Автономность поместной церкви



Вот практический пример: многие протестанты свято верят в принцип автономности поместной церкви (т.е. принцип самоуправления, независимости каждой отдельной общины от всей остальной церкви). Скорее всего, этот принцип формировался на основании горького опыта, когда официальные, государственные церкви в Европе уклонились от многих библейских принципов и централизованно гнали инакомыслящих. Можно понять, почему, борясь с такими искажениями, многие протестанты пришли к идее автономности отдельной общины. Можно им посочувствовать, но нельзя найти обоснования этому в Библии. Писание нигде не учит, что каждая община должна подчиняться только собственному руководству, таким образом, отрезая себя от подотчетности, наставления, исправления, совета, вразумления всего Тела. Новозаветные общины совместно решали финансовые вопросы (Рим. 15:26), богословские (Деян. 15), вопросы назначения руководства (Тит 1:5) и т.д. Пресвитеры собирались на «конференции» (Деян. 20:17). Если община никому не подчиняется, то кто поставит на место зарвавшегося «диотрефа»? (3 Ин. 9-10). Или наоборот — кто вразумит незрелую общину, когда она бунтует против своего пастора? Конечно, в истории церкви есть множество злоупотреблений централизованной властью, но на самом деле независимость поместной общины создает еще больше простора для искажений и злоупотреблений.

И сегодня, когда средневековые гонения государственных церквей, слава Богу, остались далеко позади, многие протестанты продолжают придерживаться принципа «автономии». Индивидуалистическое мышление позволяет им меньше беспокоиться о разделениях Тела Христова. Тяготея к самостоятельности, независимости, протестанты легче забывают о том, как Господь молился и призывал Свою церковь к любви и единству (Ин. 13:34-35; 17:21). Единое Тело, где все члены (люди и общины) пребывают в общении, взаимно дополняют друг друга, делятся опытом, вразумляют, когда нужно, исправляют друг друга — вот библейский идеал Церкви, к которому призывает нас Бог. В этой картине нет места конфессиям, деноминациям и горделивой «автономности».

 

Исповедь

Другое проявление индивидуализма — пренебрежение исповедью. Западные люди привыкли блюсти неприкосновенность своей «личной жизни», и даже христиане подвержены этому влиянию. Поэтому, например, в американских церквах почти отсутствует практика церковной дисциплины. Мало кто уже осмеливается задать неудобный вопрос, когда чей-то грех становится очевиден. Тем более редки случаи дисциплинарного воздействия вроде отлучения. Это моя личная жизнь! Я не лезу в вашу, а вы не лезьте в мою.

Слово Божье наоборот учит нас «признаваться друг перед другом» в грехах, чтобы «молиться друг за друга» (Иак. 5:16). Апостол Павел еще так называет помощь в борьбе с грехом — «носить бремена друг друга» (Гал. 6:1-2). Вникать в проблемы человека, задавать неудобные вопросы — это действительно бремя. Нам неприятно, не хочется это делать. Но Бог поручил нам и в этом проявлять любовь. Христиане должны и сами исповедоваться друг перед другом, и когда нужно — задать вопрос и даже обличить брата. Говорить истину, а не молчать, бывает трудно, и мышление «моего личного пространства» усугубляет эту трудность.

Еще в апостольской церкви покаяние сопровождалось тем, что люди «исповедовали и открывали» свои греховные дела (Деян. 19:18).

Не признаваясь друг перед другом в грехах, христиане лишают себя молитвенной поддержки, подотчетности, совета и других форм помощи в борьбе с грехом, в которой мы все нуждаемся.

В православной церкви существует «таинство исповеди». Доктрины о таинствах мы уже касались во второй главе. Сейчас только обратим внимание на суть самого действия. Исповедь священнику является одним из способов «признаваться в проступках». Конечно, всегда есть опасность превратить это в формальность, в пустой «обряд», но это не значит, что сама практика неверна. Писание говорит: «друг другу», поэтому можно было бы исповедоваться не только священнику, но и близким друзьям по вере. Но лучше исповедоваться только священнику, чем вообще никому!

Опять-таки, воспитанный православием народ больше готов к взаимной открытости, вмешательству в дела друг друга. Ведь только в нашей стране незнакомые на улице могут вам посоветовать «одеть ребенку шапочку», или дать другое ценное указание, потому что мы — общество, коллектив! Здесь, наверное, сказывается и многовековой православный коллективизм, и годы советского «общежития».

