Идеалы и нормы научного исследования



Основные понятия:идеалы и нормы науки, познавательные установки, социальные нормативы.

Идеалы и нормы научного познания - совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция:

1) организация и регуляция процесса научного исследования,

2) ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.

При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.

Виды идеалов и норм:

1. Собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания:

  • идеалы и нормы объяснения и описания;
  • идеалы и нормы доказательности и обоснованности знаний.

Например:

Ø идеал Древней Греции - принцип доказуемости с опорой на дедукцию.

Ø идеал Нового времени - научный эксперимент, опора на индукцию, интуицию, выдвижение гипотез и теорий и их проверка экспериментальным путем,

Ø идеал постнеклассической научности - принцип взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных систем и структур;

o идеалы и нормы построения и организации знаний (являются общеобязательными для всего научного познания):

Ø принцип простоты, позволяющий выявить общие глубокие предпосылки научного знания;

Ø принцип точности, минимального числа допущений;

Ø принцип преемственности в организации и развитии научного знания, и др.

2.Социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д.

Система установок и представлений о нормах объяснений, описания, доказательности, организации знаний и т.д. выражает стиль мышления этой эпохи.

В нормативных структурах науки выражены основные характеристики метода, а метод должен соответствовать объекту. Поэтому специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.

Идеалы науки в разных философских учениях:
1) Э. Мах: идеал - чистое описание фактов чувственного восприятия;
2) Б. Рассел: идеал - логический атомизм, принцип, согласно которому подлинными объектами познания считаются лишь «полные комплексы сосуществования», связка «объект – имя – факт»;
3) К. Поппер: идеал научности – принцип фальсифицируемости (возможности научного знания быть опровергнутым). Далекие от идеала научности, ненаучные концепции по своей сути неопровержимы;
4) М. Полани: идеал науки - мотивы личного опыта, переживания, внутренняя вера в науке, ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность. Исключение человеческого фактора из знания ведет к бессмыслице;
5) П. Фейерабенд: идеал - пролиферация (размножение) теорий, принцип «всё дозволено», согласно которому ученые должны разрабатывать теории, несовместимые с принятыми, даже если последние достаточно подтверждены и общепризнаны.

Резюме:первый блок оснований науки составляют идеалы и нормы исследования. Они образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Эту систему, если воспользоваться аналогией А. Эддингтона, можно рассмотреть как своего рода “сетку метода”, которую наука “забрасывает в мир” с тем, чтобы “выудить из него определенные типы объектов”. “Сетка метода” детерминирована, с одной стороны, социокультурными факторами, определенными мировоззренческими презумпциями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи, с другой - характером исследуемых объектов. Это означает, что с трансформацией идеалов и норм меняется “сетка метода”, и, следовательно, открывается возможность познания новых типов объектов.

Научная картина мира.

Основные понятия:научная картина мира, теоретическое ядро, фундаментальные допущения, частные теоретические модели.

 

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.

Научная картина мира - яд­ро научного мировоззрения, некая обобщенная схема, образ предмета исследования, посредством которого фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности.

Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Это важнейший (теоретический) элемент мировоззрения как системного взгляда на мир в целом. Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как задает систему установок и принципов освоения универсума.

Научная картина мира появляется на зрелом этапе развития науки. Ее главная задача – обобщить и упростить панораму действительности за счет выделения сущностных, фундаментальных связей и отношений. Таким образом НКМ – это квинтэссенция науки того или иного периода.

Структура научной картины мира:

1. Центральное те­оретическое ядро: совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях.  

Например: принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

2. Фундаментальные допущения: набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. Условно принимаются за неопровержимые.

3. Частные теоретические модели: служат для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений в случае появления аномалий и контрпримеров. Постепенно достраиваются.

Функции научной картины мира:

  1. Описывает мироздание (описательная).
  2. Систематизирует все знания на данном этапе развития науки (систематизируюшая).
  3. Задает систему установок и принципов освоения универсума.
  4. Формирует социокультурные нормы научного исследования (нормативная функция).
  5. Способствует вхождению науки в культуру, культуры в науку.
  6. Функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.
  7. Накапливает знания (кумулятивная функция).

Научная картина мира связана со «специальными картинами мира», например, физической, химической, геологической, но в то же время она есть обобщение всех отдельных специальных картин мира.

Уровни научной картины мира:

1). Общенаучный: обобщение наиболее важных достижений различных наук.

2). Частнонаучный (специальные картины мира – математическая, физическая, социальная, техническая и т.д.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Исторические формы научной картины мира:

1. Классическая картина мира: основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода, от времен Галилея до конца XIX в.

Черты классической картины мира:

  • Претендовала на привилегированное обладание истинным знанием.
  • Графическая модель - прогрессивно направленное линейное развитие с жестко однозначной детерминацией, где прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее.
  • Описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат.
  • Требование элиминации всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.
  • Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона.

2. Неклассическая картина мира. Родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики, теории относительности и др. научных революцией рубежа XIX—XX вв.

