре­емственный, циклический характер развития и его форму: «спи­раль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более вы­сокой основе.

Форма циклического развития - триада: исходный пункт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез; теория - практика - новая теория, и т.п.). Каждый цикл высту­пает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в це­лостном относительно завершенном процессе развития. Закон от­рицания отрицания нельзя представлять как жесткую схему, при­годную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, много­гранный процесс познания.

Важными элементами диалектики являются ее принципы.

Принцип (начало, основа) - фундаментальное теоретическое положение (в диалектике - наиболее общее), отражающее наи­более существенные характеристики реальной действитель­ности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, системности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма, всеобщности развития, всеобщих универсальных связей и др.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны.

7.3 Детерминизм (лат. determine - определяю): а) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи и всеобщей обуслов­ленности всех явлений окружающего мира; б) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность - глав­ное в детерминизме, но она не исчерпывает данное понятие).

Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо, в край­ней форме, вообще отвергают детерминизм как таковой (а зна­чит, и причинность). Они считают, что имеются состояния и со­бытия, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятель­ности, рассуждает о «свободе воли» электрона, о том, что про­цессы микромира управляются телеологическими силами и т.п. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.

Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь «воплощается» в многообраз­ных формах детерминации.

Первый тип - причинная детерминация, выступающая реша­ющей по отношению к непричинной, все формы которой складываются, в конечном счете, на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.

Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, кото­рые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойс­тва, связи и отношения, его своеобразие.

Реализуя принцип причинности, познание проходит следую­щие основные ступени:

1.Вычленение предмета исследования как своеобразной целост­ной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.

2.Анализ данной целостной системы в качестве определенно­го результата некоторого процесса развития, т.е. в качестве следствия.

3.Изучение механизма причинной детерминации в плане одно­стороннего порождающего воздействия одного объекта на дру­гой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участ­вовали в порождении данной системы; выявляются много­образные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.

4.Исследование механизма причинного обуславливания, как процесса самодетерминации данной системы, т.е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внут­ренняя причинность).

5.Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внима­ние здесь должно быть проявлено к движущим силам, источ­нику развития - к противоречиям (прежде всего внутренним).

Именно взаимодействие противоположностей, противоречие являются, в конечном счете, самым глубоким источником, ос­новной и коренной причиной взаимодействия (самодетер­минации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.

Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязан­ными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного со­бытия (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следу­ющие основные формынепричинного обуславливания:

1.Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.

2.Связь состояний, т.е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором от­сутствует генетический (порождающий) аспект.

3.Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статисти­ческих законов.

4.Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаи­мосвязи, пространственные и временные корреляции и другие, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.

5.Взаимоотношения между определенными «парными» или лю­быми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действитель­ности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).

В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма  с пониманием неоднозначности бу­дущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

7.4 Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом фи­лософского интереса (развитие), которые также являются философс­кими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектикиотносятся: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, «негативная» диалектика.

Метафизика является, как и диалектика, развитой теорией, которая рассматривает всё сущее движение, но вне развития, вне связей, односторонне, замкнуто, обособленно.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их ос­новные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движе­ния, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, от­ношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые филосо­фы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим. "Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов обще­принятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалек­тики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905- 1980).

Можно выделить главные идеи "негативной "диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":

- диалектика может быть только "негативной” - критической, диалекти­ка не

должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для 

критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергать­

 ся критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и

 вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

-"негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значе­ния, она

имеет отношение только к сознанию, поскольку все отверга­ет и критикует

только сознание;

- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахожде­ние 

идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления

действительности.

Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусствен­ных интеллектуальных конструкций.

Софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого пра­вильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, кото­рые некорректно подаются как правильные.

Догматизм - восприятие каких-либо положений изначально как бездо­казательных, но абсолютно истины; негибкость в мышлении, рас­суждениях, отношении к окружающему миру.

7.5. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Преж­де всего, это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается «как возникно­вение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».

Инаконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными, изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь дру­гие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечива­ет преемственность «между качественными изменениями на уров­не системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей».

Таким образом, можно сказать, что развитие - это упорядочен­ное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с воз­никновением новых тенденций существования системы. Понятие раз­вития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осу­ществлять прогнозы деятельности человека, развития общественной структуры, направления развития мира, космоса и т.д.

В модели развития, выдвинутойГ. Спенсером, обосновывалось положение о всеобщей постепенной эволюции природы. В ее основе «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородно­сти». Недостатки и ограниченность такой модели имеют историче­ское оправдание и связаны с абсолютизацией эволюционного подхода в биологии и его переноса на общество или природу в целом.

Суть моделей «творческой эволюции»,или «эмерджентизма»,(Л. Морган, А. Бергсон) заключалась, наоборот, в абсолютизации момента скачков, характерного для развития общества. Возникаю­щее при этом новое качество объявлялось не сводимым к предшест­вующему и выступало «результатом внутренней творческой силы, по-разному называемой и по-разному истолковываемой». Человек не может предсказать наступление нового качества, в результате оказывается, что действительность функционирует как система спонтанно образованных уровней.

Натуралистская модель, характерная для второй половины XIX в., иногда обозначается как стихийная диалектика естество­испытателей. Она основана на абсолютизации частнонаучного пони­мания эволюции (например, биологической), которое затем рас­пространяется на объяснение мира в целом.

Антропологическая модель развития - это противополож­ный предыдущим вариант диалектики, основанный на резкой кри­тике науки и научных методов познания в процессе постижения духовной сущности человека. Выразителями данных представле­ний выступают концепции экзистенциализма, персонализма и т.п.

Равновесно-интеграционная модель - вариант трактовки развития, исходящий из абсолютизации параметров физических равновесных систем. Такая система подчиняется физическим за­кономерностям. Поскольку все другие системы являются частью физической, то законы последней объявляются всеобщими. Посте­пенно данный подход стал базироваться не только на физике, но н на данных биологии, информатики и других наук, которые под­ходят к исследованию объектов как систем различной степени слож­ности. Поэтому физическая «теория равновесия» стала рассматри­ваться как общий принцип объяснения мира, выражающий тенденцию любой системы к равновесию. Так, при объяснении общества противоречия или не учитываются, или рассматриваются лишь как негативный фактор, нарушающий общественное рав­новесие.

Диалектико-материалистическая концепция характеризует­ся обычно как политизированная модель диалектики.

Таким образом, вершиной в построении диалектической моде­ли развития и проведения принципа развития была и остается кон­цепция Гегеля.

 

Тема № 7

 Вопросы для обсуждения:

1. Диалектика как учение о развитии. Объективная и субъективная диалектика.

2. Структура диалектики и её основные функции.

3. Детерминизм и индетерминизм.

4. Общее понятие универсальных законов диалектики.

5. Закон единства и борьбы противоположностей.

6. Закон единства перехода количественных изменений в качественные.

7. Закон отрицания отрицания.

8. Метафизика и релятивизм как альтернативы диалектики.

9. Основные категории диалектики как наиболее общие сущностные понятия.

10. Диалектика как логика, гносеология и теория познания.

 

Литература по теме № 7

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.446-491.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.254-260.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.:Юристъ, 2007-с.262-277.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 240с.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.163-187.

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.161-169.

 

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!