Диалектика как теория развития



Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Согласно принципам диалектики, мир в целом и все его части постоянно находятся в состоянии развития, движения, усложнения. Однако все элементы мира находятся в состоянии взаимосвязи, изменения в одних сферах бытия тянут за собой изменения во всех иных сферах бытия. Законы диалектики более конкретно объясняют процесс развития. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные описывает механизм развития. Качество – это внутренняя определённость предмета или явления, характеризующая предмет или явление в целом. Качество определяется через свойства – способность предмета определённым образом соотносится с иными предметами.

Количество – это внешняя определённость объекта, нечто относительно для него безразличное (например, независимо от размеров все собаки имеют одинаковые органы, выполняющие одни и те же функции). Мера – это единство качества и количества, показатель того, что одному качеству соответствует некоторый диапазон количественных характеристик. Синергетика – теория саморазвития неравновесных, открытых систем, то есть систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Основные представители синергетики – это Г. Хакен, И. Пригожин, Б. Мандельброт и др. Суть синергетики состоит в следующем. Открытые системы в ходе своего саморазвития часто оказываются в точках бифуркации (неравновесия), где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени не равной единице. Некоторые философы рассматривают синергетику как частный случай диалектики. Другие – диалектику как часть синергетики. Третьи утверждают несовместимость диалектических и синергетических подходов. 

 


 

Понятие природы.

Понятие «природа» многозначно. Оно употребляется в нескольких смыслах. Для рассматриваемой темы интерес представляют два из них: 1) природа как мир в целом, всё сущее в нем, включая человека (слово «мир» здесь может быть заменено на «бытие», «Универсум», «реальность, «космос»»); 2) природа как та часть объективного мира, с которой человек вступает во взаимодействие в процессе своей жизнедеятельности. Это естественная (её иногда именуют географической) среда обитания человека. Вначале она охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь в неё включаются практически все недра Земли, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, значительная часть Солнечной системы. Естественная среда является необходимым условием возникновения и дальнейшего бытия человека как биологического и социального существа.  В процессе исторического развития общества начала формироваться искусственная среда обитания людей, т.н. «вторая природа» (жилища, населенные пункты, города, орудия труда, транспортные средства, различные технические приспособления и устройства и т.д.). Естественную и искусственную среду обитания человека обычно называют окружающей средой. Природа и в широком, и в узком смысле слова давно являлась и является сегодня объектом философского и научного познания. Для философского взгляда на природу характерно: а) создание ее целостного, интегрального образа; б) выявление особенностей отношений «человек - природа». Научному исследованию свойственно изучение отдельных сторон природы, конкретных уровней ее структурной организации (механических, физических, химических и биологических систем).     

Основные идеи философской антропологии

Предметом философской антропологии является человек во всей своей целостности. Однако само понятие философской антропологии оказалось многозначным. Оно употребляется по крайней мере в трех различных значениях, которые, хотя и близки по смыслу, все же содержат в себе своеобразный круг подходов и проблем. Общее содержание понятия едино — философская антропология направлена на постижение феномена человека. Но при этом философская антропология толкуется как особая сфера философского знания, как специфическое философское направление и как уникальный метод постижения бытия. Человек— предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания — онтологии (учении о бытии), логике, теории познания, истории философии, этике, эстетике,   натурфилософии, социальной философии, философии истории. значении слово «антропология» наука о происхождении и эволюции человека. В этом смысле естественнонаучная и медицинская антропология определяют место человека в царстве живых существ и изучают его телесную организацию, которой он отличается от животных. К ней еще относятся: анатомия, физиология, учение о расах и т.п Прагматическая антропология, «рассматриваемая как знание мира, — она должна следовать за окончанием школьного обучения — еще не может быть названа прагматической, если в ней содержится только развернутое знание о вещах мира, например о животных, растениях и минералах в различных странах и климатических поясах; она может быть названа таковой только в том случае, если в ней содержится знание о человеке как гражданине мира.

