Cписок литературы и интернет-ресурсов



1. Информационно-образовательный проект «Философия: студенту, аспиранту, философу» // Режим доступа: http://philosoff.ru

2. Библиотека Гумер – Философия // Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

3. Научная электронная библиотека // Режим доступа: http://elibrary.ru

4. Бажин, В.Ю. Эволюционные процессы и динамика науки [Текст] / В.Ю. Бажин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 3. - С. 148-151.

5. Берков, В.Ф. Структура и генезис научной проблемы [Текст] / В. Ф. Берков. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 154 с.

6. Карпович, В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон [Текст] / В.Н. Карпович. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1980. – 175 с.

7. Касавин, И.Т. Проблема как форма знания [Текст] / И.Т. Касавин // Эпистемология & философия. – 2009. – № 4. – С. 5-14.

8. Лось, В.А. Глобальный интегрализм как современная форма взаимодействия наук [Текст] / В.А. Лось // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 207-219.

9. Ополев, П.В. Проблемные ситуации в науке [Текст] / П.В. Ополев // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ"). - 2015. Омск: Издательство «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия». - С. 1621-1627.

10. Поппер, К. Логика научного исследования [Текст] / К. Поппер. – М.: Республика, 2004. - 447 с.

11. Степин, В. С. Теоретическое знание [Текст] / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

12. Цофнас, А.Ю. Типы научных проблем [Текст] / А.Ю. Цофнас // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. – СпбГУ, 2004. – С. 133-135.

13. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы: Сб. ст. / Отв. ред. И. П. Меркулов. – М.: РОССПЭ, 1996. – 197 с.

 

ТЕМА VII. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Цели изучения темы:дать представление о динамике науки через соотношение в ней научных традиций и научных революций, раскрыть сущность исторических типов научной рациональности.

ПЛАН

§1. Научные традиции и научные революции. Их роль в динамике научного знания.

§2. Научная рациональность, ее структура и типология.

§3. Глобальные революции и смена исторических типов научной рациональности.

 

Научные традиции и научные революции. Их роль в динамике научного знания.

Основные понятия:научная традиция, новация, научная революция,стиль научного мышления, неявное знание, концепция «движения с пересадками», метод метафор, явление монтажа, концепция «пришельцев», получение побочного результата, парадигма, мини-революции, локальные революции, глобальные научные революции.

Проблема динамики науки порождает проблему открытия нового знания и перестройки предшествующих оснований науки. В этой связи в философии науки активно обсуждается вопрос о соотношении «научных традиций» и «научных революций».

Научная традиция – это система канонизированных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания. В определенном смысле это конвенция, общепринятый договор между учеными относительно адекватности той или иной теории, правил и норм научного познания. Традиция чаще всего вписана в ту или иную научную школу, сообщество.

Традиции различаются, прежде всего, по способу их существования – они либо выражены в текстах, монографиях, учебниках, либо не имеют четко выраженного вербальными средствами (средствами языка) существования. Эту идею высказал в одной из своих наиболее известных работ «Неявное знание» Майкл Полани.

Концепция передачи научных традиций М.А. Розова:

Научные традиции передаются как «социальная эстафета» - за счет передачи и воспроизведения содержащихся в них образцов научной деятельности. Эти  образцы позволяют продемонстрировать, как совершаются те или иные научные операции, но они не дают понимания, как появляются аксиомы, догадки, «красивые» эксперименты – т.е. все то, что составляет момент творчества.

Научная традиция не является жесткой системой, она открыта, включает в себя как явное, так и неявное знание, которое ученый черпает не только из науки, но и из других сфер жизнедеятельности, его личных интересов, пристрастий, обусловленных влиянием той культуры, в которой он живет и творит. Таким образом, можно говорить о многообразии традиций – научных вообще, традиций, принятых в конкретной науке, и традиций, обусловленных культурой, и все они взаимодействуют, порождая новации.

В структуре традиций выделяют 2 уровня:

1) внешние регулятивы (задаются стилем научного мышления - общепризнанными в определенную эпоху нормами научного исследования).

2)внутренние регулятивы — задаются «жестким ядром» традиций, то есть фундаментальными идеями, выход за пределы которых запрещен.

Типы традиций:

1. Вербализованные: существуют в виде текстов (диссертаций, учебников, статей, монографий и т.д.).

2.Невербализованные: не выразимые полностью в языке, предстающие в виде неявного знания (личностного знания – концепция М. Полани). Согласно этой концепции действенная роль традиции воплощается в личных контактах ученых, в отношения учитель-ученик, в создании научных школ и направлений, и, выбирая какую-либо проблематику, методологию, научные понятия и так далее, ученым руководит господствующая традиция в науке.

Функции традиций:

1) обеспечивают закрепление и воспроизводство выдержавших испытание временем образцов прошлой деятельности;

2) управляют ходом научного исследования;

3) противостоят дилетантизму, проникновению в науку дилетантов и шарлатанов.

Однако функцией науки является не только закрепление и воспроизведение закрепленного знания (традиций), но и создание нового знания (новаций). Новации являются результатом смены образцов решения научных задач, возникают на основе выявления в традициях нового, неизведанного.

Новация (от лат. novatio — обновление, изменение) в науке - новое знание, полученное путем преодоления незнания и неведения.

Виды новаций:

а) корректирующие, видоизменяющие старую традицию.

Например: открытие Вильямом Гарвеем большого и малого кругов кровообращения (1628); революция в математике в связи с открытием дифференциального исчисления (И. Ньютон и Г. В. Лейбниц); открытие кислородной теории Лавуазье; переход от механической картины мира к электромеханической в связи с открытием теории электромагнитного поля;

б) вводящие новую традицию, вносящие радикальные изменения в картину мира, в систему идеалов и норм науки (научные революции).

