ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



ловека о себе как о мужчине или женщине. Тенью К. Юнг обозначал центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания и включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, ко­торые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или проти-         , воречащие социальным стандартам. Эго — это психическое образование, воз-          1 никающее из бессознательного и создающее разделение между бессознательным и сознанием. Под персоной подразумевается то, какими мы предстаем перед миром. Персона тождественна понятию характера и включает социальные роли, индивидуальный стиль выражения эмоций. По мнению К. Юнга, человек рож-          i дается не только с набором биологических свойств, но и с психологическим наследством в виде «коллективного бессознательного». Оно содержит психичес­кий материал, который не может возникнуть в личном опыте и который спо­собствует формированию многих личностных качеств.

С точки зрения индивидуальной психологии А. Адлераличность формиру­ется под влиянием стремления человека к совершенствованию и превосход­ству. Существенным для психологии девиантного поведения, в частности в         1 плане понимания поведения хронически больного и развития его личности в         | условиях болезни, является мнение А. Адлера о том, что люди со значитель­ной слабостью органов часто пытаются компенсировать это, развивая какую-         •• либо сферу деятельности, оставшуюся доступной для развития. «Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов, тяже-          \ лые болезни, особенно в детские годы, — отмечает А. Адлер. — Создается впе-         ! чатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». То есть у человека в результате воз­никновения проблем с соматическим здоровьем происходит гиперкомпенса­ция дефекта. Особенно ярко она проявляется в случаях сочетания соматиче­ской неполноценности с «комплексом неполноценности» психологического свойства. Формирование личности рассматривается в индивидуальной пси-         | хологии как формирование жизненных целей, начинающееся в детстве как         \ компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и         j беспомощности в мире взрослых. При этом жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и         | ярким, могущественным, совершенным будущим.                                                   !

В гештальтпсихологииличность человека рассматривается сквозь призму способности перейти от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. Условием достижения гармоничного равновесия между организмом и средой является сознавание иерархии потребностей. Ф. Перле считал процесс сознавания центральным пунктом психологии личности, спо­собствующим личностному росту. Для него в основе сознавания лежит пони­мание организма как целого, принципы «здесь и теперь» и «как и почему». Жизнь в настоящем («здесь и теперь») представлялась Ф. Перлсу признаком личностного психологического здоровья, отличающего гармоничного челове­ка от невротика. Не менее важным принципом он считал и осознание индиви­дуумом процессов совершения поступков («как») и их каузальной детермина­ции («почему»). «Каждый элемент существования человека, — указывает

61

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ф. Перле, — может быть понят как часть одного или нескольких гештальтов, то есть элемент не может быть понят как «следствие» какой-то «причины» от­дельно от целостной матрицы причин, которые в это вовлечены». Наиболее важным выводом гештальтпсихологии для клинической психологии и психо­логии личности следует считать вывод о том, что принцип иерархии потребно­стей всегда Действует в человеке и важная незаконченная ситуация всегда про­явится, если только человек просто осознает собственный опыт себя.

Бихевиоризм(поведенческий подход к анализу психологии личности) рас­сматривает личность человека как сумму паттернов поведения генетической природы. Любой поступок человека видится как выработанная привычка, сфор­мированная по типу рефлекса. Б. Скиннер описал такие способы становления и закрепления паттернов поведения и возникновения личностных черт, как обусловливанием подкрепление. Оперативным обусловливанием называется про­цесс формирования и поддержания определенного поведения посредством его следствий. Подкрепление отличается от обусловливания только временным параметром. Обусловливание имеет место до какого-либо действия или поступ­ка, а подкрепление — после. Например, можно попытаться сделать человека честным, обусловливая и подкрепляя это качество: вознаграждая или лишая чего-либо в зависимости от проявления или непроявления данного качества. При этом в процессе обусловливания награда или наказание будут оговорены заранее (до совершения поступка), а в процессе подкрепления станут известны по его завершении. Таким образом, бихевиоризм вторгся в сферу воспитания черт характера, в нем был выработан специфический подход к этому важному процессу и описаны способы управления поведением.

Э. Фромм с позиций гуманистической психологиипопытался сформулиро­вать значимые для личности человека параметры, используя понятия облада­ния и бытия, на основании которых происходит формирование тех или иных качеств личности. Обладанием называется процесс присвоения каких-либо внешних или внутренних свойств, качеств, объектов и функций и получение удовлетворения от самого процесса владения ими. Обладанию противостоит бытие, существование, характеризующееся получением удовлетворения от жизни. Человек может быть нацелен на одну из систем: «У меня есть...» или «Я есть...». По мнению Э. Фромма, обладание и бытие являются двумя основ­ными способами существования человека, доминирование одного их кото­рых определяет различия в индивидуальных и социальных характерах людей. Наиболее ярко подобная альтернатива представлена в отношении к жизни и смерти — центральной проблеме человеческого существования. Э. Фромм описал две личностные стратегии, обусловливающие выработку специфичес­ких качеств человека, — страх смерти или утверждение жизни. Отношение к жизни и смерти может рассматриваться как сквозь призму обладания, так и сквозь призму бытия. Основываясь на первой платформе, страх смерти трак­туется как страх потерять то, что имеешь. Вторая же платформа способна пре­дотвратить развитие интенсивного страха смерти в связи с мировоззренче­ской позицией бытия. Бытие существует только «здесь и сейчас», в то время как обладание проецируется на любое время (прошлое, настоящее и будущее).

62


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!