Этические и моральные принципы йоги / Яма и Нияма/



БИЛЕТ № 1

Йога: определение и суть, как физической и духовной практики.

Слово «Йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает связывать, соединять, прикреплять, переплетаться, направлять и концентрировать внимание, чтобы использовать его в медитации. Йога, следовательно, — это искусство, которое делает непоследовательный и рассеянный ум последовательным и сосредоточенным. Это единение человеческой души с Богом.

Йога—совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Существуют следующие Даршаны, или школы: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Пурва
Миманса и Уттара Миманса

Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведийской религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).

За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Сначала Йога покоряет тело, принося ему здоровье и силу. Затем она снимает покров различий между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к умиротворению и абсолютной чистоте.

Йога систематически обучает человека тщательному и эффективному поиску божественного в себе. Практикующий познает себя от внешнего тела до внутренней сути. Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств он переходит к уму, который контролирует эмоции. Затем он проникает в интеллект, который руководит умом. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (читта). Последняя ступень — от сознания к его Сути, к самому его существу (Атма).

Таким образом, Йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты — к свету и от смерти — к бессмертию.

Йога является универсальной практической наукой: йога универсальна по практике и применению, независимо от культуры, национальности, расы, касты или уровня жизни, пола, возраста, и уровня физической подготовленности. Это практическая наука. Ни посредством чтения литературы по йоге или древних текстов, ни при их обсуждении, ни благодаря соблюдению аскезы человек не станет реализованным йогином. Без регулярной практики невозможно ни ощутить пользу от упражнений йоги, ни раскрыть свойственный этим упражнениям потенциал. Только регулярные занятия йогой (садхана), представляют собой систему, способную совершенствовать тело и сознание. Для достижения высших ступеней йоги, от практикующего требуется несгибаемое намерение в занятиях по тренировке тела и ума, и очищении сознания.

Дословно, термин Садхана переводится, как регулярная практика определенных техник, способствующих достижению духовной цели. Именно садхана делает самореализацию и духовный опыт возможными.

Главная цель Йоги - освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых одним словом "Йога". При этом происходит осознание своего собственного "Я" как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное "Я" едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Таким образом, Йога - это движение, направленное от иллюзии к истинной реальности, от преходящего к вечному.

 

 

Этические и моральные принципы йоги / Яма и Нияма/.

Автор Йога-сутр, Патанджали в своем трактате называет восемь ступеней аштанга-йоги. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы. Первые две ступени йоги являются как бы подготовительными. Называются эти две ступени "яма" и "нияма", оба слова происходят от одного корня. Эти слова синонимы. Первому слову придается смысл "воздержание", второму "соблюдение обетов".

5 правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.
1.«Ахимса» - никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда

2.«Брахмачарья» - воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.

3. Астейя» - «не укради». Скупость и зависть, сладкая ложь и преследование корыстных целей под личиной честности — все это должно быть отметено.

4. Сатья» - это честность. Человек должен быть правдив в мыслях, словах и делах. Но эта правда не должна ранить окружающих: слова горькой правды произносить не следует.

5. «Апариграха» - непринятие даров, необладание, запрет на желание обладать.

Нияма – вторая ступень йоги. Это указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.

1.«Шауча» - соблюдение Бахир шауча(внешнее очищение) и Антах шауча (внутреннее очищение).

Бахир шауча включает в себя мытье наружных частей тела красной глиной и водой. Антах шауча означает видеть в каждом создании друга и помогать всем живым существам. Это означает, что разум воспринимает все сущее как друга и видит в нем отражение Бога. Такого рода концентрация внимания на Высшей Сущности и называется антах шауча.

2.«Сантоша» - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.Если ум человека устремлен в одном направлении, если человек всегда чувствует себя счастливым и никогда ни о чем не жалеет, то он испытывает удовлетворение (сантошу). Практикующий сантошу постоянно пребывает в радости.

3.«Тапас» - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.Выполнение ритуалов для тренировки тела и органов чувств.

4.«Свадхиайя» - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.это чтение ведических текстов и молитв согласно особым правилам.

