Власть и соц нормы в первобытном обществе
Период до образования первых государств именуют первобытным обществом. Это был самый длительный по времени этап истории человечества. Благодаря достижениям археологии, совр ученые смогли составить общее представление о жизни первобытных людей. Юр наука, опираясь на данные археологии, выделяет в развитии первобытного общества два периода: этап присваивающей и этап производящей экономики.
В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30ч, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Главными задачами общества были выживание и воспроизводство. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы. Власть в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами: 1) базиров на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не террит союз. 2) непосредственно общественная, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали). В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производит труд сочетался с управленч. При этом лица, выполнявшие властные функции, избир на опр срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями. 3) обществ власть была основана на матер и соц равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всего рода и поддерживалось им.
|
|
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали опр способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отеч науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».
|
|
Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.
Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.
Соц регуляторы догос периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производит деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).
Предпосылки появления государства
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Плюрализм мнений во многом обусловлен объективными причинами возникновения государств. Ученые выделяют самые разнообр предпосылки и факторы, оказавшие влияние на разложение первобытного общества и зарождение государственности у конкретных народов (соц-эк, военно-политич, природно-климатические и др.). Кроме того, имеются существенные различия между возник-ем государств на Востоке, где распространение получил «азиатский способ производства», и Античными государствами (Афины, Рим). Вместе с тем, ТГП на основе современных научных данных формулирует определенные общие закономерности разложения первобытного общества и появления первых государств.
|
|
Во второй половине ХIХ века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана вполне научная и адекватная тому времени концепция происхождения государства. В основе представлений ученых лежала эволюционная картина развития истории. В рамках материалистической концепции было обосновано значение таких факторов, как освоение железа, совершенствование орудий труда, три крупных общественных разделения труда, появление прибавочного продукта и частной собственности.
Однако в середине ХХ века появился новый подход к периодизации первобытного общества, в основу которого положено представление о неолитической революции как главном рубеже развития первобытного общества. Неолитическая революция – это принципиальный, качественный переворот, который произошел во всех сферах первобытного общества. Вопрос о причинах перехода от присваивающей к производящей экономике до сих пор остается дискуссионным. Наиб распростр позиция заключается в предположении о возможной экологической катастрофе, приведшей к изменению климата на Земле. Наступившее похолодание привело к вымиранию мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и т.д.), бывшей основным источником пропитания для людей. В сложившихся условиях человек нашел альтернативный способ получения пропитания, который буквально изменил весь строй жизни первобытного общества.
|
|
На основе таких представлений сформировалась современная концепция происхождения государства - кризисная (потестарная) концепция происх государства. Возникновение государств стало закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, охоты, рыболовства, т.е. от присваивающего хозяйства к производящей экономике – скотоводству и плужному земледелию. Производящая экономика позволила создавать прибавочный продукт, и это, в свою очередь, привело к появлению первичных форм собственности, социальному расслоению. Последовавшие три крупных общественных разделения труда и накопление опыта также привели к росту производительности труда и способствовали росту доп (прибавочного) продукта. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, не участвующей непосредственно в материальном производстве и специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций (управленцев). Вследствие этого сложилась ситуация, когда люди, участвовавшие в материальном производстве, были лишены возможности участвовать в распределении материальных благ.
Следовательно, в результате ряда эк преобразований власть первоб общества перестала эффективно выполнять свои ф-ции и произошла ее трансформация во власть публичную, политическую. Трансформация власти означала окончательное разложение первобытного общества. Однако решающее влияние на завершение процесса образования государств, в каждом конкретном случае, оказывал также ряд других факторов.
В первую очередь, вследствие неолитической революции существенно изменилась демографическая ситуация – произошел резкий рост населения. Кроме того, в ряде случаев важное значение имела возможная внешняя угроза и в целом все факторы, приводившие к сплочению общества и формированию единой культурной, духовной общности. Например, в литературе отмечается большая роль перехода от язычества к монорелигии, который наблюдается у многих народов в период формирования государства.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!