III. Определение больных органов и выбор способов лечения больных органов и укрепления “слабых мест”



Традиционная медицина выделяет 11 основных органов – Тонкая кишка, Желчный пузырь, Печень, Желудок, Селезенка (поджелудочная железа), Почки, Перикард, Легкие , Сердце, Мочевой пузырь, Толстая кишка. Также в китайской медицине присутствует понятие “трёх обогревателей”, которое В. Лад трактует как “баланс тридоша”. Безусловно, данный список не исчерпывает того перечня органов, который известен западной медицине. Тем не менее, он весьма эффективно использовался для диагностики и лечения многих заболеваний в течение веков.

Методы диагностики в данном случае включают пульсовую диагностику, визуальный осмотр, диагностику по естественным выделениям организма. Современная медицина добавила такие немаловажные методы, как электро- и термопунктурная диагностика (по Фоллю, Накатани и пр.). Правильное и адекватное применение современных диагностических процедур (УЗИ, ЯМРТ, рентген и др.) также весьма эффективно.

Определившись с уже имеющимися и возможными отклонениями в работе органов, подбираем асаны для лечения или поддержания органов. Воздействуя асанами на определённые сегменты тела, мы через различные механизмы регуляции воздействуем на органы. Наиболее простым из этих механизмов является изменение локальной гемодинамики – компенсаторного усиления кровообращения после растяжения или сжатия.

Немалое значение имеют кожно-висцеральные и моторно-висцеральные рефлексы, позволяющие напрямую влиять на функции различных органов. Дело в том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга (грантхи). И наоборот, напряжение определённых мышц и стимуляция определённых участков кожи крайне благотворно воздействуют на внутренние органы.

Очень благотворно на мочеполовую систему действуют бхадрасана, гомукхасана и гарудасана, шалабхасана, курмасана, маричьясана. Для печени и желчного пузыря полезны халасана и матсиендрасана, для почек – цикл бхуджангасаны, особенно тирьяк-бхуджангасана, дханурасана и шалабхасана, для желудка и поджелудочной железы – маюрасана, цикл матсиендрасаны и пашасана. При болезнях лёгких эффективны прогибы в грудном отделе – такие как матсьясана, бхуджангасана и адхо-мукха шванасана, для сердца и перикарда – цикл саламба- и ниламба-сарвангасаны.

 

Охлаждающие типы дыхания. Техника выполнения.

Если вы страдете от жары — либо взволнованы, огорчены, рассержены, 10-15 охлаждающих дыханий возвращают контроль надо собой и приятное спокойствие. Эти пранаямы помогают и после активной «работы головой»: чтения научной и другой сложной литературы или вообще любого активного «думания» (эта техника вполне может помочь и студентам на экзаменах или во время подготовки к ним!). Вполне возможно, что именно о борьбе с «жаром» разгоряченного мыслительным процессом разума изначально и говорилось в первоисточниках, но нюансы стерлись при переводе сначала с санскрита на английский, а затем на русский язык. Впрочем, в Индии бывает такая жара, которой в России (слава Богу!) не видывали, так что можно заключить: эти пранаямы прошли проверку на «жаропрочность» в самых суровых «полевых» условиях*.

Перейдем к практике! Короткий обзор для тех, кто знаком с этими типами дыхания (кто не знаком —лучше осваивать их с инструктором):

