Основателем позитивизма «первый позитивизм» считается Огюст Конт (1798-1857)
В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
- классический позитивизм [первый] (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Миль).
- махизм [второй позитивизм] (Э.Мах, Р.Авенариус);
- неопозитивизм [третий] (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн и др.)
- постпозитивизм [высшая форма] (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос, Ст. Тумлин, П. Фейерабенд)
Махизм нередко называют «второй формой позитивизма».
Его создателями считаются Э. Мах и Р. Авенариус.
Основная идея махизма-в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название-эмпириокритицизм).
Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
Неопозитивизм «третья форма позитивизма». Наибольшую популярность и распространение получил в первой половине и середине XXв. Основные представители неопозитивизма: М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах-философы «Венского кружка». А. Тарский, Я. Лукасевич-представители Львовенко-Варшавской школы, а также Б. Рассел, Л. Витгенштейн.
Главная идея неопозитивизма- философия должна заниматься логическим анализом языка, т.к. язык и прежде всего язык наше главное средство, через которое человек позитивно воспринимает окружающий мир.
|
|
Основной принцип неопозитивизма-принцип верификации-сравнение всех положений наука с фактами опыта.
Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина-конец XXв.).
Его главными представителями считаются К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тумлин, П. Фейерабенд.
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма-исследование не структуры (подобно неопозитивиствам) научного знания(языка, понятий), а развития роста научного знания.
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
- как возникает новая теория?
- как она добивается признания?
- каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?
- возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
- проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
- проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
|
|
- проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
- проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теории);
- проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
2. Структурализм и постструктурализм-общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры.
Видные представители структурализма: К. Леви - Сторс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко, а инструментализма-Дж. Дьюи.
Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т.е. устойчивой связи объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постструктурализм, признавший невозможность редукции объекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как к субъекту.
|
|
3. Прагматизм-направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»).
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в восстановление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюри.
Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.)-помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее, выработать арсенал конкретных средств для решения практических задач в условиях постоянно меняющегося мира. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
4. Феноменология-направление, основанное немецким философом Э. Гуссерлем. Феноменология, по его мнению,-дисциплина, описывающая существенные характеристики сознания. Феноменология должна быть строгой наукой, т.е. она должна выделить чистое, допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно прийти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого-«интенциональность», т.е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов название «феноменологическая редукция», т.е. переориентировка внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считают представители данного направления, открывается возможность использования многообразных видов человеческого опыта.
|
|
Философия должна быть построена как строгая наука, т.е. феноменология. Проблемы обоснования наук о природе и истории могут быть выработаны только в философии, выступающей строгой наукой о феноменах сознания. Для этого необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания на основе феноменологической редукции. Феноменология-наука о чистом сознании.
5. Герменевтика-искуство перевода или толкования текстов.
Особый метод классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники литературы.
Философская герменевтика разработана Ф. Шлегелем, Ф. Шлейермахером, получила свое развитие в работах В. Дильтея, Х. Гадамера, П. Рикера.
Герменевтика как философское знание-это анализ самого процесса понимания движения к истине; это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.С XXв. (М. Хайдегер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. Так, для Гадамера понимание-способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства».
6.Философская антропология ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека заключается в том, что он погружен в мир и возвышается над ним, что дает возможность взглянуть ему на мир и с точки зрения мгновения, и с точки зрения вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества. Основные представители этого направления – М.Шелер, Г.Плеснер, А. Гелен и др.
7. Психоанализ-направление современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
- бессознательного- особой психической реальности, которая присуща человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
- реакция вытеснения (из сознание в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания-все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».
На основе учения Фрейда возникло философское течение – неофрейдизм, разработанное его продолжателями Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.
8.Экзистенциализм-направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Основателем считается датский философ Сьерен Кьеркегор.
Экзистенциализм как направление философии зарождался еще в середине XIXв., а в 20-е-70-е годы XXв. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европпе. Основные представители этого направления М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю, Г. Марсель.
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е-70-е гг. XXв. способствовало усиление и усложнение проблем, с которыми столкнулось человечество. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
- уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
- разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
- проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
- проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
- проблема бессмысленности жизни;
- проблема внутреннего выбора;
- проблема поиска человеком своего внутреннего «Я», внешнего-места в жизни;
- центральная проблема-человек и его существование в мире, проблема отчуждения индивида от общества.
9. Теологическая философия-одно из распространенных философских направлений.
Главным вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
- бытие Бога как творца сущего;
- бытие человека как высшего творения, человеческая жизнь.
Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
- стала ближе к человеку;
- освободилась от ряда догм;
- стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
Наиболее авторитетное течение современной теологической философии-неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884-1978), Ж. Маритэн (1882-1773), Ю. Бохельский (р.1902), Е. Корет (р.1919), К. Ранер (1904-1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904); К. Войтыла (бывший Папа Римский Иоанн Павел II).
База неотомизма-учение Формы Аквинского «томизма». Центральный принцип-гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель неотомистов:
- доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
- приспособить католицизм к современным условиям;
- приблизить католицизм к простым людям.
Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм (основоположник Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955)). Это реформаторское движение в теологической философии, целью которой является создание комплексной науки, которая соединяет в себе достижения естественных наук и теологическую философию и объясняет основы Вселенной, на основе универсального эволюционизма.
«Теология освобождения» – религиозно - философское направление, главная идея которого: максимальное раскрепощение человека.
Основные представители:
- либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
- теология кризиса (Барт, Нибур);
- экзистенциональная теология (Тиллих);
- демофоногизированное христианство (Бультман);
- безрелигиозное христианство (Больхоферра).
10.Персонализм (Ж.Лакруа, Э. Мунье, Д. Ройс)
Основной вопрос персонализма-вопрос свободы и нравственного воспитания человека. Личность становиться главной персоной в процессе коммуникации, диалога с другими людьми.
Сравнительная историческая таблица
Направления, школы. Направленность философствования | Примерная хронология | Представители |
1 | 2 | 3 |
ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ(до VII в. до н. э.) | ||
МИФОЛОГИЯ – Гомер, Гесиод( VII - VI вв. до н. э.) | ||
АНТИЧНОСТЬ( VII в. до н. э. – III в. н. э.) | ||
ДОСОКРАТИКИ | До IV в. до н. э. | Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протагор и др. |
Ранний эллинизм(IV в. до н. э. – I в. н.э.) | ||
КИНИЗМ | IV - III вв. до н.э. | Антисфен(ок. 450 – ок. 360 до н.э.), Диоген(ок. 400 – ок. 325 до н.э.) |
ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ) | III - II вв. до н.э. | Эпикур(341 – 270 до н.э.) |
СКЕПТИЦИЗМ | III - II вв. до н.э. | Пиррон(360 – 270 до н.э.) |
СТОИЦИЗМ | III в. до н.э. – III вв. до н.э. | Зенон Китионский(333 – 262 до н.э.) Клеанф, Христип; Панеций, Посидоний (ок. 135 – 51 до н.э.) Цицерон(106 – 43 до н.э.) Сенека(5 до н.э. – 65 н.э.) Эпиктет(50 - 140) Марк Аврелий(121 - 180) |
Поздний эллинизм(I – III вв. н. э.) | ||
НЕОПЛАТОНИЗМ | II – III вв. н.э. | Плотин(ок. 205 – ок. 270), Порфирий(ок. 233 – ок. 304) |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(IV – XIII вв.) | ||
ПАТРИСТИКА | I - VIII вв. | Августин Блаженный(354 - 430), Василий Великий(ок. 330 - 379), Григорий Нисский(ок. 335 – ок. 394), Тертуллиан(ок. 160 – после 220), Иоанн Дамаскин(ок. 675 – до 753), Максим Исповедник(ок. 580 - 662), Пьер Ивер и др. |
БЛИЖНЕВОСТОЧЕАЯ ФИЛОСОФИЯ | XI - XII вв. | Ибн Сина(Авиценна) (ок. 980 - 1037), Ибн Рушд(Аверроэс) (1126 - 1198), Маймонид(1135 - 1204) |
СХОЛАСТИКА | IX - XV вв. | Эриугена(ок. 810 – ок. 887), Бонавентура(1221 - 1274), Альберт Великий(1193 - 1280), И. Росцелин(1050 - 1125), П. Абеляр(1079 - 1142), Ансельм Кентерберийский(1033 - 1109) |
1 | 2 | 3 |
ТОМИЗМ | XII – XV вв. | Фома Аквинский(1225(6) - 1274) |
РЕАЛИЗМ | IX - XIII вв. | Иоан Скот Эриугена(ок. 810 – ок. 887), Фома Аквинский(1225(6) - 1274), Ансель Кентерберийский(1033 - 1109) |
НОМИНАЛИЗМ | XI - XII вв. | И. Россцелин(1050 - 1125), |
П. Абеляр(1079 - 1142) | ||
МИСТИЦИЗМ | XIII - XIV вв. | Мейстер Экхарт(1260 - 1327) |
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV – XVIIвв.) | ||
ГУМАНИЗМ | Дж.Савонарола(1452 - 1498), Леонардо да Винчи(1452 - 1519), Микеланджело(1475 - 1564), Эразм Роттердамский(1469 - 1536), Н. Макиавелли(1469 - 1527), Т. Мор(1478 - 1535), М. Монтень(1533 - 1592), Николай Кузанский(1401 - 1464), Пико дела Мирандола(1463 - 1494), Я. Беме(1575 - 1624) и др. | |
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ(XVI – XVIIIвв.) | ||
ЭМПИРИЗМ (СЕНСУАЛИЗМ) | XVI – XVII вв. | Ф. Бэекон(1561 - 1626), Т. Гоббс(1588 - 1679), Дж. Локк(1632 - 1704), Б. Паскаль(1623 - 1662) |
РАЦИОНАЛИЗМ | XVI – XVIII вв. | Р. Декарт(1596 - 1650), Г. Лейбниц(1646 - 1716), Б. Спиноза(1632 - 1677) |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | XVII – XVIII вв. | Дж. Беркли(1685 - 1753) |
АГНОСТИЦИЗМ | XVIII в. | Д. Юм(1711 - 1776) |
ПРОСВЕЩЕНИЕ(XVIIIв.) | ||
КУЛЬТ РАЗУМА | Вольтер(1694 - 1778), Ж. Ж. Руссо(1712 - 1778), Д. Дидро(1713 - 1784), П. Гольбах(1723 - 1789), Ш. Монтескье(1689 - 1755) и др. |
1 | 2 | 3 |
РОМАНТИЗМ(XVIII – XIXвв.) | ||
