ГЛАВА III СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  



СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА в цигун — это практика, при которой используется сидячая, лежачая или стоячая поза в сочетании с сосредоточением внимания и различными дыхательными техниками с целью достижения оздоровления или излечения болезни. Совершенствование позы, дыхания и внимания в древности называли регулированием тела, дыхания и сердца. Эти стороны неотделимы друг от друга, взаимозависимы и взаимодополнительны. В каждом статическом упражнении все они конкретным образом сочетаются и используются.

ОСВОЕНИЕ ПОЗ 

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА

Поза во время занятий — это внешнее положение и внутреннее состояние, принимаемые практикующим. Требуется, чтобы в процессе практики все части тела находились в естественном для них физиологическом состоянии; внимание сосредоточено на расслаблении всего тела и налаживании дыхания. Поэтому существует проблема освоения поз, для принятия которых следует определить правила, не препятствующие естественности.

Важное значение позы при выполнении статической работы заключается в следующем. Поза — первая застава на пути практикующего (рис. 16). Для начала тренировки нужно, прежде всего, принять позу, которая оказывает определенное терапевтическое воздействие. Например, различные стойки благотворно влияют при глаукоме и неврастении. При ослабленности из-за длительной болезни некоторым начинающим предпочтительнее заниматься лежа, что способствует ускоренному восстановлению сил.

ВИДЫ ПОЗ И ИХ РАЗВИТИЕ

Позы — обычные положения, принимаемые телом в повседневной жизни. Их всего четыре, соответственно и заниматься можно при ходьбе, стоя, сидя и лежа; древние называли их четырьмя великими манерами. Позы для практики тоже включают четыре вида: сидение, лежание, стояние и ходьбу, хотя существуют различные вариации. Наиболее часто используются неподвижные исходные положения, а ходьба — крайне редко. Это отражено в третьем свитке «Схем ведения и привлечения» («Даоинь ту») из «Книги династии Суй» [«Суйшу», правила с 589 по 619 гг.]. Сидячая поза используется чаще всего. В Китае до Ханьской династии (206—220 гг. н. э.) сидели на циновках на земле, при этом колени касались земли, подошвы были обращены вверх, тело располагалось на подошвах. Эта поза отличается от стояния на коленях, когда колени тоже касаются земли, но поясница вытянута вровень с бедрами. В начале Восточноханьской династии (с 9 г. н. э.) в Китай начал проникать буддизм и появилась поза сидения со скрещенными ногами (паньцзо). Существует полное сидение со скрещенными ногами и половинное [полный лотос, или падмасана, и полулотос, или ардхападмасана]. Ян Чжунъи в книге «Правильное толкование руководства на Пути» («Чжи дао чжэнь уюань») приводит «Основные наблюдения Ши», где говорится: «Полное скрещивание ног — Жулай живет, половинное — Будда сидит». Здесь имеются в виду часто упоминаемые двойное кольцо и одиночное кольцо (шуанпанъ и даньпань), одиночное и двойное скрещение ног. Вращательное сидение [т. е. со скрещенными ногами] подразделяют на так называемые подавление наваждений и добро. Согласно восьмому свитку книги «Звуковой смысл всех трактатов» («Ице цзин инь и»), полное скрещивание ног бывает двух видов. Первый — сидение в позе «подавление наваждений»: сначала правой стопой надавливают на левое бедро, затем левой стопой надавливают на правое бедро, так что левое подавляет правое; кисти расположены таким же образом, а именно: левая помещается сверху. Чаньский патриарх часто говорил о таком сидении. Второй — сидение в позе добро: сначала левой стопой надавливают на правое бедро, затем правой стопой надавливают на левое бедро, подошвы стоп обращены к бедрам, равно как и кисти спокойно склонены над скрещенными ногами, причем правая охватывает левую. Тайный патриарх (мицзун) называл это положение «лотосовым», а сидение с полускрещенными ногами — добро. В седьмом свитке книги «О мере великих знаний» («Да чжи ду лунь») сказано: «Из всех способов сидения поза со скрещенными ногами является самой устойчивой и наименее утомительной. Этот метод подходит для людей, занимающихся сидячей медитацией (цзо чань)».

