ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ



В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества.

В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.
В античной философииприрода рассматривается как причина возникновения человека.
В Средние века природа человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Возвеличивание человека над природой.
В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации.
В философских воззрениях Нового времени обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Главная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Появлению таких идей способствует и все увеличивающаяся мощь человеческого общества, рост его производительных сил.
Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается в том, что, с одной стороны, общество во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит.

21)ФОРМАЦИОННАЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЯСНЕНИЯ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА
К.Маркс
является разработчиком формационного подхода к объяснению истории общественного развития. Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, общественно- экономическая формация, социальная революция и т.д.
Историю человечества по Марксу
можно представить как последовательную смену общественно – экономических формаций, которые возникают, развиваются и уничтожаются в ходе революционных преобразований. К. Маркс выделяет пять общественно экономических формаций: первобытно общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую(социалистическую).

Формация - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером" Она характеризуется, во-первых, историзмом и, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории основоположниками материализма дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам

Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Сам термин цивилизация сам по себе неоднозначен. Сам цивилизационный подход представляет собой некую сумму сходных методологических установок, принципов. Слабые моменты цивилизационного подхода - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы: слабая определенность причинно следственных связей между этими критериями. Некоторые исследователи (Вольтер, Фергюсон, Тюрго, Гирзо, Гегель).
На первом этапе Понятие цивилизация употребляется исключительно в единственном числе обозначая человечество в целом и носит ярко выраженный оценочный характер (дикость, варварство, цивилизация) Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культуры.
На втором этапе (вторая полвина 19 в) в теориях исторического процесса продолжают господствовать представления о целостности и связности истории. Конт, Спенсер, Бокль, Риккерт, Дюргейм начинают развиваться представления о множестве локальных цивилизаций (Риккерт)
На третьем этапе(20 в) стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций или культур (Шпенглер,Тойнби,Сорокин)
Важным моментом изучения цивилизационного подхода к объяснению истории обществ выступает определение типов цивилизационного развития. Сегодня общепризнано выделение в качестве основных двух таких типов - западного и восточного.
Соотношение ф. и ц. подходов к истории
Предмет и сфера применения формационной теории – история как объективный, не зависимый от сознания и воли людей результат их деятельности
Предмет и сфера применения цивилизационного подхода – история как процесс жизнедеятельности людей, одаренных сознанием и волей.
Ф. т представляет собой по преимуществу онтологический анализ истории (выявление глубинных, скрытых от глаз ее сущностных оснований.
Ц. подход – это в основном феноменологический анализ истории (описание тех форм, в которых история стран и народов является взору исследователя).
Ф. анализ – это разрез истории «по вертикали». Он раскрывает движение человечества от изначальных ступеней или форм к ступеням более сложным, развитым.
Ц.п – анализ истории «по горизонтали». Его предмет – уникальные, неповторимые образования, т.е. цивилизации
Ф. т. – это по преимуществу социально-экономический срез истории. Она принимает за исходный пункт постижения истории способ материального производства как главный, определяющий в конечном счете все другие сферы общественной жизни.
Ц. п. отдает предпочтение культурологическому фактору. На первом плане здесь не производство средств к жизни, а сама жизнь
При ф. п. подходе упор делается на внутренние факторы развития, сам этот процесс раскрывается как саморазвитие. Основное внимание при этом уделяется борьбе противоположностей т.е. больше тому, что разъединяет людей данного общества.
Ц.п., напротив, исследует преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество
Ф.подход начинает постижение общества «снизу», т.е со способа производства.
Цивилизационный подходначинает постижение истории сверху т.е с культуры во всем многообразии ее форм (религия, искусство, нравственность)
У Маркса модель исторического развития не носит не линейно-стадиальный, а спиралевидный характер.
В силу перечисленных и других различий указанные подходы по-разному решают вопросы о сущности исторического процесса, его основаниях, закономерностях развития. Все это создает условия как для противопоставления, так и для взаимодополнения этих подходов.

