Представление о расслаблении. Визуальный контроль занимающихся



Боль и её роль в корректировке практики. Дыхание и сердечный ритм,

как критерий оценки возможностей занимающихся.

3. Биологическое обоснование применения виньяс в практике.

Процессы и виды биохимических реакций и способы возобновления

энергии (АТФ) в практике.

Основатель: Шри Кришна Паттабхи Джойс

Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Это динамическая практика, состоящая из последовательностей асан, которые плавно переходят одна в другую через виньясы (последовательности движений, сопровождаемые дыханием). Для всех поз установлено определенное количество виньяс. Виньясы сильно разогревают тело, заставляют кровь бурлить, что способствует очищению внутренних органов и самой субстанции от загрязнений и токсинов. Благодаря тому, что значительно усиливается приток крови к тканям и суставам, выполнение асан становится более комфортным и безболезненным. Одновременно выполняются пранаяма (специальное дыхание) и бандхи («энергетические замки», то есть напряжение и сжатие определенных частей тела). Кроме того, параллельно нужно концентрировать взгляд на различных зонах тела (эта техника называется «дришти»). Во время практики следует стремиться к спокойному, медитативному состоянию ума. Таким образом, упражнения аштанга йоги связывают воедино тело, дыхание и внимание.

Занятия Аштанга Виньяса йогой помогут набрать отличную спортивную форму, направить в нужное русло избыточную энергию, что чрезвычайно важно в подростковом возрасте. Вместе с тем Аштанга Виньяса йогапривносит успокоение ума, разрешение внутреннего конфликта и, соответственно, возможность услышать себя и окружающих. Аштанга Виньяса йога предполагает очищение нервной системы и органов восприятия. Органы чувств не обучены концентрации, внимание хаотично, а тело находится во власти дурных привычек и лени. Однако благодаря постоянной практике Аштанга Виньяса йоги можно научиться их контролировать.

Правильно подобранная программа обучения основана на поэтапном внедрении в личную практику всех составляющих и тонких нюансов стиля. Это позволяет постепенно расширять диапазон асан, а новичкам избежать травм и сильных физических нагрузок. Традиционно занятие начинается с пения мантры, затем ученики выполняют комплекс Сурья Намаскар. В продолжение всей практики поддерживается Уджайи (победоносное дыхание) вместе с легкой уддияна-бандхой. Класс для начинающих отличается несколько замедленным темпом и более подробными объяснениями. Новички не выполняют полностью первую серию, которая состоит из 90 поз. Они доходят только до Навасаны, после которой приступают к заключительному блоку. В заключительный блок входит стойка на голове (Ширшасана).

Кто может практиковать Аштанга Виньяса йогу: поскольку в аштанга виньяса йоге асаны выполняются в довольно высоком темпе, этот метод больше подходит для молодых и здоровых людей.

Асаны, вопросы по таблице.

5. Адхо Мукха Шванасана и её варианты.

Техника выполнения:

Вариация 1

Выполняя асану с согнутыми в коленях ногами, вы сможете лучше вытянуть верхнюю часть тела, не отвлекаясь на то, чтобы правильно выстроить работу задней поверхности бедра. Во время выполнения асаны с прямыми ногами может возникать ощущение напряжения и сжатия в теле. Согнутые колени позволят насладиться вытяжением позвоночника, плеч и рук.

Чтобы определить правильное расстояние между руками и ногами, ложитесь на живот, поставьте ладони на пол под плечами.

Затем подайте таз назад и, отталкиваясь руками от пола, поднимитесь на четвереньки, не меняя расположение ладоней и стоп на полу. При этом ладони должны быть на ширине плеч, а стопы – на ширине таза. Необходимо, чтобы ладони и стопы – фундамент позы – плотно прижимались к полу. Обратите внимание на то, какая часть ладоней действительно хорошо прижата к коврику, а какая нет.

Вытяните пальцы и максимально разведите их в стороны. Если большой и указательный отрываются от пола, большая часть вашего веса будет приходиться на внешние стороны рук. Постарайтесь равномерно прижать поверхности ладоней к полу – это зафиксирует положение запястий и обезопасит их от травм.

Подверните пальцы ног, оторвите колени от пола и, не выпрямляя ног, направьте таз назад и вверх. Представьте, что вы толкаете пол вниз и вперед, в направлении от таза. Втяните локти; это может оказаться сложно из-за жесткости плечевых суставов или нехватки силы, поэтому будьте терпеливы.

Затем разверните верхние части рук изнутри наружу, так чтобы локтевые сгибы оказались на одной линии с большими пальцами рук. Наблюдайте за тем, как расширяется область между лопатками, а руки и плечи заряжаются энергией. Почувствуйте, как удлиняется область подмышек, раскрывается грудная клетка. По мере того как руки будут вытягиваться, таз станет подниматься выше и сдвигаться назад, а позвоночник – удлиняться, освобождаясь от компрессии. Наконец, избавьтесь от напряжения в шее: расслабьте голову, не поднимайте ее вверх.

После 3–5 циклов дыхания сделайте выдох и опустите колени на пол.

