Принципы преподавания. Методика и технологии в процессе преподавательской деятельности. Дипика и виньяса-крама



 

Кто эти люди, занимающиеся Йогой?

Они — нормальные люди этого общества — из различных отраслей, профессий, социального статуса, экономических групп, традиций и религий. Каково их положение в жизни? Они борются на двух фронтах: физическом и экономическом. Слово 'физическое' здесь означает границы, в которые общество поместило человеческое тело. Каково соотношение между движением и малой подвижностью в течение рабочего дня для среднего человека? Являетесь ли вы неподвижными большую часть времени в автомобиле, сидящими на стуле в офисе, или бездельничающими в гостиной комнате дома. Фактически в движении проводится минимальное время. Дома вы двигаетесь от одной комнаты до другой, или, если есть сад, возможно, делаете десять шагов наружу, чтобы выбрать цветы или полить некоторые растения, или, возможно, полчаса ходите для удовольствия утром или вечером. Те, кто чувствует потребность тренироваться больше, идут в гимнастические залы, потеют немного, и возвращаются домой.

Это состояние не является соответствующим потребностям физического тела, потому что здоровье тела зависит от движений и правильных упражнений. От движения на сто процентов мы свели жизнь приблизительно к пяти процентам. Жизнь в больших городах стала легкой, и чтобы добраться куда-либо, нужны очень небольшие физические усилия. В результате, такое состояние долгое время фиксировалось в физическом теле, стало привычным и создало генетические изменения. Последующие поколения становятся более слабыми и поэтому испытывают болезни и неустойчивость, которая затем создает физическое ухудшение.

Второй фронт, на котором средний человек продолжает бороться, является финансовым. Мир вращается сегодня вокруг денег, и вы должны быть уверены, что имеете достаточный доход, чтобы реализовать все потребности свои и членов вашей семьи. Эта гонка ведет к психологическому напряжению, умственной и эмоциональной слабости.

Сейчас эти люди приходят в Йогу не для духовного просвещения, а в поисках физического и умственного здоровья. Они не обеспокоены своим творческим потенциалом, изменением своей индивидуальности или ценностей. Они хотят только иметь пригодное тело и немного лучший ум. Это — все. Так как они не приходят для реальной цели Йоги, нет никакой потребности проповедовать им йогическую философию, и преподаватель Йоги должен признать это. Без этого понимания вы — не преподаватель Йоги, независимо от того, сколько степеней и удостоверений вы приобрели.

Из-за растущей привлекательности Йоги, много людей рассматривают ее как средство к существованию. Это — повальное помешательство и много преподавателей Йоги не обеспокоены тем, преподают ли они эту систему правильно; они заинтересованы только в финансовой прибыли. Это — опасная тенденция. Со временем возникнет ситуация, когда отрицательные результаты такого обучения Йоги будут очевидны, и наступит понижение спроса на Йогу.

Если вы хотите стать настоящим преподавателем Йоги, ваша ответственность состоит в том, чтобы работать и нести правильные подход, понимание и практику людям. Многие преподаватели Йоги сегодня преподают толчковую и напрягающую Йогу, а не стхирам (устойчивую) и сукхам (комфортную) Йогу. Они разработали и преподают такие виды, как силовая йога, кинетическая йога и так далее, но они не имеют понимания йогической системы, уже не говоря о йогической традиции. Так, если вы хотите работать в качестве преподавателя Йоги, первое обязательство, которое вы должны принять — вы должны быть искренним в своем отношении к Йоге. Иначе вы можете преподавать, но вы не будете ни представителем Йоги, ни кого-то, кто понимает Йогу. Как преподаватель Йоги, вы должны жить Йогой. Жить каждый ваш день с йогическим отношением, и быть свидетелем, наблюдателем, drashta, себя самого.

Другой фактор, который должен быть понят — это то, что в сегодняшнем обществе силу имеет организация, а индивидуум — нет. Организация может развиться, если она имеет надлежащие руководящие принципы, цели и стремления. Так, если вы можете связать себя с организацией или создать ее, вы должны сделать это. Не мечтайте о слишком большом, иначе вы утонете в своих фантазиях, и потеряете даже те возможности, которые имели. Если вы хотите быть йогом, помните этот пункт: не пропустите возможности, существующие в настоящем. Может случиться так, что мы планируем что-то, хотим сделать много вещей, но оказываемся настолько унесенными нашими небольшими достижениями или проблемами, что в результате цель становится средством, и средства становятся концом. Если вы — часть организации или развиваете вашу собственную организацию, вы должны также обучиться административным навыкам.

