З. ПРАКТИКА  ЦИГУН  И  КАНАЛЫ  ЦЗИН  И  ЛО. ЗНАЧЕНИЕ  КАНАЛОВ



           Каналы — пути прохождения ци-крови (рис. 10). Плотво и полво, четыре конечности, пять чиновников (органов чувств), кожа и волосы, суставы и мышцы, кровеносные сосуды и другие части тела связаны между собой каналами, расположенными внутри тела и на его поверхности и образующими сеть сплетений.

Основные каналы следующие: двенадцать парных продольных каналов (цзинмай), восемь чудесных каналов, пятнадцать поперечных каналов (ломай), отдельных перемычек (бело) и перемычек-ответвлений (суньло). Поскольку они проходят, достигая поверхности и внутренностей, пронизывая верх и низ, то в теле человека нет места, которого они бы не достигали. Поэтому в «Линшу», в главе о морях, указывается: «Вот двенадцать продольных каналов, которые внутри относятся к плотво и полво, а снаружи связаны с конечностями и суставами». Что касается их назначения, в главе «Продольные каналы» говорится следующее: «Люди благодаря им живут, болезни в них образуются, люди посредством них излечиваются, болезни через них уходят». Конкретнее в главе «Основные хранилища» объясняется, что «через них проходит ци-кровь, они питают инь и ян, смачивают суставы и кости, приносят пользу заставам и суставам». Другими словами, пять плотво и шесть полво, четыре конечности, и сто костей получают ци-кровь, которая в них циркулирует; мышцы, кости, кожа, волосы получают энергию и вещество для их питания и роста. Секрет того, что инь и ян могут добиться равновесия, заключается в опоре на нормальное функционирование продольных и поперечных каналов (цзин и ло).

Каналы и цигун. Обнаружение каналов, как и все подобные открытия в области медицины, — результат многолетней борьбы китайских лекарей с болезнями. Практика цигун тесно связана с каналами, так что иногда в результате тренировки можно почувствовать движение на путях каналов. Поэтому мастер Ли Шичжэнь в книге «Исследование восьми каналов чудесного прохождения» указывал на «тоннели внутреннего вида, которые можно наблюдать только обращенным взглядом». Это знаменательный вывод. В книге «Компас иглоукалывания и прижигания» («Чжэнь цзю чжи нань») есть следующая запись: «Изучающие иглоукалывание и прижигание должны сами старательно тренироваться... Техника „тихое сидение" — это открывание и закрывание проходов, потоков и изменений ци в продольных каналах тела. Сначала отсутствует реальное основание, потом — вращение по каналам и взятие точек, сердце и глаза пропускают свет. По-другому невозможно подтвердить реальность». Из этих слов видно, что путем тренировок можно почувствовать движение в каналах тела. Следовательно, как для приобретения практических навыков, так и для закрепления теоретических выводов изучение каналов имеет большое значение. Цигун оказывает существенное влияние на движение ци-крови в каналах. При последовательной практике путем расслабления всего тела и сосредоточения внимания постепенно обращаются к внутренним частям тела, а посредством активирующего воздействия дыхательных упражнений добиваются лучшего прохождения ци-крови по каналам, причем некоторые явления закупорки могут быть ликвидированы и прохождение ци станет более полным. Практика цигун имеет еще более тесные связи с восемью чудесными каналами. Иньский и янский связывающие каналы (вэймай), иньский и янский пяточные каналы (цзяомай), пронизывающий (чунмай) и опоясывающий (даймай) каналы, а также составляющие микрокосмическую орбиту каналы действия (жэньмай) и управления (думай) играют регулирующую роль для двенадцати продольных каналов. В «Исследовании восьми каналов чудесного прохождения» говорится: «Прямо проходящие потоки ци подобны рекам, а чудесно проходящие — озерам. Когда прямо проходящие каналы переполняются, происходит переливание в чудесные каналы». Таким образом, если некоторое время позаниматься цигун, то после заполнения продольных каналов проходящей ци можно почувствовать движение перемежающейся ци по восьми каналам чудесного прохождения.

Известный сунский «Трактат о восьми каналах» Чжан Цзыяна специально посвящен связи практики с восемью каналами чудесного прохождения. Чжан Цзыян подчеркивал изначальную важность этих каналов, а проявление их работы по мере практики — ведущая идея книги. «У каждого обычного человека есть эти восемь каналов, все они относятся к иньской духовной энергии (шэнь), закрыты и не открываются. Только святые отшельники с помощью ци пробивают и открывают их, поэтому они способны достичь Дао. Восемь каналов – основа великого Дао прежнего неба, предшествующая единой ци». Если исходить из целей практики, то важнейшим из восьми чудесных каналов следует считать каналы управления и действия (думай и женьмай).

В связи с этим Ли Шичжэнь в «Исследовании восьми каналов чудесного прохождения» указывал: «Канал управления начинается в „слиянии инь" (точке хуэйинь) в промежности, следует вверх по спине, проходя по позвоночнику. Он служит общим источником потоков энергии ян и поэтому называется, морем янских каналов".

