ПСИХОЛОГИЯДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ



ный рост или хобби, изменением иерархии ценностей обыденной жизни, пе­реориентацией на деятельность, нацеленную лишь на собственное физичес­кое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (т. н. «паранойя здо­ровья»), сексуальными взаимодействиями (т. н. «поиск и ловля оргазма»), улучшением собственной внешности, качества отдыха и способами расслаб­ления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравне­нии с другими областями жизни время, становясь трудоголиком. Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бег­ства в контакты или одиночество», при котором либо общение становится единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму. Склонность к раз­мышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную актив­ность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от дей­ствительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религи­озному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. Более подробно об отдельных формах ухода от реальности будет рассказано ниже.

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформи­ровавшимися в процессе воспитания. К ним относятся т. н. расстройства лич­ности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгар­моничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руко­водствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а су­щественно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущность данных мотивов — ликвидация личностного диссонанса, в частно­сти рассогласования идеального «Я» и самооценки. По данным Л. М. Балаба­новой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой пси­хопатии) наиболее частым мотивом поведения оказывается стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доми­нированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к проти­водействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разряд­ки аффективного напряжения. Улиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная са-

82

ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

мооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и конт­ролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудие, которое должно служить удовлетворению потребностей данного человека. У индивидов с анан-кастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (пси­хастенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми.

К патохарактерологическим девиациям относят также невротические рас­стройства и развития личности — патологические формы поведения и реаги­рования, сформированные в процессе неврозогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. В большей степени они представлены обсессивны-ми симптомами в рамках обсессивного развития (по Н. Д. Лакосиной). Деви­ации реализуются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека. В зависимости от их клини­ческих проявлений человек может выбирать способы болезненного противо­стояния реальности. Например, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (откры­вать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать подходя­щий к остановке троллейбус), цель которых — снятие состояния эмоциональ­ного напряжения и тревоги.

К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию от­носят поведение, основанное на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основе символи­ческого истолкования внешних событий. Человек, например, может отказать­ся от совершения какой-либо поступка (жениться, сдать экзамен и даже вый­ти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!