Соотношение сущности

Свобода - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» «утверждающей», «положительной» трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью». Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества. Однако существуют и другие точки зрения на данную проблему. И. Кант пишет, что «свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ. ...каждое существо, которое не может поступать иначе, как руководствуясь идеей свободы, именно поэтому в практическом отношении действительно свободно, т.е. для него  имеют силу все законы, неразрывно связанные со свободой, точно так же как если бы его воля, значимая и сама по себе, и в теоретической философии была признана свободной». Такое понимание свободы не имеет ничего общего с произволом, поскольку «свобода каждого должна быть ограничена законом постольку и только постольку, поскольку она ограничивает свободу другого». Что же касается абсолютной свободы, то ее наличие ставиться под сомнение.. Можно выделить две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности субъект должен быть самостоятельным и свободным; мы еще раз убеждаемся, что свобода и ответственность взаимосвязаны. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно. Наконец, субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. 

 

Проблема смысла жизни

Человек - это существо свободное, разумное, способное осознать свою смертность, что с неизбежностью приводит к размышлению над смыслом жизни. В вопросе о смысле жизни есть субъективная и объективная стороны. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций и т.дНо проблема смысла жизни имеет и объективную сторону. Ведь каждый человек - это частица рода человеческого. В поиске смысла жизни он не должен ограничиваться только индивидуальным опытом, а учитывать опыт человечества, т.е. формирование смысла жизненных поисков возможно лишь в поле человеческой культуры, которая аккумулирует духовный опыт человечества. В культуре, в истории философии издавна делались попытки сформировать ответ на основной вопрос человеческого бытия. среди множества подходов к решению данной проблемы можно выделить три главных:1) Смысл жизни находится за пределами жизни. Это характерно для религиозного истолкования жизни. Смысл жизни, согласно этой позиции, не в этой жизни, а за ее пределами, в высшем порядке бытия, в Боге. В жизни, самой по себе, вообще нет никакого раз и навсегда заданного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно придаем ей смысл, творим свою жизнь, свою собственную сущность. Человек может сделать свою жизнь осмысленной в том отношении, что он, во-первых, сам дает что-то жизни (творческая деятельность), во-вторых, что-то берет у нее (переживание ценностей, любовь и т.д.).

Проблема сознания и основные

В истории философии сложилось несколько подхода к философскому анализу феномена сознания: субстанциональный, натуралистически-функциональный, социокультурный, экзистенциально-феноменологический и др. – Исторически первой трактовкой сознания является субстанциональный подход (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Г. Лейбниц, Р. Декарт и др.). Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой собственной душевной деятельности. Таким возникло представление о “душе” как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться в пространстве, по ту сторону видимого мира. Согласно античному философу Платону сознание представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление   сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме. В своих произведениях Платон аллегорически описывает соотношение мира и человеческого сознания В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее «из ничего». В рамках субстанционального подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции. В целом, исторические формы субстанциализма варьировались в зависимости от понимания природы идеального, но общим положением здесь является представление об универсальном, объективном, всеобщем характере идеального, существующем до индивидуального сознания и полностью определяющем его опыт.

 

Эволюция форм отражения.

При рассмотрении сознания как сложного природно-психического, индивидуально-личностного и социокультурного образования можно выделить четыре уровня его организации: 1)Бессознательное, абсолютно неосознаваемое, недоступное рефлексивному контролю (область врожденных инстинктов, которые локализованы в подкорке). 2)Неосознаваемое в данный момент, забытое, выпавшее «в осадок», «мертвая информация», которая в принципе может стать осмысленной, рефлексируемой (основание коры больших полушарий). 3) Индивидуальное, персонифицированное сознание, личностное Я, душа человека. 4)Внедренные, привнесенные в сознание из вне коллективные представления (третий и четвертый уровни функционируют в коре больших полушарий, в органической взаимосвязи). Важную роль в функционировании сознания играют такие его структурные элементы внимание и, особенно, мышление.   Понятие мышления и сознания близкие, но не тождественные. Мышление – это процесс организации различных элементов сознания, установление координационных и субординационных, статических и динамических связей между ними, превращение изначального, идеального хаоса в порядок. Сложившееся сознание - результат деятельности мышления. Наличие различных типов мышления является основанием для разделения рефлексивного сознания на рассудок и разум Рассудок опирается на образно-ассоциативное и формально-логическое мышление, разум – на диалектическое. И если рассудочное мышление всегда совершается в рамках устоявшихся парадигм, то разум эти парадигмы периодически перестраивает. Он обеспечивает рефлексию, контроль за деятельностью рассудка и, что, чрезвычайно важно, погружает сознание в духовно-нравственную систему координат.    


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!