Канал действия начинается также в точке хуэйинь, следует вверх по животу, проходя посередине передней части тела. Он поддерживает наполненность тела энергией инь и поэтому называется „морем иньских каналов"». Далее о роли их в практике сказано следующее: «Два канала, действия и управления, — ребенок и взрослый в теле человека. Это путь, по которому киноварная семья поднимает и опускает огонь-ян и знак-инь; это деревня, где совокупляются кань-вода и ли-огонь».

Он также приводит выдержку из «Примечаний к циклическому триединству» Юй Яня: «В медицинских книгах говорится о двух каналах: действия и управления. Человек может научиться пропускать энергию через них, и тогда все сто каналов тоже откроются». Ли Шичжэнь в добавление к сказанному ссылается для доказательства на животных, живущих относительно долго: «Олень движет „хвостовыми воротами" (вэйлюй) и пропускает энергию через канал управления; черепаха набирает носом при дыхании и пропускает энергию через канал действия; поэтому оба животных — долгожители».

Ян Цзинжоу в трактате «Великие свершения в иглоукалывании и прижигании» («Чжэнь цзю да чэн») указывает, что путем практики «вводят энергию в канал управления, проводят через хвостовые ворота и поднимают вверх в „глиняный шарик"; приводят в движение „первоначало природы" (синъюань), направляют в канал действия, опускают в „многоэтажный дом" и погружают обратно в „море ци". По двум каналам вверх и вниз вращают по кругу: спереди опускают, сзади поднимают,— непрерывно и безостановочно» (рис. 11). 

 

При достаточно длительном выполнении этого упражнения можно восстановить здоровье и прожить долгую жизнь.

В некоторых книгах, посвященных практике цигун, ощущения продвижения ци по каналам действия и управления разделяют на малый небесный круг и большой небесный круг (сяо чжоутянь и да чжоутянь), которые также называют микро - и макрокосмической орбитами. Движение только по каналам действия и управления относят к первому кругу, а задействующее все остальные каналы — ко второму. Эти ощущения, возможно, представляют собой естественное явление, вызванное активным состоянием, возникающим в самих каналах при регулировании в них ци-крови. Необходимо относиться к ним правильно: не следует произвольно переоценивать свои возможности и ожидать, что «как только каналы действия и управления станут проходимыми, сто болезней исчезнут полностью». Не возлагайте слепые надежды, пока не появятся реальные результаты занятий.

Цигун и акупунктурные точки. Во время занятий цигун внимание сосредоточивают большей частью на точках акупунктуры, лежащих на продольных и поперечных каналах на поверхности тела, например, зал печати на голове, центр запаха пота (таньчжун) на груди, полость духовной энергии (шэньцюэ), первоначало заставы (гуаньюань), море ци (цихай), ворота жизни (минмэнь) на животе, три версты (цзусаньли) на ноге, да-дунь, бьющий родник (юнцюань) на стопах и др. (рис. 12).

В процессе практики внимание обращают на эти точки, и хотя воздействие оказывается не таким мощным, как при непосредственном действии с помощью игл, прижиганий или массажа аньмо, однако относительно длительное сосредоточение на точке вызывает в ней определенные изменения. В книге сунского автора Чжан Чжуя «Способы всеобщей помощи петушиным гребешкам» сказано: «Мысль — посол куда достигает мысль, туда достигает ци ». Приток ци служит причиной воздействия. Так, если больные, страдающие гипертонией, сосредоточат внимание под пупком, на пупке и даже на точках дадунь и бьющий родник, то артериальное давление может понизиться; если же сконцентрироваться на точках зал печати и сто встреч, то оно скорее всего поднимется. Это наиболее наглядный пример.

На каких точках следует преимущественно останавливать внимание и сохранять концентрацию? Древние мастера, относящиеся к разным школам, не сходились во мнениях по данному вопросу. Некоторые считали, что следует хранить ци в поле пилюли, другие — в слиянии инь (хуэйинь), третьи — в зале печати и центре зашиты.

Главное, базируясь на теории китайской медицины, подходить к проблеме диалектически. В клинических условиях внимание обычно сосредоточивают на пупке или около него. Поскольку вокруг пупка расположено довольно много точек, эту область называют полостью духовной энергии (шэнь-цюэ), ниже нее находятся иньское пересечение (иньцзяо), море ци (цихай), каменные ворота (шимэнь), первоначало заставы (гуаньюань) и центральный предел (чжунцзи). В «Трактате о трудном» («Нань цзин») в «Восьмой трудности» сказано: «Двенадцать каналов относятся к источнику ци жизни — межпочечной движущейся ци. Это живая жизнь человека, корень и основа двенадцати каналов». Здесь речь идет именно о данной области. Сосредоточив на ней внимание, можно укрепить находящуюся внутри истинную ци.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!