Отдохните в Баласане (позе Ребенка).

Вариация 2

В ней вам будет легче понять правильное положение таза в асане. Поза выполняется с прямыми ногами, но пятки при этом остаются высоко поднятыми.

Начните с предыдущего варианта позы, на этот раз подняв как можно выше пятки от пола.

Затем полностью выпрямите ноги в коленях, включив в работу мышцы бедер, и поднимите таз вверх – он сдвинется вперед, и форма тела будет напоминать заглавную букву «Л».

Теперь направляйте седалищные кости к потолку. Благодаря этому движению пятки поднимутся еще выше. Почувствуйте, как верхняя часть крестца наклоняется вперед и втягивается внутрь. Это здоровое положение для низа спины, если только поясница не слишком подвижна. Без таких базовых шагов поза будет напоминать грустную, нерешительную собаку, и подобное выполнение асаны может привести к травме низа спины или растяжению связок задней поверхности бедра.

Удерживая таз в правильном положении, сделайте сильными верхние части бедер и поднимайте их к тазу.

Направьте бедренные кости в таз, а седалищные поднимайте выше, создавая еще более высокую, более острую букву «Л». Чтобы удержать ноги прямыми, не выталкивайте колени назад, вместо этого используйте силу бедер, чтобы поднимать коленные чашечки.

Направьте верх бедер (но не колени) к стене позади вас. Таз сдвинется назад, снимая с рук часть веса.

Оставайтесь так в течение 3–5 ровных циклов дыхания.

Полный вариант

Сложность полного варианта позы в том, чтобы максимально вытянуть верхнюю часть тела и заднюю поверхность ног, не округляя при этом низ спины. Если сделать это пока не удается, продолжайте выполнять приведенные вариации асаны еще в течение нескольких недель. Включите в свою практику Супта Падангуштхасану I (позу Захвата Большого Пальца Ноги лежа на спине I) – она поможет вытянуть мышцы задних поверхностей ног. Войдите в Адхо Мукха Шванасану через две предыдущие вариации, следуя всем инструкциям, описанным выше.

Когда руки, ноги и таз будут полностью вовлечены в работу и вы почувствуете, что тело вытягивается, осторожно опускайте пятки к полу. Представьте, что они наливаются свинцом. Дышите глубоко и почувствуйте, как интенсивное вытяжение снимает слой за слоем напряжение с задних поверхностей ног.

Расслабьте шею, пусть взгляд будет мягким.

Оставайтесь в позе от 3 до 5 ровных и спокойных циклов дыхания.

Затем отдохните в позе Ребенка.

Наблюдайте за ощущениями пространства, гармонии и легкости, появившимися в теле.

 

БИЛЕТ № 33

1. Перечислите и раскройте техники Стхула-Вьяям.

Сукшма-вьяяма

Вьяяма − это система упражнений йоги, самостоятельный богатый раздел йогической практики. Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – упражнение, но его часто переводят вторым и третьим значением – вращение, разминание. Это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.

Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений – викасака (с ударением на втором слоге). Викасака (санскр. vikasaka – открытие, расширение, углубление) − это проработка различных частей тела, снятие так называемых блоков и зажимов, оказывающее влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область – части тела, чакры, мармы. Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость.

Практика вьяям имеет достаточно широкое распространение в Индии. Кроме широко известной в России школы Дхирендры Брахмачари, вьяямы практикуются во многих школах йоги и боевых искусств Севера и Юга. В 1956 году в Мадрасе (ныне Ченнай) была опубликована книга Айяра (S.S.Aiyar) Йога Вьяяма Видья. Знаменитая книга Дхирендры Брахмачари «Йога Сукшма Вьяяма» была переведена и опубликована в 2000 году в киевском издательстве София и с тех пор выдержала немало переизданий. Позже мне посчастливилось переводить вторую книгу Дхирендры Брахмачари «Йогасана-виджняна», что тоже дало свой вклад в понимание практики, как и занятия у продолжателей Школы – Бал Мукунд Сингха и Рейнхарда Гаментхаллера.

Вьяямы могут практиковаться как начинающими разного возраста и с разной начальной подготовкой с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем, что подтверждает мой опыт как инструктора Традиционного японского фехтования Школы Катори.

Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukShma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело.

При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.

Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела могут применяться и другие методы – например проработки от периферии к центру.

Важным элементом практики вьяям являются задержки дыхания, на которых выполняются те или иные движения, что усиливает тренировочный эффект.

Также активно используется дыхание бхастрика (санскр. bhastrika – кузнечные мехи), которое относится к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме и является очень полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей. (санскр. prana – жизненная сила, дыхание)

Ваша одежда должна быть удобной и легкой т.к. занятие очень активное.

Если у Вас есть какие-либо ограничения по практике – травмы, заболевания, ограничивающие подвижность и т.п., пожалуйста, обязательно предупредите об этом инструктора чтобы в течение занятия получать предупреждения и индвидуализированные указания по безопасной практике чтобы получить от занятия большую пользу.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 867; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!