КУЛЬТ ЧУВСТВА | Ф. Шлегель(1772 - 1829), Ф. Шлейермахер(1768 - 1834), Ф. Шиллер(1759 - 1805) | |
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(XVIII – XIXвв.) | ||
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | И. Кант(1724 - 1804), Г.В.Ф. Гегель(1770 - 1831), И. Г. Фихте(1762 - 1814), Ф. В. И. Шеллинг(1775 - 1854) | |
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIXв. | ||
МАТЕРИАЛИЗМ | К. Маркс(1818 - 1883), Ф. Энгельс(1820 - 1895) | |
АНТРОПОЛОГИЯ | Л. Фейербах(1804 - 1872) | |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ | А. Шопенгауэр(1788 - 1860) | |
ПОЗИТИВИЗМ | О. Конт(1798 - 1857) | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | Ф. Ницше(1844 - 1900), С. Кьеркегор(1813 - 1855) | |
ПРАГМАТИЗМ | Ч. Пирс(1839 - 1914), У. Джеймс(1842 - 1910), Дж. Дьюи(1859 - 1957) | |
ФИЛОСОФИЯ XXв. | ||
НЕОКАНТИАНСТВО | Э. Кассирер(1874 - 1945), Г. Коген(1842 - 1918) | |
ГЕРМЕНЕВТИКА | Ф. Шлейермахер(1768 - 1834), В. Дильтей(1833 - 1911), Г. Х. Гадамер | |
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | М. Шелер(1874 - 1928), П. Тейяр де Шарден(1881 - 1955) | |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Б. Рассел(1872 - 1970), Л. Витгенштейн(1889 - 1951), О. Нейрат(1882 - 1945), Р. Карнап(1891 - 1970), Дж. Мур(1873 - 1958) | |
ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ) | З. Фрейд(1856 - 1939) | |
НЕОФРЕЙДИЗМ | К. Г. Юнг(1857 - 1961), Э. Фромм, Ж. П. Сартр(1905 - 1980), П. Рикер(р. 1913), Ю. Хабермас(р. 1929) | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | А. Бергсон(1859 - 1941), В. Дильтей(1833 - 1911), О. Шпенглер(1880 - 1936), Х. Ортега-и-Гассет(1883 - 1955) | |
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ | Э. Гуссерль(1859 - 1938) | |
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ | К. Ясперс(1883 - 1969), М. Хайдеггер(1889 - 1976), А. Камю(1913 - 1960), Ж. П. Сартр(1905 - 1980), С. де Бовуар, Н. Бердяев(1874 - 1948), | |
1 | 2 | 3 |
Г. Марсель(1889 - 1973), Л. Шестов(1866 - 1938), М. Бубер(1878 - 1965) | ||
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Н. Лосский(1870 - 1965) | |
НЕОТОМИЗМ | П. Тейяр де Шарден(1881 - 1955), А. Швейцер(1875 - 1965), Э. А. Жильсон, П. Маритен(1882 - 1973) | |
РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЕРСОНАЛИЗМ | Н. Бердяев(1874 - 1948), Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс | |
ПРОТЕСТАНТИЗМ | К. Барт(1886 - 1968), Р. Нибур(1892 - 1971), Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих(1886 - 1965), Ю. Бультман, М. Шретер, Х. Д. Вендланд, Р. Шолль и др. | |
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ | К. Ясперс(1883 - 1969), Г. Марсель(1889 - 1973), Н. Бердяев(1874 - 1948), Л.Шестов(1866 - 1938), М. Бубер(1878 - 1965) | |
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ | К. Поппер(1902 - 1994), И. Лакатос(1922 - 1974), П. Фейерабенд | |
СТРУКТУРАЛИЗМ | К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М.Фуко | |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж. Ф. Лиотар, Ф. Гваттари |
Тема № 2
Вопросы для обсуждения:
1. История происхождения и основные этапы развития философской мысли.
2. Общие понятия и характерные черты китайской философии.
3. Древнеиндийская философия. Буддизм и его основные идеи.
4.Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.
5.Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
6. Механистическая, метафизическая философия Нового времени.
7. Атеистическо – материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
8. Немецкая классическая философия: основные направления и идеи.
9. Русская философия: общее понятие и характерные черты.
10. Особенности и специфика современной западной философии.
Литература по теме № 2
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: учебник – М.: “Проспект”, 2010. – 568с.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. –с.46-240.
3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. – Юристъ, 2007. – с.30-204.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с. 13-121.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 15-113.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2007. – с.16-148.
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!