Общинный социализм Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена



Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.) – русский философ – просветитель, революционер, писатель, основатель общинного социализма. Главный труд – «Кто виноват» – написан в 1846 году.

Герцен начинал как сторонник декабризма, либерал. Но уже в 1839 году он стал социалистом, а в 1847 году эмигрировал из России и никогда больше в неё не возвращался. Он рассматривал всемирную историю с диалектических позиций как бесконечную борьбу коллективизма с индивидуализмом во все времена и у всех народов. Но в этой борьбе по мысли философа никогда невозможна ни чья победа, поскольку крайний коллективизм, равно как и крайний индивидуализм одинаково губительны для человека. Золотую середину между ними Герцен неожиданно для себя нашёл в русской соседской крестьянской общине, существовавшей тысячелетиями, в отличие от Западной Европы, в которой, напротив, тысячелетиями существовала среди крестьян только частная, а не коллективная собственность на землю. Моделью социализма должен стать многовековой уклад русской крестьянской жизни, а именно главной ячейкой социализма будет русская крестьянская поземельная община – мир с отсутствовавшей в ней частной собственностью на землю. Коллективное землевладение и землепользование, а главное – вечная уверенность каждого крестьянина в праве на общинный надел земли стали для Герцена гарантией от возникновения пролетариата, а значит капитализма. И уже после выхода Коммунистического манифеста Карла Маркса и Фридриха Энгельса в 1848 году Герцен был твёрдо убеждён, что Россия, в отличие от Западной Европы, минует капитализм и из феодализма непременно сразу перейдёт в социализм на заранее разработанных разумных основаниях. Главные факторы построения социализма в России: 1. крестьянское общинное землевладение; 2. крестьянская идея равного права всех людей на землю; 3. общинное самоуправление. Главные условия для беспрепятственного развития социализма в России: 1. полное освобождение крестьян со всей землей и без всякого её выкупа с их стороны; 2. свержение самодержавия крестьянской революцией.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889 гг.) – русский философ – просветитель, революционер – демократ и литературный критик. Главный труд – «Что делать» написан в 1863 году. В отличие от Герцена редко выезжал из России, но был незаконно осуждён и последние 27 лет жизни провёл в тюрьмах, ссылках и на каторге. Будучи атеистом, Чернышевский развил идеи Герцена. Прежде всего, как и Герцен, он подверг глубокой критике существующие в Западной Европе порядки. Он утверждал, что всё её население разделено на две части – живущих своим трудом и живущих чужим трудом, а потому окончательное установление социализма в ней, как и в России, неизбежно. В России же капитализма не будет. Для этого нужно, несмотря ни на что, сохранить общину в России там, где она уже есть и всевозможными разъяснениями и убеждениями установить её там, где её ещё нет. Хотя община и характеризовалась коллективной собственностью на землю, каждая семья в ней, тем не менее, трудилась отдельно. Поэтому окончательный переход к социализму будет подготовлен внедрением в деревню передовых технологий, а ознаменован так же и переходом от индивидуального к коллективному труду на селе.

Литература:

Герцен А. И. Былое и думы. М., 2000.

Герцен А. И. Кто виноват? М., 1980.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Народничество конца XIX века.

Теория народничества в общих чертах была разработана Чернышевским и Герценом. Для народников, кроме народников – реформистов, были характерны: абсолютизация насилия, идеализация сельской общины; преувеличение роли личности в истории, что привело к тактике индивидуального террора. Ленин назвал народничество идеологией крестьянской демократии в России, полностью его раскритиковав.

Герцен в середине XIX века из своего прекрасного далёка призвал русскою молодёжь к народу и в народ. Большинство отчисленных из университетов за «вольтерьянство» российских студентов откликнулось на этот лозунг и протянуло «руку помощи крестьянину», став сельскими жителями. Такая неорганизованность этого движения предопределила распад народничества на множество различных течений, основными из которых были: анархистское, заговорщическое, пропагандистское и реформистское.

Народники – анархисты во главе с Михаилом Александровичем Бакуниным (1814 – 1876 гг.) считали, что революцию не стоит готовить, ибо народ сам восстанет. Поэтому нужно лишь призвать «Русь к топору», то есть к бунту. Бакунин утверждал, что всякую государственность при этом необходимо сразу же уничтожить раз и навсегда.

Народники – пропагандисты во главе с Петром Лавровичем Лавровым (1823 – 1900 гг.) считали, что революцию необходимо подготовить длительной и усиленной агитацией народа вкупе с его просвещением, за что Кропоткин обвинял Лаврова в марксизме. Лавров, в отличие от Бакунина, выступал за сохранение государства и после революции.

Народники – заговорщики во главе с Петром Никитичем Ткачёвым (1844 – 1885 гг.) считали, что народ тёмен, революции не поймёт, не готов к ней, а потому нужна глубоко законспирированная сплочённая группа заговорщиков с железной дисциплиной для захвата власти, которая предварительно должна уйти в подполье, чтобы делать там революцию. Ткачёв, так же как и Лавров, выступал за сохранение государства и после революции.

Народники – реформисты во главе с Николаем Константиновичем Михайловским (1842 – 1904 гг.) считали, как и все народники, что капитализма в России не будет, так как она запоздала в своём развитии. Из этого Михайловский сделал такой вывод, что требования народничества царское правительство рано, или поздно будет вынуждено выполнить своими реформами. Пока же этого не произошло народникам необходимо посвятить себя земствам.

Главным же народником – революционером был Сергей Геннадьевич Нечаев (1847 – 1882 гг.) – основатель нечаевщины. По нечаевщине коммунизм является строем крайнего аскетизма и подавления личности, управляемый немногочисленной группой так называемых «революционных лидеров», которые будут жёстко регламентировать все формы предельно бюрократизированной общественной деятельности всевозможным насилием, принуждением и ложью. Карл Маркс, всячески критикуя и сурово попрекая нечаевщину, назвал её казарменным коммунизмом, впервые в мировой истории применив это словосочетание. В написанном Нечаевым «Катехизисе революционера» утверждается, что истинный революционер должен ради революции отречься от всего и всегда использовать самые аморальные средства для неё.

Литература:

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!