Другой пункт, который надо помнить: не попадите в ловушку почестей, которые вы получаете. Вы можете задаться вопрос, что делать, когда люди смотрят на вас как на духовного, просветленного, великого человека, тогда как вы — только студент Йоги. Помните, что в этом случае вы идентифицируетесь с вашим эго. Ответьте себе: если кто-то хвалит вас, будете ли вы верить в это, или говорить: «Я знаю, каков я, не ваше мнение является важным для меня, а мое понимания себя самого». Если вы думаете, что вы достаточно духовны для практики Йоги, но радуетесь похвале или огорчаетесь от оскорблений, где то равновесие, которое должно было наступить, как результат вашей практики? Поэтому вы должны принять меры против ситуаций, слов и мыслей, которые нарушают мир вашего ума.

Преподаватели Йоги должны также знать анатомию и физиологию, и иметь некоторые знания по психологии.

Они должны знать пратьяхару, дхарану и дхияну. Они должны иметь способность отличать, например, амбицию от самскары ( бессознательные впечатления. Происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Дословно означает «сумма сделанного делателем». Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее («родимые пятна прошлого»), проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния. Место хранения кармы). — чтобы оглянуться назад в цепи событий и прийти к выводу. Они должны иметь знание свабхавы, или индивидуальной природы, Хатха Йоги, Раджа Йоги, Карма Йоги и Бхакти Йоги. Этого более чем достаточно. Вы не должны знать Крийя Йогу и Кундалини Йогу. Девяносто процентов социальных требований может быть выполнено со знанием физиологии, анатомии, психологии, Хатха Йоги, Раджа Йоги, Карма Йоги, Дхияна Йоги и Бхакти Йоги. — Ганга Даршан, Май 2005

Как мы должны справляться с нашей собственной негативностью при обучении?

Первое, что вы должны помнить, это то, что вы — не учитель. Когда вы думаете о себе самом, как об учителе, эта мысль блокирует возможность учиться. Студент никогда не будет блокировать возможность учиться. Вместо того, чтобы рассматривать себя как учителя, станьте более скромным студентом. Скромный студент в конечном счете становится истинным преподавателем, потому что он не закрывает для себя дверь обучения.

Когда вы учите Йоге, вы преподаете асаны, пранаяму, шаткарму, медитацию и т.д. Есть разъяснения о применении методов, а в конце курса происходит выдача участникам свидетельств или дипломов. Это современная форма обучения Йоге, но в этом случае речь идет только об обучении в классной комнате. Не дается никаких инструкций о том, как стать настоящим преподавателем. Обучение Йоге не ограничивается физическими или умственными методами. Отличное выполнение асан не указывает на хорошее качество преподавания. Навыки общения — также не критерий хорошего преподавателя. Чтение книг по Йоге и рассуждения о них — не признак хорошего преподавателя. Людей не учат, как стать хорошими преподавателями.

Каковы требования к преподавателю Йоги? Пока мы обучаем только асанам, пранаяме, работе тела, работе костей, работе мускулов и работе энергий, мы соответствуем нашим телам, нашим движениям, нашему дыханию, но мы не управляем нашим умом. Мы управляем телом, но не умом. Мы гарантируем, что тело правильно выполняет асаны, но ум свободен блуждать, независимо от того, что именно требуется думать.

Наряду с обучением асанам и пранаяме, преподавателям нужно дать определенную садхану (средство для достижения чего-то, Целями садханы могут быть достижение духовного просветления, чистая любовь к Богу) , чтобы улучшить их способность учиться и справляться со своим собственным умственным материалом. Как правило, каждый преподаватель должен вести дневник, в котором он должен потрудиться, чтобы понять и применить на практике принципы Йоги, чтобы построить свою жизнь на этих принципах, а не только заниматься методами Йоги. Выберите один принцип Йоги и работайте с ним в течение месяца, так, чтобы это стало вашей садханой, как преподавателя. В следующем месяце выберите другой принцип и работайте с ним также в течение месяца, а затем продолжайте работать таким способом с остальными принципами.