22)СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Государство имеет три сословия: земледельцы, мудрецы, воины.
Платон свое гос-во пытаясь как целостность показать, определяет его по образу человека. Философы – голова, земледельцы - руки ноги, а воины – грудь, где источник страстей, гордости. На соц структуру Платон обращает внимание с т зр целесообразности. Сословия – делятся по способностям индивидуальным, кто к чему способен и это решается правителями-мудрецами. В дальнейшем понимание соц структуры общ-ва было то что она определяется экономич факторами, экономикой. Эту теорию подробно разработали М и Э. Маркскапитал – накопленный отчужденный труд или совокупность прибавочной стоимости, кот создают наемные рабочие.
Сейчас у нас стоит задача среднего класса, пот что в общ-ве где нет сред класса сущ-ет полит неустойчивость. Этот сред класс составляет оп-ет опору, он промежуточный. Когда нет этого класса то возникает конфликт.
 Боль роль сыграли М и Э в развитии теории соц стр.
: труд создал человека. Рассматривая материалистическое понимание истории мы говорили что труд – это деятельность с помощью орудий труда, труд коллективный, т.е. труд разделенный. И в начале имеет место естественно разделение труда, а потом профессиональное. С совершенствованием орудий труда повышается производительность и появляются классы. Одни становятся более богатыми, а др наоборот. В рез-те – борьба классов. Для установления некого равновесия между классами возникает гос-во. Оно должно примирить классовые противоречия. Но соглас марксизму гос-во свои задачи не выполняет и оно становится на сторону одного класса господствующего.
Соц структура общ-ва включает следующие эл-ты:
важнейший эл-т-класс, но также входят менее важные различия соц группы которые делятся по разным признакам (например семья). Две точки зрения существует: марксистская и американская (развивает идею стратификацию: классы игнорируются и считается что главными явл-ся страты). Иначе говоря соц. группы. Стратификация говорит о делении общ-ва на множество оснований, причем многие основания несущественны. Такая страта как студенчество (5 лет отучились а потом…, т.е неустойчивая).
Основная роль
– классы и институты: семья и др. Класс – ( марксизм) большие группы людей кот отличаются своим отношением к средствам производства, к собственности они отличаются по уровню дохода и по способу получения дохода.

Классы отличаются по своей роли в организации труда. Особенность класс: один из них может быть эксплуататором других.
Еще важным эл-ом является семья
. Семья- маленькое гос-во. Платон возражал против семьи, потому что семья, по его мнению, источник неравенства. Семья объединяется так как преследует эконом цели, замыкается и думает только о своих целях. Платон стоял за равенство и против частной собственности. Семья на самом деле важнейший эл-т структуры общ-ва, гос-во заинтересовано в семье, потому что каждый человек включается в общественную жизнь проходя коллективистский организм – семью.
Гос-во представлено в виде аппарата чиновников
.Аппарат выполняет ф-ции по законам, нормам деятельности, но его недостаточно чтобы управлять общ-вом. Еще полит партии – они призваны установить связь между гос-вом и народом. Третий эл-т - общественные организации тоже участвуют в осуществлении общественной власти. Среди общ организаций самые влиятельные – профсоюзы.
 Гос-во
– высшая форма осуществления свободы и более высокой формы не сущ. Индивидуальная свобода может иметь место только в гос-ве.
Власть законодательная, исполнительная, судебная.
Политические организации включают формы управления. Монархия – одна из древнейших форм. В ней как положит так и отрицательные черты. Постепенно монархия стала ограниченной, конституционной.
Демократия
( демос – народ, кратос - сила). Зародилась в древней Греции. Платон говорил что демократия не очень хороша. Люди не все грамотные, а появлялись личности – ораторы (демагоги), кот могли увлечь народ не в ту сторону. Хорошие ораторы превращались в тиранов.

24) Структура общ. Сознания

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественногосознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:
1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневнойпрактики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.
2. Общественная психология — эмоциональное отношениелюдей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи­ка и закономерности изучаются социальной психологией.Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не­которых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.
3. Общественная идеология — концептуально-теоретическоеотражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.
Таким образом, общественная идеология
— систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.
В любом своем проявлении она по существу или формаль­но, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.
Как таковая, общественная идеология всегда необходима,обязательна для любого общества
— классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностейразвития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас)выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Этосвязывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

1.По предмету отражения — наука и философия отражаютдействительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2.По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.

3.По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познаватель­ные, мораль — нравственные и т.п.