 

 

Время и отношения

 

Это сравнение делается скорее на уровне культурных особенностей востока и запада. Многие социологи и просто наблюдатели замечают, что западные люди более пунктуальны, и что это может делать их «рабами расписания». С другой стороны, востоку больше присуща неторопливость. Это может проявляться в неорганизованности (привычке опаздывать), но также и в склонности к неторопливому общению, что важно для развития отношений и само по себе не плохо.

Вот как точно и ярко отражены эти культурные черты в знаменитых поговорках.

Запад: Timeismoney! Каждую секунду я мог бы заработать еще один доллар, поэтому разве можно тратить драгоценное время на пустяки?!

Восток: Счастливые часов не наблюдают! Какие доллары?! Какое расписание?! Счастье состоит в том, чтобы неспешно наслаждаться тем, что есть, созерцанием и общением с любимыми!

Например, когда вы приглашаете друзей к себе в гости, вы сообщаете, в котором часу начнется мероприятие. А говорите ли вы, когда оно закончится? Глупый вопрос, правда? Никто у нас такого не говорит. Всем понятно, что гулянье будет продолжаться, «пока не надоест». В Америке для меня было маленьким культурным шоком, когда, приглашая в гости, мне сказали: party будет с 6:00 до 7:30 вечера. Что это за общение? Только успел поздороваться со всеми.

Шутки шутками, но какое же отношение правильно? Похоже, Св. Писание учит нас находить баланс между ответственным использованием времени, пунктуальностью и важностью глубокого общения. Мы призваны «дорожить временем» (Еф. 5:16), потому что оно ограничено, а мы должны максимально использовать его для славы Божьей, умножения вверенных нам талантов, благовестия и т.д. Это значит, что лень, пустая трата времени, привычка опаздывать — неугодно Богу. Здесь мы можем брать пример с наших западных братьев.

 

С другой стороны, западное мышление действительно склонно чересчур подчинять все расписанию. В семинарии нас учили: у пастора должно быть расписание, должно быть свободное время, время для семьи и т.д. Конечно, должен быть порядок, и служителю нельзя игнорировать семью, но порой в западной картине служения уж слишком все просто: рабочее время с девяти до пяти, а потом никто не моги беспокоить пастора (немного, конечно, утрирую). Не совсем такую картину своего рабочего дня рисовал апостол Павел: «... в великом терпении... в тесных обстоятельствах... в трудах, в бдениях, в постах», «... в труде и в изнурении, часто в бдении... у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах...»[27] (2 Кор. 6:5; 11:27-28). Конечно, мы должны иметь расписание, порядок, но иногда нужна гибкость, готовность пожертвовать своим комфортом, спонтанность. Например, если вашу церковь вдруг посетил важный гость, то вечернее богослужение можно закончить не в 21:00, а позже, например — в полночь. Даже если кто-то сонный выпадет из окна — не беда, Бог и через это может прославиться (Деян. 20:7-12).

Служение Самого Христа тоже не всегда было «организовано» в земном смысле. Он мог спонтанно откликаться на нежданную встречу и приглашение (Мф. 9:18-19; Ин. 4:40), мог, наоборот, задержаться так, что людям эта задержка казалась трагической (Ин. 11:6). Иисус бывал так занят служением, что Ему и ученикам некогда было кушать (Марк 3:20; 6:31). Иногда Он молился всю ночь (Лука 6:12). Однако, вся эта гибкость и спонтанность Учителя в итоге оказывалась подчиненной единой цели.

В православной церкви окончание богослужения зависит не столько от расписания, сколько от выполнения всех элементов, которых требует устав. Другими словами, нет жесткой регламентации по времени, в котором часу должна закончиться служба. Священник не вынужден поглядывать на часы и торопить себя, чтобы «не затянуть собрание». Существует базовое понимание, что молитва, совместное церковное поклонение Богу — самое важное дело, и здесь спешить некуда.

В славянской протестантской церкви чуть больше гибкости по сравнению с западом. Если вдруг возникают неожиданные обстоятельства (например, гость!), то мы можем и чуть задержаться, и даже уступить свое время для проповеди. В американской церкви такое трудно представить. Там в четверг уже напечатан церковный буклетик с планом служения. И если собрание затянулось минут на 10, в некоторых церквах это — чрезвычайное происшествие.