Каковы эти принципы? Много преподавателей Йоги не задумывались, каковы их силы, слабости, амбиции и потребности. Поэтому преподаватели Йоги должны заниматься садханой регулярно. Так же, как вы готовитесь к вашим занятиям, перелистывая страницы книги и делая заметки, так же, как вы готовитесь к публичной лекции — таким же образом вы должны быть в состоянии, глядя в дневник, признавать то, чем вы являетесь и где вы находитесь, что в этот момент выдвигается в вашей жизни на передний план. Какая сила выступила на первый план, какая слабость выступает на первый план, что является внешним, что является внутренним, что является самскарой, что является желанием. Таким способом преподаватели должны контролировать свои собственные умственные состояния.

Наряду с этим, преподаватель должен сделать так, чтобы находиться перед занятием в позитивном настроении. Как этого добиться?Не так, чтобы, прибежав домой с работы, быстро переодеться и бежать на занятия в класс Йоги со всем грузом напряжений вашей работы, и там учить студентов расслабляться, в то время как ваш собственный ум находится в напряжении. Перед проведением урока Йоги преподаватель должен быть уверен, что находятся в правильном умственном состоянии, чтобы дать урок, и для этого должен сделать хотя бы десятиминутную медитацию. С помощью этих десяти минут медитации он должен идентифицироваться с принципами Йоги и сам стать теми принципами.

Свами Шивананда дал очень ясные признаки йогических принципов, которые нужно внести в свою жизнь. Они известны как Восемнадцать ИТИ: ясность, регулярность, отсутствие тщеславия, искренность, простота, правдивость, хладнокровие, неподвижность, нераздражительность, адаптируемость, смирение, упорство, честность, благородство, великодушие, милосердие, щедрость и чистота. Как преподаватель, в течение одного месяца практикуйте ясность по десять минут перед вашим уроком, а затем давайте урок, утверждая это состояние ясности. Как преподаватель Йоги, в течение одного месяца занимайтесь отсутствием тщеславия. Сначала наблюдайте ваше тщеславие, затем пробуйте управлять вашими реакциями, вашим эго, вашей гордостью, и давайте урок, наблюдая себя, так же как студентов.

Поэтому преподаватели Йоги должны стать более скромными, чем студенты, потому что, наряду с преподаванием в классе, они должны учиться управлять собой. Когда мы имеем собираемся стать преподавателем, мы отождествляемся с эго. Когда есть идентификация с эго, тогда невозможно соединение с йогическими принципами. Давать людям информацию, как заниматься Йогой или как преподавать Йогу — не является реальным критерием преподавателя Йоги. Чтобы превосходить других, как преподаватель Йоги, вы должны отождествиться с принципами Йоги, а не с методами. Учите людей методам Йоги, но для себя занимайтесь принципами Йоги (яма и нияма) Только обучая себя тому, как управлять своей умственной неустойчивостью и негативностью, вы можете стать хорошим преподавателем Йоги.

Какие качества делают настоящего преподавателя Йоги?

Вы найдете ответ в книге «Чайка Джонатан Ливингстон». Джонатан Ливингстон был дерзкой молодой чайкой, он хотел узнать, как научиться летать очень быстро. Он испытал и успех, и неудачу в жизни, но в конечном счете стал мастером. В конце, когда молодые чайки прилетели к нему, чтобы узнать, как летать, он просто сказал им: «Давайте начнем с азов.» Человек, который может сказать: «Давайте начнем с основ», является истинным преподавателем Йоги. Но человек, который старается выполнять ожидания студентов, забывая основы — не преподаватель Йоги. Каждая система имеет дисциплину. Когда вы начинаете изучать математику, вы не взлетаете сразу к высшей математике или высшей алгебре, вы начинаете с простого сложения и вычитания. Именно так и должен начинать преподаватель Йоги, независимо от того, что люди думают.