  1. Шитали-пранама. Сев в доступную и удобную вам медитативную позу, закройте глаза и расслабьте все тело, отпустите все мысли. Открыв рот, вытяните язык как можно дальше, без перенапряжения, затем сверните его «трубочкой» (первые несколько раз это стоит делать перед зеркалом — так очень просто научиться***). Вдохните замедленно, мягко и полностью контролируемо (осознанно и ровно) через язык «трубочкой». Закончив вдох, верните язык в исходное положение во рту и закройте рот, выдохните через нос. Обычно выполняется 10-15 таких дыхательных циклов, на фоне Полного йоговского дыхания. В жару можно выполнять до 60 циклов. Научившись выполнять эту технику, можно усилить ее, применяя КОРОТКУЮ задержку дыхания после вдоха в течение нескольких секунд (длинная задержка сведет на нет охлаждающий эффект, так как согревает тело!). На мастерском уровне (практика йоги не меньше нескольких лет) можно применять и Джаландхара-бандху — «горловой замок» — при задержке на вдохе.
  2. Ситкари-пранаяма. Сидя в удобной медитативной позе, закройте глаза и расслабьте тело и ум. Сомкните зубы без напряжения и покажите их («голливудская улыбка»). Кончик языка прижат к верхней части неба (Кхечари-мудра) или же расслаблен плоско во рту. Сделайте глубокий и медленный вдох (Полное йоговское дыхание, опять же) через зубы. Вдохнув, сомкните губы. Выдохните через нос «Полным йоговским». Это один цикл — надо сделать 10-15 циклов, и до 60 максимум, если на улице сильная жара.

Феномен «охлаждающих» пранаям интереснее всего потому, что кроме упомянутых выше двух типов жара (повышенная температура воздуха и гнев: «кипит наш разум возмущенный»), есть еще один тип жара, знакомый йогам — это так называемый «огонь Тапаса», или «жар аскезы», проще говоря — тепло, образующее в ходе йогической практики. Если отбросить лишнюю (и непонятную для многих практикующих) «эзотерику», то есть феномены праны и Кундалини, то факт останется фактом: некоторые физически не сложные упражнения йоги, и в том числе дыхательные, которые выполняются сидя, в статичной «медитативной» позе, сильно разогревают тело. Это происходит, очевидно, из-за работы респираторных мышц, в том числе мышц передней части корпуса (живот, грудь) и диафрагмы. Либо все-таки нам придется признать, что мудры (психические «жесты») в составе пранаям продвинутого уровня позволяют «пране соединиться с апаной», что, возможно, и дает «потогонный» эффект. Но ведь эффект наблюдается даже без использования бандх!

Как бы то ни было, некоторые пранаямы — особенно Бхастрика и Капалабхати, Сурья Бхеда, Нади Шодхана, а так же в меньшей степени Анулом-Вилом и Уджайи — нагнетают в теле сильное тепло («огонь Тапаса»), с которым организму еще надо как-то справиться. Есть мнение, что этот огонь при неправильной практике «сушит» суставы и все тело в целом (поэтому некоторые продвинутые йоги выглядят худыми, как наркоманы). Неприятная перспектива, не правда ли? Охлаждающие пранаямы способны гармонично охладить и этот специфический «огонь».

Если вы уже и до этого активно позанимались асанами — то результат может быть такой, что на пранаяме вы буквально обливаетесь потом — знакомая картина? Это не вредно, но после активно согревающих пранаям, особенно Бхастрики и Капалабхати, необходимо сделать — для баланса — охлаждающую пранаяму. Точное время в источниках не уточняется: видимо, это один из нюансов, секретов, которые Гуру передавали своим ученикам. Но разумно будет — как в компенсации (10 минут в Сиршасане — компенсация 5 минут Баласана, по классике), уделить вполовину меньше времени, чем основной, согревающей, пранаяме, либо — для опытных йогов — действовать по ощущениям. Получается, что охлаждающие пранаямы нужны не только в редкую в Средней полосе жару, но и фактически, каждый день. Стоит отметить, что в ряде текстов по йоге прямо утверждается, что эти пранаямы не стоит делать в холодное время года. Это подтверждается и непосредственными ощущениями: зимой, ранней весной, поздней осенью (даже при практике в теплом помещении) согревающий эффект Бхастрики и других техник заметно меньше**.