4.По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного
содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;
в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;
г) активном обратном воздействии общественного сознания иего форм на общественное бытие (яркий пример тому — активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

25) Мор. Сознание и навств. Ценности

Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.
Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.
В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.
С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.
Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.
Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф. Энгельс был прав в том, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.
В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.
Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем.
Ученый-гуманист А. Швейцер писал: "Обычная этика ищет компромиссов. Она стремится установить, в какой мере я должен пожертвовать моей жизнью и моим счастьем и сколько я должен оставить себе за счет жизни и счастья других жизней. Таким путем она создает обычную, прикладную этику... Она признает добрым только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это произошло, она характеризует как зло".
Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.
В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное.Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал.Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.
Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.
В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи.
Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.
Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

27)Религиозное сознание и его ценности. Свобода совести
Относится к абсолютному духу.
«Религиот» от лат. означает связь, отношение. Означает связь верующих в общине и связь человека с абсолютной сущностью. Религия, философия, искусство, право имеют единый корень - абсолютную сущность, абсолютную истину. В праве это свобода, в философии - идея, в религии - Бог.

Якоби говорит, что нельзя доказать бытие бога, потому что доказательства это определение неизвестного через известное. Бог является безусловным, а если мы докажем, мы его обусловим. В существование бога надо верить. Но эта вера не простая убежденность, а вера есть знание. Бога мы познаем благодаря непосредственному знанию.
В религии имеются три элемента.
1) понятие Бога.
Расхожа фраза, что Бог является единым. Это верно, хотя имеет существенное значение понятия Бога, каким он понимается, существует и так далее.
2)Ритуал. Или культ.
К нему относятся как вещи, так и чувства. Молитвы предметы. В христианстве есть такая форма прочищения -вкушение вина(обычно кагор) и хлебца (к крови и к телу господню)
3) Вера.
Это непосредственное убеждение в существовании Бога. Непосредственная вера и доверие в то, какими качествами обладает Бог и какие требования выражает Бог. Существует несколько мировых религий: буддизм, христианство, ламаизм, ислам, иудейство. Мы можем рассматривать в определенной последовательности по тому, каково понятие Бога, по культам и верам. Первоначальными религиями были фетишизм (олицетворении Бога-вещь. Призывали к дождям или засухам и т.д.), анимализм(вера в зверей). Более конкретная форма религии - ламаизм, там Бог - отдельный человек, который наследует свою должность от родителей, лечит, защищает, предсказывает. Для этого он приводит в себя в некоторое состояние (экстаза). Более высокими формами религии являются магометанство и иудаизм. Здесь понятие божества носит более конкретный характер.

В христианстве Богом является понятие духа, Христос-сын божий. Он конкретный человек, в котором открылись истины христианства. Но так как человек индивидуален, то он по понятию духа должен умереть и воскреснуть уже в форме духа.

28) Человек как первоначало

Человек – субъект познания. У софистов человек рассматривается с точки зрения сознания, как критерий истинного бытия (Протагор). Восприятие человека есть истинная форма бытия.

Софисты– все относительно. Раз всякая истина относительна, то относительны и мораль, нравственность.

С софистами не согласился Сократ. Он рассматривал человека, как субъекта познания, которому доступна абсолютная истина. Существует истина в себе и для себя – добро. Сократ не отрицает, что основной добродетелью является сознание, но он его понимает таким образом, что оно способно привести к объективной истине. Познание ведет человека к познанию истинной сущности, путь к добру лежит через знания.

Платон считает, что всеобщим благом является государство, нет другого более важного инструмента, чем государство.

Аристотель. Человека он понимает как политическое существо. Целью государства является воспитание гражданина.

Ближайшие последователи Аристотеля – стоики. Главными понятиями стоицизма являются идеал мудреца, который стремится к безмятежной жизни, к избавлению от страданий, чего достигает благодаря мышлению. Мышление дает ему критерий истинности, истинного бытия.

Эпикур и античные скептики (догматизм): ощущение и удовольствие. Скептики признали, что человек – мудрец с помощью познания убеждается в невозможности объективной истины (воздерживайся от одобрения и согласия). Акцент понимания человека сосредоточен у неоплатоников как субъект познания, который способен достигнуть божественной истины. Основным путем они определяют интеллектуальное созерцание (экстаз), погружение в созерцание вечного истинного и абсолютного.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 934; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!