Преподаватель Йоги должен иметь план и придерживаться его. Он не должен изменять план согласно желанию студентов. Мы склонны прислушиваться к различным мнениям, потому что мы думаем, что, если не дадим то, что студенты хотят или ожидают, они уйдут к другому преподавателю, а мы потеряем доход. Эта мысль создает боязнь в уме преподавателя, и тогда трудно преподавать Йогу должным образом. Обучение Йоге не должно быть изменено, ограничено или сужено, с учетом тех или иных студентов, которые приходят на занятия. Вы должны иметь план и следовать за ним. В вашем плане всегда начинайте с основ, будьте простым преподавателем Йоги. В процессе изучения вы должны осваивать различные методы и их детали, но когда вы преподаете, всегда начинайте с основ. Когда вы овладеваете более сложными техниками, вы, как преподаватель, начинаете задирать голову. Итак, простота инструкции, простота практики и простота в руководстве студентами должна стать признаком преподавателя Йоги. Не следует также показывать или доказывать, что вы знаете больше, чем другие преподаватели.

 

Значение понятия "виньяса"

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса" имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке.

Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения.

В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место.

Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.

Виньяса крама

В 30 и 40-х годах 20 века Гуруджи (Кришнамачарья) учил в йогашале, a так же в других местах, вхождению в асану путем выполнения виньясы. В это время он часто устраивал "йога туры", с подачи патрона Шри йогашалы махараджа Майсора, тогда он был молод, да и мы были в расцвете сил.

Он учил нас асанам в связке с широко известным Сурья намаскар /приветствие солнца/. Но по сути Сурья намаскар - это и есть асаны. Асана, такая как - Урдхва Хастасана, Уттанасана, Чатуранга Дандасана, Урдхва Мукха Шванасана и Адхо Мукха Шванасана /смотрите рисунок внизу/, были соединены различными способами на пути к основной позе.

Для примера, чтобы выполнить Пасчимоттанасану, нужно было выполнить Самастхити, Урдхва Хастасану, Уттанасану, Чатуранга Дандасану, Урдхва Мукха Шванасану, Чатуранга Дандасану, Адхо Мукха Шванасану, Лоласану, Дандасану и наконец, Пасчимоттанасану. Выход из асаны сопровождался зеркальной последовательностью до Самастхити.

Сегодня этот способ практики асан в последовательности или виньяса крама широко известен как "джампингс" /посмотрите рисунок/.

Начиная с 1937 года, когда я жил в Пуне, и до 60-70х годов, я преподавал этот метод в различных образовательных учреждениях.

Детям и молодым нравиться такой стиль практики, они наслаждаются его быстротой, резвостью, скоростью и разнообразностью.

Но в конце 40-х Гуруджи отошел от него. В моем случае, я продолжил следовать данному стилю, потому, что в то время я обучал в школах, колледжах, давал уроки кадетам National Defence Academy - я следовал ему, так как это было необходимо. В институте /главный центр в Пуне/ мы даже сейчас продолжаем использовать данный метод для детских классов и иногда для других.

Но он не практикуется на постоянной основе. В детском классе я часто использую виньяса краму. Если, я должен погрузить их в глубину асаны, то я сохраняю их энергию от "джампингс" и заставляю их сконцентрироваться на частях тела, участвующих в асане, и побуждаю задействовать ум, наполняя их тела знанием глубины.

Я обучал, так называемой, виньяса йоге на протяжении многих лет, так как моим юным ученикам нужна была мощь, сила и выносливость. Когда, те же самые ученики достигали 35-40 лет, они были измучены данным методом и начинали сваливать. Из-за большого оттока практикующих, я был вынужден изменить мой способ практики и преподавания с чисто физического уровня на изучение более глубоких аспектов йоги.

В те дни Пуна /йога центр/ была храмом физкультуры, и это было знаменитым местом по выпуску спортсменов.

Практикуя виньяса краму, люди с диабетом, с давлением, гиперактивностью, разболтанными нервами и проблемами спины ощущали жар в глазах и ушах.

Затем я подумал, что если я буду продолжать в том же направлении, то такая йога долго не просуществует. Так, я прекратил давать им виньясу, что, безусловно, положительно сказалось на их практике - они не задыхались, не уставали, а самое главное перестали добавляться проблемы со здоровьем, которые появлялись после йоги с виньясой.

Я начал исследовать внутреннее, скрытое тонкое тело и стал объяснять моим студентам искусство внутреннего наблюдения и осознавания - взамен прыжков в виньясе.

