Движущие силы и субъекты исторического процесса



Важным для социальной философии является определение движущих сил и субъектов исторического процесса. 1) Основными движущими силами социального развития следует считать потребности, интересы, ценности. Они могут быть индивидуальными и общественными, материальными и духовными. 2) Субъектами созидания и развития общества выступают также массы и лица. Истинным творцом истории есть народ, народные массы. Существует два ошибочные подходы к природе исторического процесса - фатализм и волюнтаризм. Фатализм - это философские взгляды, которые утверждают, что исторический процесс является фатальным, необходимым, а народные массы и исторические лица. е имеют влияния на его развитие. Волюнтаризм - это философское учение, которое отрицает или игнорирует объективные законы развития и считает, что управление общественным процессом можно достичь силой посредством действия исторических лиц.

 

Формационная и цивилизационная

Существует два методологических подхода к анализу истории социума. Первый - формационный, второй - цивилизационный. В рамках первого определяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на понятии способа производства. Исходя из этого, происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Основная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Основная идея цивилизационного подхода - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. Основным недостатком формационного подхода к истории называют выпадение из исторического познания множества элементов и связей общества как системы. Второй подход к анализу исторического процесса - цивилизационный раскрывается сложнее, чем формационный. Это связано с тем, что не существует единой цивилизационной теории и единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества.

Техника и технологии

Техника есть совокупность артефактов (искусственно сделанных объектов), создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. В доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. Для дальнейшего изложения наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии.Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности. Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!