5.«Ишвара Пранидхана» - или посвящение себя Богу. Это значит, что все свои действия, все намерения — высказанные и невысказанные — человек совершает без расчета на их плоды. Результаты всех поступков он предлагает Господу.

Базовые типы дыхания.

Дыхание йогов - это техника, позволяющая максимально наполнять легкие воздухом, расширяя все их доли. Одну из глав­ных особенностей дыхания йогов представляет попытка созна­тельно управлять движением диафрагмы. Разумеется, межреберные, брюшные и другие мышцы также используются, но в йогическом дыхании нас больше всего интересует именно управление диафрагмой.

Существует 3 типа дыхания в йоге – верхнее, среднее и брюшное, или дыхание животом, которые последовательно соединяются, образуя технику полного дыхания йогов.

Верхнее дыхание

Техника выполнения

При этом типе дыхания вы должны стараться не расширять и не сокращать ни грудную клетку, ни живот. Это не так легко, но всё же постарайтесь. Держите руки на груди, чтобы вы могли определить, движется ли грудная клетка. Слегка сократите мышцы живота.

Теперь постарайтесь вдохнуть, подтягивая ключицы и плечи к подбородку. Возможно, поначалу этобудет немного трудно. Хороший метод – вдыхать и выдыхать с шипящим звуком (как у спящего); это автоматически вызывает верхнее дыхание. Выдохните, отводя плечи и ключицы вниз от подбородка. Не обязательно дышать таким образом слишком долго; достаточно лишь почувствовать, как действует верхнее дыхание, и убедиться, что оно требует много усилий и не позволяет вдыхать или выдыхать большое количество воздуха.

Среднее дыхание

Техника выполнения

Можно выполнять в положении лёжа или сидя. Постарайтесь расслабиться, насколько это возможно. Суть этого типа дыхания в том, чтобы дышать за счет движения грудной клетки.В течение всего упражнения старайтесь не двигать животом; это достигается за счет лёгкого сокращения мышц живота. Можно положить руки на грудь, чтобы ощутить расширение и сжатие грудной клетки. Медленно вдохните, расширяя грудную клетку вперёд и вверх. Вы обнаружите, что дышать глубоко невозможно из-за ограниченной возможности расширения грудной клетки. Помните, что нужно стараться не использовать живот для вдоха.

В конце вдоха задержите дыхание на одну—две секунды. Затем медленно выдохните, втягивая грудь внутрь и вниз. Мышцы живота остаются слегка сокращенными, но без напряжения. В конце выдоха ненадолго задержите дыхание. Снова медленно вдохните. Повторите этот процесс от 10 до 20 раз или больше, если позволяет время.

Брюшное дыхание

Техника выполнения

Расслабьте всё тело. Одну руку положите на живот возле пупка, чтобы почувствовать, что ваш живот действительно движется вверх и вниз. Сделайте полный медленный выдох.

Помните, что именно движение диафрагмы обеспечивает брюшное дыхание.

Выдыхая, почувствуйте, как ваш живот сокращается; пупок движется по направлению к позвоночнику. В конце выдоха диафрагма будет полностью расслаблена и выгнута вверх, в полость грудной клетки. Задержите дыхание на секунду или немного больше. Сделайте вдох, стараясь не расширять грудную клетку и не двигать плечами. Почувствуйте, как ваш живот расширяется, и пупок двигается вверх.

Старайтесь вдыхать медленно и глубоко. В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения. Задержите дыхание на секунду или две. Затем снова медленно и до конца выдохните. Снова постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.

Старайтесь вдыхать медленно и глубоко. В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения. Задержите дыхание на секунду или две. Затем снова медленно и до конца выдохните. Снова постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.

Ненадолго задержите дыхание, вдохните и снова повторите весь цикл. Это и есть брюшное дыхание. Продолжайте выполнять это упражнение. Сделайте 10—20 вдохов и выдохов или больше, если позволяет время.

Безусловно, йога и, в частности, пранаяма (техники дыхания) могут принести большую пользу нашему здоровью. Но, несмотря на это, в йоге существуют и некоторые противопоказания.

 

Асаны, вопросы по таблице.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2035; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!