Это зажгло интерес и собрало новый импульс для практики йоги и заслужило уважения. В молодые годы на демонстрациях по всему миру, я делал практику с виньяса крамой - показывая внутреннюю экспрессию и динамизм. Я очаровывал зрителей. Шло время, и я стал показывать несколько асан с прыжками, а затем давал объяснения о внутренних аспектах практики. Публика начала умолять меня давать все более подробные объяснения.

С тех пор, я начал делать демонстрации и лекции все больше о уме, разуме и сознании, и о том, как они преломляются в теле в различных асанах. Я хотел бы определенно признать, что я подтолкнул слушателей к познанию данного предмета, и затем замотивировал их познать истинную глубину - все это добавило уважение данному искусству.

Так, мое устоявшееся мнение насчет джампингс в асанах - прыжки работают на уровне физики или на внешнем уровне тела и, что виньяса это последовательность для достижения завершающей или конечной формы асаны. Любой, кто делает джампингс, сосредоточен только на этом, потому, что его ум будет прыгать и двигаться, а не сосредоточен на осознавании и исследовании темных уголков тела. Для меня центрированность - есть стабильность, а проникновение в темные уголки тела - просветление.

Даже, в этом подходе проницательности, есть виньяса крама, но она применяется в другом ментальном состоянии и отношении. По средствам этого подхода концептуальный ум и разумность вместе с энергией /прана/ и осознаванием /праджня/ накапливаются в системе в различных аспектах человеческого существа последовательно и постепенно.

К тому же, виньяса крама не обязательно быстрые движения с джампингс /прыжками/ Сурья Намаскар. Это можно выполнять и с медленными движениями тоже. К примеру, вам нужно принять Саламба Ширшасану /стойку на голове/ - можно подготовить себя к перевернутому положению путем выполнения последовательности асан - Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Прасарита Падоттанасана/наклон из положения стоя с широко разведенными ногами/, Джану Ширшасана /наклон из положения сидя - голова к колену/, Пасчимоттанасана /складка сидя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/. После того, как время выдержки Ширсасаны подойдет к концу, можно повторить последовательность в обратном порядке.

Этот вид виньясы осознано подводит к Саламба Ширсашане /смотрите рисунок/, подготавливая на физическом и ментальном уровнях.

Путешествие в обратном порядке, после завершения основной асаны, поддерживает ощущение покоя и спокойствия. Помимо этого, подготовительная последовательность помогает тем, кто физически слаб, страдает высоким давлением или проблемой с глазами.

С другой стороны, Адхо Мукха Врикшасана /стойка на руках/, Пинча Маюрасана /стойка на предплечьях/ оживляют нас перед Саламба Ширшасаной/ - смотрите рисунок.

Когда основная асана практикуется с виньяса крамой - это называется сампутана крия - упаковка /смотри рисунок/.

Висаманьяса крама

В противоположность виньясе, есть понятие - висаманьяса. Висаманьяса - значит расположение в разрозненном или непринятом порядке. Безусловно, что это не лишено логики. Точнее, это метод вызова. В нем асаны из разных категорий соединяются вместе без прерывания потока движений. Для примера, Эка Пада Ширшасана /нога за головой/ и различные вариации, выполненные в потоке, носят название - градхана стхити /завязывание тела в узел/. Эта серия выглядит так: Эка Пада Ширшасана из положения сидя /упавиштха стхити/, Скандасана /наклон или пасчима пратана стхити/, Бхайравасана /лежа на спине или супта стхити/, Кала Бхайравасана или Чакорасана / баланс на руках или пхуджатоласана стхити/, Дурвашасана /стоячая или утиштха стхити/, Ричикасана /уттиштха пасчима пратана стхити/ и так далее - смотрите рисунок.

Смешанную группу асан так же можно назвать как последовательность висаманьяса. К примеру, Тадасана /гора/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Парипурна Навасана /лодка/, Уткатасана /поза стула/, Уштрасана /поза верблюда/, Капотасана /поза голубя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/ и так далее - смотрите рисунок.


Так как у детей гибкое тело, то они наслаждаются практикой в таком стиле - когда смена асан в последовательности связана с вызовом. Мой гуру просил меня практиковать асаны именно в этом ключе. Он просил исполнить Саламба Ширшасану /стойку на голове/ и внезапно прыгнуть в Натараджасану /поза великого танцора/.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1098; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!