ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДА С РЕАЛЬНОСТЬЮ



Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его вз< имодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы • адаптивность — исходит из приспособления (адаптивности) по отношению чему-то и кому-то, то есть реальному окружению индивида. Взаимоаейсты индивида и реальности можно представить шестью способами (рис. 10).

При противодействии реальности индивид активно пытается разруша! ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собствеь ными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которь

74

ми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единствен­ным способом достижения целей является борьба с действительностью, по­пытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также про­тиводействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при крими­нальном и делинквентном поведении.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психи­ческой патологии и психопатологическими расстройствами, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболе­вания исключают возможность адекватно оценить мотивы поступков окру­жающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением ста­новится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болез­ненном противостоянии у психически больного человека данный способ вза­имодействия является единственным и вынужденным.

75

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к дей­ствительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались», по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности выражается в автономизации жизни и деятель­ности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реаль­ности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повы­шенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые исполь­зуют, например, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реаль­ность, так же как и отдельный индивид, может иметь негармоничный харак­тер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное решение.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять ти­пов (рис. 11).

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1

\                       1                      \                      1                       1

Делинквентное

  Авдию явное   Патохарактеро-логическое   Психопатоло­гическое   На базе imiep-способносчей
                   

Рис. 11.Типы девиантного поведения

Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, на­правленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослуша-ния), моральным и нравственно-этическим предписаниям (т. н. общечелове­ческим ценностям), этикету и стилю. Некоторые из данных норм имеют аб­солютные и однозначные критерии, зафиксированные в законах и указах, другие — относительные, которые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и обществен­ных регламентации.

76


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!