Черты неклассической картины мира:

  • Новая форма детерминации - «статистическая закономерность». Это более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе,
  • Учитывается новый фактор — роль случая.
  • Изменения осуществляются, подчиняясь теории вероятности и законам больших чисел.
  • Принцип объективности, присущий классической научной картине мира, дополняется принципами наблюдаемости, неопределенности, дополнительности.

3. Постнеклассическая картина мира: построена с учетом принципов синергетики.

Черты постнеклассической картины мира:

o Признание фундаментальной роли случайности, неопределенности в развитии мира.

o Развитие живых, открытых систем нелинейно и не предопределено жесткими законами.

o Прошлое никак не определяет настоящее, а настоящее не распространяет свое влияние на будущее.

o Соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Включенность ценностно-целевых структур - новый императив постнеклассики.

Резюме:научная картина мира – второе важнейшее основание науки. Она задает систему установок и принципов освоения универсума, дает широкую панораму видения мира, не являясь при этом механической суммой всех знаний. Накладывая определенные ограничения на характер допущений «разумных» новых гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Научные картины мира – исторически изменчивые образования.

Философские основания науки.

Основные понятия:философские основания науки, СЛЕНТ концепция, адаптация научной картины мира, онтологические основания науки.

 

Философские основания науки – третий блок оснований науки, связующее звено между философским и научным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Благодаря философским принципам, идеям, методам осуществляется включение научного знания в культуру.

Например: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы.

Точки зрения на значение философии в отношении науки:

1) Позитивисты: влияние философии на процесс научного познания является чисто внешним, философские основания нельзя включать в структуру научного знания, иначе науке грозит рецидив натурфилософствования, подчинение различным «философским спекуляциям», от которых наука с таким трудом избавилась к началу XX в.

2) Натурфилософы и сторонники метафизики: философские основания науки должны быть включены в структуру науки, поскольку служат обоснованию ее теоретических конструкций, расширяют ее когнитивные ресурсы и познавательный горизонт.

3) Промежуточная точка зрения Э.М. Чудинова под названием концепция СЛЕНТ (философия как строительные леса научной теории): в моменты научных революций, в период становления новых фундаментальных теорий философские основания науки входят в структуру научного знания. Однако после того как научная теория достигла необходимой степени зрелости, философские основания науки удаляются из ее структуры.

Философские принципы осуществляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов - новых онтологий и новых представлений о методе.

По В.С. Степину, известному отечественному философу науки, роль философских оснований науки определяется:

1. Эвристикой поиска: философия видит новые проблемы, которые затем становятся предметом изучения конкретных наук.

2. Стыковкой (адаптацией) научной картины мира и идеалов и норм исследования с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.

3. Рефлексией над наукой, ее основаниями и всей культурой.

4. Выработкой категориальных структур, которые могут быть использованы в науке.

5. Прогностической функцией, т.е. предвидением сценариев будущего в силу постоянной рефлексии над мировоззренческими основаниями культуры с последующей теоретической экспликацией и обоснованием обнаруживаемых в этом процессе категориальных смыслов.

Примеры связи философских оснований науки с естествознанием:

1. Идеи атомистики, развитые вначале в философии Древней Греции, лишь в XVII-XVIII вв. превратились в естественнонаучный факт.

2. Развитый в философии Лейбница категориальный аппарат был избыточен для механистического естествознания XVII в. и ретроспективно может быть оценен как предвосхищение некоторых наиболее общих особенностей саморегулирующихся систем.

3. В разработанном Гегелем категориальном аппарате были отражены многие наиболее общие сущностные характеристики сложных, саморазвивающихся систем; теоретическое изучение объектов, принадлежащих к этому типу систем, в естествознании началось лишь в середине XIX в. Примером может послужить учение Ч. Дарвина о происхождении видов как первое теоретическое исследование, направленное на выявление закономерности исторически развивающегося объекта.

Резюме: философия работает на двух взаимосвязанных полюсах – на полюсе рационального осмысления наличных мировоззренческих структур культуры и на полюсе проектирования возможных новых способов понимания человеком окружающего мира (новых мировоззренческих ориентаций). Она не только объясняет и идеологически обосновывает те или иные наличные способы мировосприятия и мироосмысления, уже сложившиеся в культуре, но и готовит своеобразные “проекты”, предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, а значит, и возможных оснований культуры будущего. Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука. Двойная функция философских оснований науки - быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам.

Вопросы для самопроверки и обсуждения.

1. В чём проявляется теоретическая нагруженность эмпирических данных?

2. Каковы функции фактов в научном познании?

3. Как соотносятся современные общенаучные методы – системно-структурный, синергетический, компьютерно-вычислительный с классическими общенаучными методами – индуктивно-эмпирическим, аксиоматико-дедуктивным, гипотетико-аналитическим? В каком смысле следует понимать высказывания некоторых методологов об «эзотеричности» и «эмпирической невесомости» современного естествознания?

4. В чём проявляется ограниченность гипотетико-дедуктивного метода?

5. Какую роль играет научная картина мира как структурный элемент основания науки?

6. Допустимы ли в науке гипотезы ad hoc?

7. Существуют ли какие априорные (доопытные) структуры в науке, или всё научное знание, в конечном счёте, носит апостериорный (опытный) характер? Как можно разграничит мировоззренческие, общенаучные и частнонаучные принципы?


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 5620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!