ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ИНЬ-ЯН В ПРАКТИКЕ ЦИГУН



Дыхание. Выдох — ян, вдох — инь. В книге «Общие записи о совершенной помощи» сказано: «Выдыхаешь — ци выходит, ян открывается (пи), вдыхаешь — ци входит, инь запирается (хэ)». В клинической практике у больных, имеющих ян в избытке (кан), огонь процветает (ван); во время упражнений, обращая внимание на выдох, такие больные ощущают в сердце и груди расслабленность, а в голове и сознании чистоту и ясность, поскольку избыточный ян рассеивается наружу. Если же у человека ян в пустоте (сюй) и ци в упадке (сян) и он занимается отработкой выдоха, то он может почувствовать в груди и животе пустоту, в глазах — искры, в сердце — смятение, но если он будет, наоборот, усиленно вдыхать ци, то придет расслабление и успокоение, поскольку восстановленный ян не сможет самостоятельно снова рассеиваться наружу. В этой связи в «Полной книге Блистающего Пика» указано: «Ян в недостатке — нельзя выдыхать, инь в недостатке — нельзя вдыхать».

Время. Древние подчеркивали важность времени. Необходимо было отводить для практики шесть янских часов: цзы (ребенок), чоу, инь, мао, чэнь, сы [т. е. период с полуночи до полудня] и пропускать занятия в шесть иньских часов: у (полдень), вэй, шэнь, ю, сюй, хай [т. е. с полудня до полуночи]. Считалось, что во время шести янских часов снаружи преобладает ци жизни, а во время шести иньских —ци смерти. Кроме того, предполагалось, что «час ребенка» (цзы), с двадцати трех до одного часа, как только рождается ян — самое эффективное время для тренировок, поэтому серьезные практикующие в древности никогда не пропускали благоприятную возможность овладеть методом. Метод работы с большим и малым циклами Неба (чжоутянь) фактически служит для осуществления изменений на основе убывания и возрастания инь и ян. Так, каналы действия и управления (жэньмай и думай) представляют собой море иньских каналов и сеть янских каналов. Поэтому пропускание ци через каналы действия и управления — по существу, вопрос соотношения инь и ян. В период огненного времени (хохоу) военный огонь (у-хо) считается также ян-вдыханием, а гражданский огонь (вэнь-хо) считается инь-выдыханием (иньсяо) — такова зависимость между возрастанием и убыванием инь и ян. Кроме того, как только рождается ян, требуется начинать вводить огонь (цзинь хо), а как только рождается инь, необходимо начинать изгонять огонь (туй хо). В линиях гексаграмм это выражается в виде сплошной или разорванной черты: —  и — —.

Рис. 2. Чистое и грязное, динамика и статика. Великое Дао рождает единую энергию (ци), которая разделяется на инь и ян. Инь — чистое, а ян — грязное; женское — черное, а мужское — белое. Сознавая это, белое хранит в себе черное, мужчина оберегает женщину. Таким образом, внутреннее и внешнее пребывает в готовности, природа (сын) и жизнь (мин) совершенствуются. Чистое — источник грязного, динамика — основа статики. Человек, способный постоянно находиться в чистоте и покое, не задерживается и не встречает препятствий. Энергия и дыхание [энергетические «вдохи» и «выдохи», управление ци с помощью дыхания] возвращаются к своей основе.

Сезон. В году четыре сезона: весной тепло, летом жарко, осенью прохладно, зимой холодно. Когда занимаешься цигун, надо учитывать это различие. В «Простых вопросах» в изложении «Теории регулировки духа-шэнь четырьмя ци» подчеркивается, что необходимо «весной и летом взращивать ян, а осенью и зимой укреплять инь». В последующие времена на основе этого принципа были выдвинуты конкретные требования, которые сформулировал Цю Чанчунь в эпоху династии Юань (Монгольской) в специальном произведении «О поддержании жизни замедлением дыхания».

Состояние больного. Врачи считают, что для лечения болезни необходимо найти ее корень, а корнем (бэнь) служит инь или ян. Чжан Цзинъюэ в «Трактате о сходном» утверждает: «Болезни человека... непременно имеют свой корень; или корень в инь, или корень в ян; и хотя проявлений болезни много, корень ее один». Планируя занятия при янском симптоме (янчжэн) обычно необходимо больше раскрываться и двигаться, а при иньском симптоме — собираться и расслабляться. При смешении симптомов инь и ян необходимо особенно внимательно следить за их соотношением.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!