Теории возникновения государства
1. Теологическая теория – одна из древнейших теорий. Многие религиозные (и не только) деятели разных времен и народов были и продолжают оставаться ее представителями. Суть теории в момент ее зарождения была в очевидной для исследователей того времени сверхъест, мистической непознаваемой с помощью имеющихся на то время инструментов познания, силе природных явлений и общих закономерностей, не выводимых из личного опыта ученых и имеющихся жизненных традиций. Можно сказать, что и совр сторонники являются представителями данного мировоззрения.
Основу научной, базирующейся на формальной логике Аристотеля теолог концепции заложил доминиканский монах XIII века Фома Аквинский. Он разделил законы на бож и человеч. Божественные определяют пути «достижения небесного блаженства». Человеч законы определяют порядок общественной жизни. Таким образом, государство является результатом «божественного промысла». Фома различает следующие формы гос власти: монархию, аристократию, олигархию и тиранию. Высшая форма – монархия.
Совр последователем учения Фомы Аквинского является Жан Маритен - ученый - теолог неотомистской школы.
2. Патриархальная теория изложена в трудах Платона «Государство» и его ученика Аристотеля «Политика» в IV – III веках до нашей эры. В XVII веке патриархальная теория разрабатывалась Робертом Фильмером. В России сторонником этой теории был Н. Михайловский.
|
|
Суть теории - увеличение числа семей и их объединения приводят к образованию государства. Гос власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
3. Авторами договорной теории считают Гуго Гроция – голландского ученого и англ авторов Томаса Гоббса и Джона Локка. ( XVII – XVIII вв.) У данной теории множество последователей. Наиб известн Жан Жак Руссо и А.Радищев. В настоящее время договорная теория, сочетаемая с теорией естественного права, является теорет основанием концепции правового государства. В основе данной теории положение о том, что государству предшествует «естественное состояние человека», в котором люди являются равными друг другу. Развитие человеч цивилизации создает неравенство и вытекающие из этого конфликты.
По мнению всех сторонников данной теории, чтобы избежать конфликтов люди должны были заключить договор «всех со всеми». Ограничивая свою свободу через договор, они устанавливали мир между собой. Право ограничивать свободу было передано государству. Общественный договор правящих с подвластными утверждал определенные права и обязанности сторон. Так, обязанные ограничивать свои права подвластные имели право требовать от правящих поддержания необходимого уровня благосостояния. Правящие, обладая правом ограничивать свободу, были обязаны обеспечивать этот уровень. В случае отказа власти от этой обязанности подвластные получают право на восстание.
|
|
Для своего времени данная теория была революционной и стала идеологической базой нидерландской, английской, французской революций XVII – XVIII веков. Эта теория свободна от религиозного представления о характере государства и власти.
Теория насилия. В ее основе две концепции. Первая - теория внешнего насилия. Авторы австрийские ученые XIX века Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Они полагали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Необходимость применения насилия существует постоянно. Таким образом, возникновение государства является следствием принципа: слабый подчиняется сильному.
Вторая концепция – теория внутреннего насилия. Ее автор – немецкий ученый XIX века Евгений Дюринг. Он полагал, что без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
5. Психологическая теория создана Леоном Петражицким в России в начале XX века. Главной ее частью является хар-ка общества и государства в виде суммы психических взаимодействий людей и их объединений. Таким образом, общество и государство есть результат закономерностей психич развития человека, которые и являются предпосылками образования государства и права.
|
|
6. Классовая (марксистская) теория разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Позиции марксистской теории в вопросе происхождения государства наглядно, полно и понятно изложены в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Основой классовой теории является учение об общ–эк формации, основанной на определенном способе производства. Именно способ производства, по мнению марксистов, обусловливает все процессы общ жизни людей. Производств отношения являются основными, базисными отношениями, по отношению к которым государство, право являются надстроечными.
Поэтому государство появляется в силу эк причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические (противоборствующие) классы. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития», - утверждает Ф.Энгельс, «и является машиной для подавления угнетенного эксплуатируемого класса». Основная позиция марксизма по отношению к государству заключается в том, что государство возникает в результате классовой борьбы и прекращает свое существование с исчезновением классов.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!