Наконец, четвертый тип огня, который также понижают охлаждающие пранаямы — это «огонь» зрения. По данным йоги и Аюрведы, зрение осуществляется с помощью элемента Огня (Агни, ударение на первом слоге) в организме, и до известной степени зрение — это «горение». Можно было бы списать такое утверждение на «эзотерику», если бы не факт — после длительной работы на компьютере или долго чтения, Шиткари или Шитали-пранаямы также дают заметный отдых и «отдохновение» глазам. Хотите верьте — хотите проверьте.
---
* Не стоит пытаться опробовать эти пранаямы в условиях бани или сауны — они имеют предел по температуре воздуха, после которого наступает обратный — согревающий — эффект, потенциально нежелательный для здоровья.
** Другой интересный феномен — что в горах, выше 3000 м, эффекты согревающих техник (Бхастрика, дыхание Туммо) тоже заметно ослабляются. Чисто на уровне гипотезы предположу, что отчасти поэтому продвинутые йоги издревле уходили практиковать в горные пещеры: в высокогорье можно делать больше кругов Бхастрики, не подвергая тело лишнему износу.
*** Некоторые специалисты утверждают, что 1\3 людей генетически неспособны свернуть язык трубочкой. Сложно подтвердить или опровергнуть это утверждение, т.к. йогой занимается ничтожно малый процент населения планеты. На практике если вы учитесь этой пранаяме перед зеркалом, особых проблем не возникает. Это как ездить на велосипеде или плавать — стоит один раз научиться, как техника становится элементарной.

 

Асаны, вопросы по таблице.

Матси Асана.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1Сесть в Падмасану,опираясь на локти, вытягивая позвоночник от копчика к макушке, отклонить спину назад, положив затылок на пол.

2Взяться руками за кончики стоп (или за большие пальцы стоп) и, сжимая руки в локтях, прогнуть спину, поднимая грудную клетку как можно выше, поставить макушку на пол.

3Оставаться в позе 30—60 секунд (со временем увеличивая продолжительность выполнения), затем выпрямить спину, осторожно поднять корпус, сменить перекрестье ног и повторить упражнение.

НЕПРАВИЛЬНО

Не открывайте рот.

КАК ОБЛЕГЧИТЬ

  • Если не освоена поза Лотоса, выполняйте Матсиасану, сидя на коленях и пятках (Ваджрасана), держа колени вместе и прижимая их к полу, или со скрещенными ногами (сукхасана).
  • Если, сидя в Падмасане, не удается сделать прогиб в спине, ложитесь на спину, вытяните прямые руки за головой, удлиняя позвоночник.

КАК УГЛУБИТЬ

  • Выполнить полный вариант Матсиасаны, вытянуть руки за головой параллельно полу (ладони развернуты внутрь), потянуться за ними, расширяя грудную клетку и подтягивая ее вверх, а затем сплести локти и положить их на пол за головой.
  • Выполнить этот же вариант упражнения, но не опираясь на локти при входе и выходе из асаны.

ЭФФЕКТ

Матсиасана относится к позам йоги, активизирующим щитовидную и паращитовидные железы и всю эндокринную систему. Также она благотворно влияет на почки и надпочечники. Матсиасана раскрепощает бёдра, расслабляет мышцы брюшной полости, грудной клетки и гортани, укрепляет мышцы верхней части спины, шеи и плеч, увеличивает полезный объем легких. Распределяет энергию по передней поверхности тела, активизируя пупочный, сердечный и горловой энергетические центры (чакты: Манипура, Анахата и Вишуддха).

ПОКАЗАНИЯ

Нарушения осанки, астма, воспаление легких, туберкулез, бронхит и его последствия, заболевания верхних дыхательных путей. Заболевания органов брюшной полости, нарушения пищеварения. При запоре следует выполнять Матсиасану, предварительно выпив три стакана воды.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Гиперфункция щитовидной железы, заболевания и травмы позвоночника (особенно шейного отдела), травмы коленей, высокое и низкое кровяное давление, мигрень, бессонница.

 

БИЛЕТ № 24

1. Сурья Намаскар: определение, значение, основные виды.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 641; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!