Особенности релаксации в йоге для начинающих



Недостаточное понимание учеником техники выполнения шавасаны приводит к тому, что его практика заканчивается на негативной ноте: он вынужден какое–то время лежать без движения, и каждая минута шавасаны становится для него пыткой, а момент выхода – освобождением. После такой релаксации он, недовольный пустой потерей драгоценных десяти минут, спешит по своим делам, которые успел обдумать в так называемой «шавасане». При этом на заднем плане у него маячит мысль о том, что в следующий раз он не позволит так бездарно отнимать у него время. То есть следующего раза может просто не быть… Таким образом, инструктор теряет ученика из–за неграмотного погружения в асану, а ученик теряет интерес к йоге. Увы, такое встречается нередко.

Конечно, описанное выше выполнение шавасаной назвать нельзя. И виноват в таком выполнении, скорее всего, инструктор, который не объяснил основных принципов асаны и не провёл ученика по первым её ступеням. Но даже при хорошем инструктаже новичку шавасана не покажется такой уж привлекательной, потому как она требует неожиданно серьёзной работы над собой, работы со своими внутренними ощущениями. Если человек пришёл к тому, что тело нуждается в оздоровлении, он далеко не всегда придерживается тех же взглядов касательно своего внутреннего – психического и ментального – мира. Работа с ощущениями и вниманием оказывается куда сложней физической, во многом поэтому некоторые инструкторы, дабы не испугать сложностью асаны своих подопечных, предпочитают сводить шавасану к бесцельному лежанию на коврике. Облегчая жизнь себе, они, тем самым, как уже было сказано, наносят ущерб самочувствию своих учеников. Так йога превращается в гимнастику, а ведь ограничений для занятий гимнастикой куда больше, чем для занятий йогой…

Одна из задач инструктора – сделать шавасану если и не привлекательной, то, по крайней мере, нетрудной для начинающего. Человек, не искушённый в йоге, скорее всего, не умеет управлять своим вниманием и успокаивать ментальные волны, что является необходимым условием шавасаны. Привести его к глубокой релаксации невозможно с первого занятия, поэтому разучивание шавасаны должно быть постепенным. Но главное – донести до занимающегося необходимость работать в этой позе, иначе все усилия будут впустую.

На первом этапе новичку сложно будет даже расслабить тело, не говоря уже об остальных планах. Работая с группой, конечно, нельзя разучить шавасану с каждым отдельным занимающимся: у кого–то она пойдёт быстрее, кому–то будет сложнее, чем остальным. Поэтому ориентироваться в группе всегда нужно на слабейшего. В любом случае, успех в шавасане будет тем грандиозней, чем дольше и детальнее был путь к ней, – это ученикам тоже важно понимать.

Для облегчения обучения важен не только групповой дух занимающихся, их сконцентрированная направленность на результат, но и место и время практики. Продвинутые йогины способны погрузиться в релаксацию даже в битком набитом вагоне метро, в то время как новичку будет мешать даже жужжание мухи в идеально тихом, чистом и светлом зале. Поэтому на первых занятиях очень важен не только и не столько сам инструктаж, сколько элементарно тембр и окраска голоса инструктора, проводящего учеников в дебри их сознания. В шавасане практикующий отвлекает от внешнего мира все органы чувств, но начинающему полное отвлечение вряд ли принесёт пользу – слуховой канал всё–таки нужно задействовать для того, чтобы помочь занимающемуся сохранять внимание на нужных областях. Со временем слуховое воздействие сводится к минимуму.

Бандхи, Мудры и Дришти- универсальные методы энергоуправления.

Бандхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спрессованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

-мула (корневой замок)

-уддияна(брюшной замок)

-джаландара (горловой замок)

-кхечари (языковой замок)

Набхи-бандха или Кхечари бандхаТехника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Джаландхара бандха. Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Уддияна бандха. Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой.

Уддияна бандха включает в себя втягивание внутрь и подтягивание вверх живота и желудка.

Она может выполняться сидя, стоя или лежа на спине. Первоначально она должна практиковаться стоя. Она всегда должна выполняться на совершенно пустой желудок, причем желательно также перед занятием опрожнить кишечник.

Мула бандха.

"Мула бандха" означает "корневой замок". Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Мула бандха разделяется на три части (зоны)

·Ашвини мудра –«Лошадиный анус» –анальный сфінктер

Йони мудра (Муладхара-мудра) - «Влагалище»- у женщин и передняя часть пениса у мужчин

Ваджроли мудра-«Молния» – мочеиспускательный канал и зона клитора у женщин и зона пениса у мужчин

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системыорганизма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Шактичоланимудра

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение:Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Маха бандха (или большой замок).

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, Джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Выполняется после задержки дыхания на выдохе поочередно втягивая бандхи(как волна)снизу вверх,а расслабление (легкое отпускание бандх)сверху вниз,далее выполняется вдох

Польза.

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Чтобы осознать внутренне тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации.

Дришти– это средство предназначеннше для того, чтобы не отвлекаясь на внешний мир, сосредоточится на своей практике. Другими словами дришти – это средство предназначенное сбалансировать нашу внешнюю и внутренюю практики.