Этапы развития новаций:

1) Выдвижение новаций: связано с возникновением необъяснимых аномалий, что вызывает недовольство научными традициями. Изнутри общества исходит социальный заказ на новое знание.

2) Пролиферация: прививка новаций к телу традиций с целью ее развития.

3) Легитимизация: публикуются работы по тематике новаций, происходит их обсуждение научным сообществом.

4) Концептуализация: новация отрывается от традиций и оформляется на своем фактическом материале и в своей терминологии.

5) Корреспонденция: происходит соотнесение традиций и новаций, выявляется их сходство и различие.

6) Канонизация: превращение новации в научную парадигму.

Способы создания новаций в науке (по М.А. Розову):

Концепция «пришельцев»: в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие. Это изменение ученым сферы научное деятельности, в которую он приносит образцы, установки, методы своей прежней специализации.

  Варианты создания новаций «пришельцем»:

· «Пришелец» пришел в другую науку и свободен от каких-либо традиций, он не связан никакой догмой.

  Например: Вегенер, известный геофизик и метеоролог, создатель теории дрейфа материков до своего открытия изучал астрономию, но затем он перенёс главное внимание на метеорологию, женившись на дочери известного метеоролога В.П. Кеппена. Если бы он был чистым геологом, приверженность традициям в сфере этой науки не привело бы к его открытию.

· «Пришелец» принёс с собой в новую область исследований какие-то методы или подходы, которые в ней отсутствовали, но помогают по-новому поставить или решить проблемы. Здесь на первое место выступает не столько свобода от традиций, сколько, напротив, приверженность им в новой обстановке, а «пришелец» – это, скорее, прилежный законопослушник, чем анархист.

Например: Пастер, выступая как химик, вошел в новую для него область знания (биологию) с новыми методами и приёмами работы (точность проведения эксперимента, выразившаяся в кипячении той или иной питательной среды, точной фиксации времени и температуры кипения). Это позволило сделать открытия в микробиологии, развенчать теорию о самозарождении жизни (мышей в грязном белье).

Новаторство Пастера выразилось в соединении биологического эксперимента с занесёнными из другой области точными количественными методами. Этот тип создания новаций имеет преимущество перед первым типом – свободой ученого от догм и традиций.

2) Явление монтажа - это новая комбинация из уже известных теорий, методов, установок, причем взятых не только из науки, но и из культуры в целом.

Например: метод постановки меток используется при кольцевании птиц с целью наблюдения за их перелётом, мечения муравьёв в муравейнике с целью проследить судьбу отдельного муравья, отметок на атомах и пр. Все эти виды постановки меток имеют один общий корень в истории культуры: уже первобытный охотник, заламывая ветку, чтобы отметить свой путь, пользовался этим методом.

3) Получение побочного результата: такой метод порождения новаций, когда ученый, желая получить одно, вдруг получает другое. Исследователь занят совсем другими вещами, но среди условий его работы оказываются налицо такие условия, которые вызывают новые явления.

Например: агносимия – хотели получить философский камень, а получая его, открыли яды, красители.

Ученый Гальвани, препарируя мертвую лягушку на столе, на котором лежал электрический прибор, при случайном контакте лягушки с этим прибором открыл биоэлектричество (гальвинизм). Гальвани можно считать своеобразным «пришельцем» из медицины и биологии в область физики, в которую он приносит не новые программы, а способность удивляться тому, что физиков уже не удивляет (в физике и ранее было известно, что при воздействии электричества на формы жизни происходит сокращение мышц, но физики не придавали этому большого внимания).

Ученый Кулон хотел исследовать прочность проволоки на кручение, а изобрел новый прибор – весы для измерения кручения.

 

 

4) Метод метафор:такой метод создания новаций,когда название науки соединяется с другими областями знаний, что ведет к переносу на них ее понятий и методологий (пример, экология — экология речи, экология преступности).Смысл данного метода заключается в том, что по образцу одной научной дисциплины или одной теории строятся науки или теории-близнецы. Это экстраполяция терминологического аппарата, методов, установок с одной сферы знания на др.

Например: термин «экология», который сперва имел значение окружающей среды, в дальнейшем был перенесен в другие науки – «экология преступности», «экология сознания» и пр.

5) Концепция «движения с пересадками»: такой метод создания новаций, при которомпобочные результаты одной науки переходят в другую и там становятся источником нового знания. Результат, непреднамеренно полученный в рамках одной из традиций, оказывается существенным для другой. Другая традиция как бы «стоит на страже», чтобы подхватить побочный результат. Развитие исследования начинает напоминать движение с пересадками: с одних традиций, которые двигали нас вперёд, мы как бы пересаживаемся на другие.

Например: ученый Кулон занимался проблемой сопротивления материалов и теорией упругости, но в процессе работы в рамках одной научной традиции (движения по проторённым дорогам), он изобрел крутильные весы, что позволило сделать ему «пересадку» на другую традицию - измерение сил.

Самой радикальной новацией является научная революция.

Научная революция– это коренной переворот в научном познании, в результате которого перестраиваются фундаментальные основания и принципы науки (по-другому, «парадигма» (термин Т. Куна), «исследовательская программа» (термин Лакатоса), «исследовательская традиция» (термин Л. Лаудана). Можно дать более полное определение. Научная революция - это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.

Термин «научная революция» в научный словарь был введен Т. Куном.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 777; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!