ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



При ориентации на обладание человек привязан к тому, что накоплено им в прошлом: к деньгам, земле, славе, социальному положению, знаниям, детям, воспоминаниям. Нацеливаясь на будущее, человек предвосхищает то, чем он сможет обладать в перспективе. Всего этого можно избежать, если исключить главенствующее давление времени. Время не довлеет над бытием.

Э. Фромм обратился в своих исследованиях к одним из наиболее значи­мых качеств личности — социальному характеру и «религиозным потребнос­тям». Решая проблему личности с позиции необходимости ориентации на идеал (идеалы), он обратился к религии. Правда, оговорившись, что пробле­ма удовлетворения так называемой «религиозной потребности» не должна сводиться к анализу вопроса, что есть религия. Существеннее другой аспект: способствует л и она дальнейшему развитию человека, реализации свойствен­ных ему сугубо человеческих способностей или же препятствует. «Всякая кон­кретная религия, — утверждал Э. Фромм, — если она только действительно мотивирует поведение, коренится в специфической структуре социального характера индивида».

В рамках гуманистической психологиибольшое значение имеют работы А. Маслоу о психологии самоактуализации.Наивысшей точкой развития лич­ности он считал самоактуализацию личности — «наиболее полное использо­вание собственных талантов, способностей и возможностей», в отличие от среднего человека, который живет с «заглушенными и подавленными спо­собностями». В теории самоактуализации описаны восемь путей — типов по­ведения для наиболее гармоничного личностного роста:

1) более полное переживание того, что происходит в нас и вокруг нас;

2) принятие решений в пользу личностного роста, поскольку жизнь — процесс постоянного выбора (между безопасностью и ростом, прогрес­сом и регрессом);

3) умение подстраиваться к собственной внутренней природе, быть акту­альным — реальным, существовать фактически;

4) честность и принятие на себя ответственности за свои действия и по­ступки;

5) вера в свои суждения и умение действовать в соответствии с ними;

6) максимальное использование своих способностей и разума;

7) интегрированность в мир;

' 8) обнаружение собственных психологических защит от мира и работа от­каза от них.

Наиболее известные отечественные теории личности, значимые для пси­хологии девиантного поведения, — это теория отношений личности В. Н. Мя-сищева, деятельностная теория личности А. Н. Леонтьева, теория установки Д. Н. Узнадзе и теория структуры личности К. К. Платонова.

Главной характеристикой личности в теории В. Н. Мясищеваявляется си­стема ее отношений, то есть взаимоотношений и взаимодействий с людьми, становление которой происходит в процессе социализации. Отношения фор­мируют сознательную избирательность (приоритетность) в контактах с окру-

S •*

жающими, определяют степень интереса, силу эмоции и желаний и выступают в качестве движущей силы личности. Таким образом, личностные качества воз­никают и становятся устойчивыми только в условиях сознательной деятель­ности человека, которая способствует субъективно-личностному отношениию к социуму. В соответствии с психологией деятельности А. Н. Леонтьева,ядро личности — это система относительно устойчивых иерархизированных мо­тивов как основных побудителей деятельности с формированием смыслооб-разующих мотивов и мотивов-стимулов. Основой же выступает отношение иерархии мотивов. Личностный рост осуществляется в процессе общения, которое во многом определяет становление перцептивных, мнестических, мыслительных и других характеристик человека, его эмоционально-волевой сферы. Теория установки Д. Н. Узнадзераскрывает источники и механизмы активности личности, используя понятие установки субъекта — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оце­нивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности. В свою очередь, механизм установки рассматривается на уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности. Структура личности в понима­нии К. К. Платоновапредставляет собой соотношение биологического и со­циального на уровне четырех подструктур (табл. 5).

Многие теории личности подробно рассматривали проблему жизненного пути (судьбы)личности. По сути, о судьбе, то есть истории и развитии челове­ка, можно говорить, имея в виду только личностные качества, поскольку оце­нивать и анализировать жизненный путь человека, исходя из свойств его тем­перамента или черт характера, было бы несправедливым. Судьба не задана и ; не может вершиться на основании биологических законов или психологи- ' ческих привычек. Человек на личностном уровне творит свою судьбу сам. Причем этот творческий процесс базируется на выборе смысла жизни. Многие

люди задаются вопросом, что для развития личности более значимо: получе- (

i

Та б л и ц а 5 ,' Структура личности (по К. К. Платонову)


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!