Дришти

Дришти или направление внимания, концентрация на определенной точке, помогает не отвлекаться, сохранять концентрацию. Это способствует прогрессу в практике и приближает практикующего к состоянию Дхараны. Для фиксации дришти не всегда нужно направлять взгляд в точку дришти, достаточно изнутри направить туда внимание, визуализировать поток энергии через нее.

В Аштанга-виньяса йоге используются следующие дришти:

Насагра – кончик носа

Бхру-мадхья – точка межбровья, проекция Аджня чакры на лоб(третий глаз)

Наби-чакра – пупок

Хастагра – пальцы рук, рука

Падхайорагра – большие пальцы ног

Паршва – (вбок, сторона) далеко вправо, далеко вліво

Ангушта-мадхья – на ладони (большие пальцы рук)

Урдхва (Антара) – вверх, в небо

МУДРА — древний способ помочь себе.Это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Мудра, в переводе с санскрита, означает «дарующий радость», другой вариант перевода — «печать».

Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.

Мудра — простой и доступный способ помочь себе.

Пальцы рук. Немного информации.

Известно, что наше тело — сложный энергетический механизм, тесно связанный с энергетикой Земли и Солнечной системы.

Каждому пальцу руки соответствует энергетика определенного участка тела.

Посмотрим на свои пальцы:

Большой палец, как утверждается, соотносится с волей, логикой, любовью и «эго» человека.

Указательный палец связан с познанием, мудростью, властолюбием и уверенностью в себе.

Средний палец вносит равновесие в жизнь, так как связан с терпением и способностью контролировать чувства.

Безымянный палец отвечает за здоровье, активность и жизненную энергию.

Мизинец соотносится с творческими способностями человека, умением видеть и ценить прекрасное.

 

Асаны, вопросы по таблице.

Падангуштасана.

Супта означает «лежа», пада — «стопа», а ангуштха — «большой палец». Асана выполняется в три этапа.

Техника
1. Лягте на спину. Подтяните коленные чашечки и как следует вытяните ноги.
2. Сделайте вдох, поднимите левую ногу и приведите ее в положение перпендикулярно полу. Продолжайте вытягивать правую ногу вдоль пола и опустите правую ладонь на правое бедро.
3. Поднимите левую руку и захватите большой палец левой ноги, зажав его между большим, указательным и средним пальцами. Сделайте 3–4 глубоких вдоха.
4. С выдохом оторвите голову и корпус от пола, согните левую руку в локте и притяните левую ногу к голове, не сгибая ее в колене. Опустите ногу ниже, одновременно направив к ней голову и корпус. Поместите подбородок на левое колено (фото 285). Оставайтесь в этомположении в течение 20 секунд. Продолжайте максимально вытягивать правую ногу вдоль пола. Дышите в нормальном ритме.

5. На вдохе опустите голову и корпус на пол и верните левую ногу в вертикальное положение. На этом первый этап асаны за вершен.

6. На выдохе захватите большой палец левой ноги, согните левую ногу в колене и приведите большой палец к правому плечу. Согните левую руку в локте и заведите ее за голову. Поднимите голову так, чтобы она оказалась в пространстве между левым предплечьем и левой голенью. Сделайте несколько глубоких вдохов.

7. На вдохе опустите голову на пол и приведите левую руку перед головой. Выпрямите левую ногу и левую руку. Верните левую ногу в вертикальное положение, не отпуская большой палец. Все это время вытягивайте правую ногу вдоль пола и не убирайте правую ладонь с правого бедра. На этом второй этап позы завершается.

8. С выдохом отведите левую руку и ногу влево и опустите их на пол. При этом не смещайте голову и корпус и не отрывайте правую ногу от пола. Не отпускайте большой палец левой ноги. Приведите левую руку на один уровень с плечами. Оставайтесь в этом положении в течение 20 секунд. Не сгибайте левую ногу в колене. Дышите в нормальном ритме.
9. Не сгибая левую ногу в колене, на вдохе верните ее в вертикальное положение. Не отпускайте большой палец и продолжайте вытягивать правую ногу вдоль пола.
10. С выдохом отпустите большой палец, опустите левую ногу на пол и вытяните ее вдоль правой. Поместите левую ладонь на левое бедро. На этом третий этап асаны завершается. Поначалу довольно сложно вытягивать правую ногу вдоль пола и не сгибать ее в колене во время всех трех этапов выполнения позы. Поэтому можно попросить друга толкать рукой правое бедро в участке прямо над коленом к полу или прижимать правую стопу к стене.
11. Выполнив позу левой ногой, сделайте несколько глубоких вдохов, а затем повторите позу вправо, меняя левую сторону на правую, и наоборот.

Эффект
Асана равномерно разрабатывает мышцы ног. Она чрезвычайно полезна при ишиасе и параличе ног, поскольку во время ее выполнения существенно улучшается кровоснабжение ног и таза, что восстанавливает нервные окончания. Асана избавляет от тугоподвижности тазобедренных суставов и предупреждает образование грыж. Ее можно практиковать как мужчинам, так и женщинам.

БИЛЕТ № 13


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1030; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!