Самадхи (определение). Связь духовного роста с кармой в традиционной индийской философии



Главная цель Йоги - освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых одним словом "Йога". При этом происходит осознание своего собственного "Я" как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное "Я" едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Сама'дхи — в индуистской и буддийскоймедитативных практиках — состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване.

§ самадхи – нет субъекта, нет объекта, существует только знание.

По Вивекананде: «Если ум может сосредоточиться на точке в течении 12 секунд, то это дхарана, 12 дхаран составляют дхьяну, 12 дхьян – это уже самадхи.» Практика совмещения трех действий: концентрации сознания (дхарана), сосредоточения (дхьяна) и созерцания (дхьяна,самадхи).

Ка'рма, Ка'мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала.[1] Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Согласно другой точке зрения, гуру, действуя как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы.

 

Базовые типы дыхания: полное йогическое дыхание, дыхание уджайи.

Дыхание йогов - это техника, позволяющая максимально наполнять легкие воздухом, расширяя все их доли. Одну из глав­ных особенностей дыхания йогов представляет попытка созна­тельно управлять движением диафрагмы. Разумеется, межреберные, брюшные и другие мышцы также используются, но в йогическом дыхании нас больше всего интересует именно управление диафрагмой.

Существует 3 типа дыхания в йоге – верхнее, среднее и брюшное, или дыхание животом, которые последовательно соединяются, образуя технику полного дыхания йогов.

 

Верхнее дыхание

Техника выполнения

При этом типе дыхания вы должны стараться не расширять и не сокращать ни грудную клетку, ни живот. Это не так легко, но всё же постарайтесь. Держите руки на груди, чтобы вы могли определить, движется ли грудная клетка. Слегка сократите мышцы живота.

Теперь постарайтесь вдохнуть, подтягивая ключицы и плечи к подбородку. Возможно, поначалу этобудет немного трудно. Хороший метод – вдыхать и выдыхать с шипящим звуком (как у спящего); это автоматически вызывает верхнее дыхание. Выдохните, отводя плечи и ключицы вниз от подбородка. Не обязательно дышать таким образом слишком долго; достаточно лишь почувствовать, как действует верхнее дыхание, и убедиться, что оно требует много усилий и не позволяет вдыхать или выдыхать большое количество воздуха.

Среднее дыхание

Техника выполнения

Можно выполнять в положении лёжа или сидя. Постарайтесь расслабиться, насколько это возможно. Суть этого типа дыхания в том, чтобы дышать за счет движения грудной клетки.В течение всего упражнения старайтесь не двигать животом; это достигается за счет лёгкого сокращения мышц живота. Можно положить руки на грудь, чтобы ощутить расширение и сжатие грудной клетки. Медленно вдохните, расширяя грудную клетку вперёд и вверх. Вы обнаружите, что дышать глубоко невозможно из-за ограниченной возможности расширения грудной клетки. Помните, что нужно стараться не использовать живот для вдоха.

В конце вдоха задержите дыхание на одну—две секунды. Затем медленно выдохните, втягивая грудь внутрь и вниз. Мышцы живота остаются слегка сокращенными, но без напряжения. В конце выдоха ненадолго задержите дыхание. Снова медленно вдохните. Повторите этот процесс от 10 до 20 раз или больше, если позволяет время.

Брюшное дыхание

Техника выполнения

Расслабьте всё тело. Одну руку положите на живот возле пупка, чтобы почувствовать, что ваш живот действительно движется вверх и вниз. Сделайте полный медленный выдох.

Помните, что именно движение диафрагмы обеспечивает брюшное дыхание.

Выдыхая, почувствуйте, как ваш живот сокращается; пупок движется по направлению к позвоночнику. В конце выдоха диафрагма будет полностью расслаблена и выгнута вверх, в полость грудной клетки. Задержите дыхание на секунду или немного больше. Сделайте вдох, стараясь не расширять грудную клетку и не двигать плечами. Почувствуйте, как ваш живот расширяется, и пупок двигается вверх.

Старайтесь вдыхать медленно и глубоко. В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения. Задержите дыхание на секунду или две. Затем снова медленно и до конца выдохните. Снова постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.

Старайтесь вдыхать медленно и глубоко. В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения. Задержите дыхание на секунду или две. Затем снова медленно и до конца выдохните. Снова постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.

Ненадолго задержите дыхание, вдохните и снова повторите весь цикл. Это и есть брюшное дыхание. Продолжайте выполнять это упражнение. Сделайте 10—20 вдохов и выдохов или больше, если позволяет время.

Безусловно, йога и, в частности, пранаяма (техники дыхания) могут принести большую пользу нашему здоровью. Но, несмотря на это, в йоге существуют и некоторые противопоказания.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 880; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!