Когда наступил поздний период династии Восточная Хань, один из предметов обихода северных национальных меньшинств — тунгусская кровать — проникла в китайские районы. Позже ее конструкция изменилась, и кровать превратилась в стул, которым постоянно пользуются. Люди покинули циновки, заменили их стульями и появилась поза ровного сиденья (пинцзо).

Что касается лежачих поз, то положение на спине раньше было повсеместным и называлось навзничь, выпрямив тело. Лежать на боку, как обычно считают, стало принято с подачи старого даоса Чэнь Туаня с горы Хуашань начала Сунской династии [Сун: 960—1279 гг.], поскольку в его книге «О долголетии и жизни» («Шоу мин лунь») сказано: «Когда устанешь, полежи на боку. Ноги располагаются естественно, одна кисть словно покрывает землю, другая — словно подпирает небо». Однако ранее в книге Тао Хунцзина «Записки о взращивании природы и продлении жизни» («Ян син янь мин лу») уже утверждалось: «Каждый человек спит, при желании согнув колени, лежа на боку, что благоприятно сказывается на силе ци человека». В книге «Небесный святой предостерегает о трудностях Дао. Необходимые знания» («Тянь сянь цзе дао сюй чжи») лежачие позы описаны очень подробно, и о них говорится следующее: «Положение лежа принимают тоже двумя способами: один „сон Сии" (Сии шуй), другой „сон — кольцо ян" (хуань ян шуй). Первое название дано в честь учителя Чэнь Туаня, второе — Ли Лаоцзюня с горы Маошань. Каждый из этих способов отдыха имеет свои тонкости. В первом случае при лежании на левом боку сгибают левую руку, центр ладони подкладывают под щеку, раздвигая большой и указательный пальцы, левое ухо помещается в промежутке между ними, так что ушное отверстие остается открытым; выпрямляют поясницу и спину, сгибают левое бедро, достигая „живота-кунь" [куньфу, где кунь — гексаграмма]; в великом умиротворении покоятся, прильнув к поверхности матраца; кладут прямую правую ногу на край левой стопы, центр правой ладони прижимают к колесу пупка... Можно располагаться как на правом боку, так и на левом». «Когда используют „сон — кольцо ян", то укладываются не на боку, а подкладывают подстилку под верхнюю половину тела выше, чем под нижнюю, примерно на 1/2 чи или 3 цуня (10—15 см), ложатся навзничь, кисти плотно сжимают, руки выпрямляют и размещают их раскрыто буквой „Л", ноги тоже не сводят, в месте расхождения расстояние между ними составляет 1—3 цуня (3—6 см), рот закрыт, веки сомкнуты».

Таким образом, в варианте «сон Сии» лежат на боку, а в варианте «сон — кольцо ян» — навзничь, причем верхняя часть тела приподнята. Относительно высоты подушки для положения лежа на спине в книге «Методы ведения и привлечения Ван Цзыцяо» («Ван Цзыцяо даоинь фа») сказано: «Когда болезнь в горле или груди высота подушки 7 цуней; когда болезнь у сердца и ниже, высота подушки 4 цуня; когда болезнь у пупка и ниже, подушку следует убрать». Это можно принять к сведению. Самая ранняя запись о стоячей позе встречается в «Простых вопросах» («Сувэнь»), где в главе «Истинная теория древнего неба» упоминается, что «независимая стойка сохраняет дух-шэнь». В книге «Об истоках и последствиях болезней» («Чжу бин юань хоу лунь») приведены три вида занятий стоя: прислонившись к стенке, вертикальное положение и присев на корточки.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!