Итак, нам стоит учиться порядку и пунктуальности у запада, но и ценить глубокое неторопливое общение, как на востоке, и не забывать, что Бог не всегда действует по «нашему расписанию».


Выводы

 

Мы попытались сравнить протестантское и православное христианство, и в ходе этого сравнения исследовать ряд важнейших доктрин и практик. Надеюсь, что этот диалог поможет разным ветвям христианской церкви оттачивать взгляды друг друга (Прит. 27:17), находить больше взаимопонимания и возрастать в единстве, принося этим больше славы нашему Богу.

Хотелось бы пожелать евангельским христианам, живущим в православных странах, ближе знакомиться с православной верой, искать возможностей диалога с православием, прислушиваться к критике, продолжать совершенствовать свое богословие и практику, а также смиренно свидетельствовать о библейской истине.

Критические оценки в этих главах даны не для осуждения, но с искренним желанием, чтобы все части Церкви Христовой возрастали в любви, в познании Господа, в послушании Его слову.

Автор ни в коем случае не претендует на безошибочность своих суждений и открыт к дальнейшему росту и исправлению. Я молюсь и смиренно надеюсь, что Бог по Своей великой милости соблаговолит использовать этот несовершенный труд для нашего утверждения в библейской истине и для исцеления расколов в Его Церкви.

Андрей Мурзин

Июнь 2011 г.

 


[1]Архиепископ Иоанн (Шаховской), статья «Сектантство в православии и православие в сектантстве».

[2]Мещеринов Петр, «О спасении. О церкви». Сайт «Киевская Русь» www.kiev-orthodox.org, раздел Основы веры.

[3]Митрополит Филарет (Дроздов), «Пространный христианский катихизис Православной кафолической восточной церкви», раздел «О десятом члене символа веры».

[4]Митрополит Филарет (Дроздов), «Пространный христианский катихизис Православной кафолической восточной церкви», раздел «О десятом члене символа веры».

[5]Одним из ярких примеров такого взгляда является вышеупомянутая книга Сергия Страгородского «Православное понимание спасения».

[6]Мещеринов Петр, «О спасении. О церкви». Сайт «Киевская Русь» www.kiev-orthodox.org, раздел Основы веры.

[7]Вестминстерское исповедание веры, глава 1, пункт 7.

[8]Вестминстерское исповедание веры, глава 1, пункт 10.

[9]Николай Бердяев, «Судьба России», стр. 67.

[10]Православная энциклопедия, «ВселенскийVIIСобор», http://www.pravenc.ru/text/Вселенский VII Собор.html

[11]Карташев А. В., «Вселенские соборы», http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_10-all.shtml

[12]Антиминс — специальный плат с зашитыми в него частицами мощей и надписанием епископа, подтверждающим освящение и благословение на совершение литургии. Без антиминса совершение литургии невозможно.

[13]Митрополит Петр Могила, «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», вопрос 108.

[14]Митрополит Филарет (Дроздов), «Пространный христианский катихизис Православной кафолической восточной церкви», раздел «О десятом члене символа веры», вопрос О священстве.

[15]Там же.

[16]Митрополит Петр Могила, «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», вопрос 109.

[17]Игумен Илларион (Алфеев), «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие».

[18]Православные применяют термин «пресвитер» к обычному священнику, в отличие от епископа. В Новом завете термины «poimh,n» (пастырь), «presbu,teroj» и «evpi,skopoj» взаимозаменяемы (см. греч.Деян. 20:17,28; 1Пет. 5:1-2).

[19]Протоиерей Максим Козлов, статья «Аскетизм, аскеза», http://azbyka.ru/dictionary/01/asketizm-all.shtml .

[20]Статья «Врачевание личности в Православной церкви — Аскетика», http://duhpage.sed.lg.ua/Articles/Asketika.htm .

[21]Из заключительного ороса Седьмого вселенского (Никейского собора), http://perseus.narod.ru/christianity/Dogmat-VII.htm

[22]Дунаев Дионисий, свящ., «О почитании святых мощей», http://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/280/ ;Иустин (Попович), преп., «Святые мощи», http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=423 и др.

[23]Попов И. В., профессор, «Почитание святых мощей», http://www.pravmir.ru/article_1084.html

[24]Иустин (Попович), «Святые мощи».

[25]Там же.

[26]Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», Книга I, глава I.

[27]Бдение (греч. avgrupni,a) — бессонница, бодрствование (в данном случае из-за занятости).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!