Вьяяма, как самостоятельная практика. Вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов
Вьяяма (вияма, хинди IAST vyāyāma — «растягивать», «разрабатывать») — динамические упражнения в йоге. Традиционно, упражнения вьяяма подразделяют на две категории — «сукшма» («мягкие») и «стхула» («жесткие»). Традиция вьяям встречается в Бихарской школе йоги, школе Шри Йогендры и в йоге натхов. Самый известный труд по вьяямам «Йога-сукшма-вьяяма», автора Дхирендра Брахмачари.
Йога сукшма-вьяяма (в переводе "мягкая динамика") характеризует сущность вьяямы. Основное название упражнений — викасака. Викасака (санскр. vikasaka — открытие, расширение, углубление) — это проработка различных частей тела, снятие блоков и зажимов, оказывающая влияние как на физическое, так и на психическое состояние.
Основатель: Махариши Картикейя и его приемник Дхирендра Брахмачари
Основателем Брахмачари йоги считается Махариши Картикейи, но данный стиль йоги получил известность благодаря его ученику Дхирендре Брахмачари. Сегодня традиции Брахмачари хранит его преемник — Бал Мукунд Сингх. Еще один известный ученик Брахмачари — швейцарец Рейнхард Гамельтхаллер преподает приближенно к традиции, но называет свой стиль «Кундалини-йогой».
Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – это упражнение. Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukshma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.
|
|
В практике Брахмачари йоги большое внимание уделяется подготовке тела к работе в асанах — очистительным процедурам — «шаткармам» и двум видам динамических упражнений:
Хатха-йога Прадипика. Общие положения.
«Хатха-йога-прадипика» (санскр. «прояснение Хатха-йоги») написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Свами Горакши.
Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Другие два текста, датируемые более поздним периодом, это «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Представляет собой собрание ранних источников с добавлением собственной практики йоги Сватмарамы. Существует много переводов этого текста — в том числе и на русский. Текст написан в рамках индуистской философской школы йоги и посвящён Шиве[3], который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о хатха-йоге своей божественной супруге Парвати.
|
|
Считается одним из самых авторитетных трактатов по Хатха йоге. В этой книге Сватмарама описывает садхану, путь йоги. И начинается Хатха Йога прежде всего с асан и шаткарм. Будучи весьма дальновидным и опытным практиком, Сватмарама понимает, что бесполезно начинать с Ямы (самоконтроль) и Ниямы (самодисциплины), пока ум не приведен в должное состояние, не обрел нужные качества. И потому упор в практике прежде всего делается на практику асан и шаткарм. В начале нужно овладеть крийями, что приведет тело и ум в состояние, необходимое для практики, придаст уму и телу практикующего нужные качества. Прежде всего нужно дисциплинировать тело, это база, на котрой будет потом основана вся практика. Прадипика состоит из четырех частей:
1. Асана
2. Пранаяма и Шаткарма
3. Мудра и Бандха
4. Самадхи
В имеющемся русском переводе текст состоит из 382 строф, и разделён на четыре части:
1. глава описывает родословную преемственности, асаны и рекомендации по питанию. По одной шлоке уделяется для перечисления правил ямы (сдержанность в поведении) и ниямы (соблюдаемые ограничения) - 67 шлок.
2. глава описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения) - 78 шлок.
3. глава рассказывает о мудрах, бандхах («замках»), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течёт прана), и энергии кундалини - 130 шлок.
4. глава описывает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи - 114 шлок.
Главы, доступные в английском переводе:
1. глава. Мудры - 188 шлок.
2. глава. Пратьяхара - 61 шлока.
3. глава. Раджа-йога - 67 шлок.
4. глава. Нада йога - 51 шлока.
5. глава. Знание времени - 42 шлоки.
6. глава. Освобождение вне тела - 43 шлоки.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1476; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!